Рефераты. Основы правоведения

Система административного права состоит из общей и особенной части. Первая включает в себя нормы, регулирующие отношения управления в целом, вторая — отношения в пределах конкретных сфер управления.

Административное право регулирует общественные отношения возникающие, развивающиеся и прекращающиеся в сфере государственного управления, которые связаны с процессом осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного и муниципального управления (исполнительных органов) по руководству экономическим, социально-культурным и административно-политическим строительством. Правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления осуществляется через нормы права (правила поведения) обязательные для всех субъектов регулируемых отношений, если в них участниками являются соответствующие органы государственного управления (должностные лица), осуществляющие управленческую деятельность.

Источниками административного права выступают федеральные законы и законы субъектов федерации, указы Президента РФ, постановления Правительства Российской Федерации, многочисленные подзаконные акты органов управления — министерств, ведомств, государственных комитетов, служб и других государственных органов, полномочных издавать административно-властные предписания. Особое место занимают нормативные акты органов местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации содержит базовые правовые нормы других отраслей права, в том числе и административного права, поэтому ее с полным основанием можно отнести к главному источнику норм административного права.

Таким образом, административное право есть совокупность правовых норм, регулирующих, во-первых, взаимоотношения исполнительно-распорядительных органов государственного управления с гражданами, государственными и негосударственными организациями, во-вторых, внутриаппаратные управленческие отношения (систему органов исполнительной власти, их компетенцию, принципы, формы и методы внутриаппаратной деятельности в государственных органах .и органах местного самоуправления).

 Метод административного права

Метод правового регулирования, используемый в административном праве, обладает особой спецификой наряду с основными способами правового воздействия: а) обязывание — возложение прямой юридической обязанности совершить в активной форме то или иное действие в точном соответствии с условиями, предусмотренными правовой нормой; б) запрет — возложение прямой юридической обязанности не совершать (пассивная форма поведения) то или иное деяние в условиях, предусмотренных правовой нормой; в) дозволение — юридическое разрешение совершать (или не совершать) по усмотрению субъекта те или иные действия, предусмотренные правовой нормой.

Административно-правовое регулирование рассчитано на такие общественные отношения, в которых положение сторон исключает их юридическое равенство, они находятся в отношениях субординации, что качественно отличает их от гражданско-правового регулирования общественных отношений. Отсюда важно установить правовое положение сторон в административно-правовом отношении; юридические факты, влекущие возникновение, изменение или прекращение правоотношений; права и обязанности их субъектов, а также способы защиты прав и обеспечения обязанностей.

Нормы административного права

Нормы административного права представляют собой правила поведения, устанавливаемые государством в целях регулирования общественных отношений в сфере исполнительно-распорядительной управленческой деятельности.

Административно-правовые нормы регулируют общественные отношения управленческого характера путем определения взаимных прав, обязанностей, ответственности сторон этих отношений, причем по своему содержанию они носят повелительный, императивный характер. Они могут содержать также правила поведения, касающиеся всех других возможных участников регулируемых ими управленческих отношений.

Нормы административного права могут быть подразделены на виды по различным основаниям (критериям).

1) В зависимости от функций права нормы могут быть регулятивными и охранительными.

2) По содержанию различаются нормы материального и процессуального права. Первые определяют объем и содержание прав и обязанностей участников административно-правовых отношений, т.е. их административно-правовой статус (правовое положение). Вторые — определяют порядок (процедуру) реализации прав и обязанностей, установленных материальными нормами для участников регулируемых общественных отношений.

3) По характеру предписываемого правила поведения различают нормы запрещающие, обязывающие, управомочивающие.

4) По юридической силе выделяются нормы законов и нормы подзаконных актов.

5) По степени общности содержания выделяют нормы общие и специальные.

6) По времени действия выделяют нормы постоянные и срочные (временные).

 Реализация норм административного права — это их практическое претворение (осуществление, воплощение) в реальном поведении субъектов в соответствии с целями правового регулирования управленческих общественных отношений. Субъектами, реализующими эти нормы, являются государственные и негосударственные организации, государственные и муниципальные служащие, коммерческие и некоммерческие организации, общественные объединения, граждане Российской Федерации и иные субъекты.

Понятие, задачи и система уголовного права

Уголовное право, как отрасль права, представляет собой совокупность юридических норм, установленных высшими органами государственной власти, которые определяют преступность и наказуемость деяний, основания уголовной ответственности, систему наказаний, порядок и условия их назначения, а также освобождения от уголовной ответственности и наказания.

В качестве предмета регулирования уголовного права выступают общественные отношения, возникающие в связи с совершением преступления.

Метод уголовно-правового регулирования состоит в установлении преступности, уголовных запретов совершения преступлений и их наказуемости.

Уголовное право, как и любая другая отрасль права, является не простой, а систематизированной совокупностью правовых норм. Система уголовного права представляет собой целостное единство взаимосвязанных уголовно-правовых институтов и норм, расположенных в зависимости от их содержания, характера и сущности. Систему уголовного права составляют Общая и Особенная части.

Общая часть уголовного права — это совокупность уголовно-правовых институтов и норм, в которых определяются задачи уголовного законодательства, его принципы и основание уголовной ответственности; действие уголовного закона в пространстве, времени и по кругу лиц; дается определение понятия преступления и выделяются категории преступлений; решаются вопросы о вине и ее формах; указывается возраст, с которого наступает уголовная ответственность; определяются обстоятельства, исключающие преступность деяния; характеризуются стадии совершения преступления; раскрываются вопросы соучастия в преступлении; формулируются цели наказания; устанавливаются виды наказаний, их содержание и порядок назначения; предусматриваются основания освобождения от уголовной ответственности и наказания, а также особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

Особенная часть уголовного права — это система норм, содержащих описания отличительных признаков конкретных преступлений и устанавливающих виды и размеры наказаний, которые могут быть назначены физическим лицам.

Задачами уголовного права являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

Помимо общих задач, единство норм, институтов и частей уголовного права, как отрасли права, обеспечивают и принципы уголовного права.

Под принципами уголовного права понимаются основополагающие идеи, закрепленные в нормах уголовного права, которые предопределяют содержание и построение уголовно-правовых норм, институтов и отрасли права в целом.

К числу принципов уголовного права относятся: принцип законности, принцип равенства граждан перед законом, принцип ответственности за вину, принцип справедливости, принцип гуманизма.

Законность, как принцип уголовного права, означает, что преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия могут определяться только Уголовным кодексом при применении которого не допускается аналогия.

Принцип равенства граждан перед законом состоит в том, что лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Принцип ответственности за вину означает, что не допускается объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, так как лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина.

Принцип справедливости предполагает то, что никто не может дважды нести уголовную ответственность за одно и то же преступление, а наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

Принцип гуманизма состоит в том, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижения человеческого достоинства, поскольку уголовное законодательство РФ обеспечивает безопасность человека.

Понятие уголовного закона, его черты и значение. Действующее уголовное законодательство

Единственным источником уголовного права является уголовный закон. Только уголовный закон устанавливает преступность и наказуемость общественно опасных деяний. Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из Уголовного кодекса, новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в указанный Кодекс. Уголовный кодекс российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права.

Уголовный закон является формой выражения уголовно-правовых норм, систематизированная совокупность которых и образует уголовное право, как отрасль права. Следовательно, уголовный закон соотносится с уголовным правом, как отраслью права, также, как соотносится форма и содержание. Уголовный закон — это нормативно-правовой акт, принятый высшими правомочными законодательными органами государства либо всенародным голосованием (референдумом), состоящий из взаимосвязанных юридических норм, одни из которых закрепляют основания и принципы уголовной ответственности и содержат общие положения уголовного законодательства, другие — определяют, какие общественно опасные деяния являются преступлениями, и устанавливают наказания, которые могут быть применены к лицам, совершившим преступления, либо, в определенных случаях, указывают условия освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Предложенное определение уголовного закона, прежде всего, относится к Уголовному кодексу, который представляет собой систематизированный законодательный акт, содержащий уголовное законодательство Российской Федерации и включающий всю совокупность уголовно-правовых норм.

Уголовный закон характеризуется рядом свойственных ему черт:

1) предназначен для обеспечения охраны прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя РФ от преступных посягательств, поддержания мира и безопасности человечества, а также для предупреждения преступлений; 2) является единственным источником уголовного права; 3) закрепляет основания и принципы уголовной ответственности, а также формулирует общие положения уголовного права; 4) служит в качестве средства осуществления уголовной политики; 5) определяет, какие общественно опасные деяния являются преступлениями, и устанавливает наказания, которые могут быть применены к лицам, совершившим преступления, либо, в определенных случаях, предусматривает условия освобождения от уголовной ответственности и наказания; 6) соответствует социально-политическим, экономическим и идеологическим условиям жизни общества; 7) способствует предупреждению преступности, воспитанию граждан в духе уважения Конституции РФ и других законов.

Значение уголовного закона состоит в том, что он, являясь основным средством осуществления уголовной политики в государстве, обеспечивает нормальные условия существования общества путем предупреждения преступлений и воспитания граждан в духе соблюдения законов и уважения правил общежития.

Внешней формой выражения уголовного права является уголовное законодательство. Действующее уголовное законодательство РФ представлено Уголовным кодексом, который был принят Государственной Думой 24 мая 1996 года и введен в действие с 1 января 1997 года, за исключением положений, для которых Федеральным законом РФ «О введении в действие уголовного кодекса Российской Федерации» установлены иные сроки введения в действие. Уголовный кодекс представляет собой универсальный, систематизированный законодательный акт, отличающийся внутренним единством, содержащий систему взаимосвязанных уголовно-правовых институтов и норм, расположенных в зависимости от характера, содержания и сущности.

Уголовный кодекс РФ состоит из двух частей — Общей и Особенной, которые включают в себя разделы, главы, которые состоят из статей, содержащих уголовно-правовые нормы и институты.

Для соблюдения и применения уголовного закона важно знать принципы его действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. В соответствии с принципом действия уголовного закона во времени, вопрос о преступности и наказуемости деяния, должен решаться на основании закона, который действовал во время совершения этого деяния. Временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от наступления последствий.

При этом следует иметь в виду, что закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе и на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, напротив, обратной силы не имеет.

Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.

Действие уголовного закона в пространстве определяется в соответствии с принципами территориальности и гражданства, которые преобладают в российском законодательстве вообще. Сущность территориального принципа состоит в том, что все лица — граждане, РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления на территории Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по Уголовному кодексу РФ, Особо решается вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом. В случае совершения этими лицами преступления на территории РФ, вопрос об их ответственности разрешается в соответствии с нормами международного права. Преступления признаются совершенными на территории Российской Федерации в том случае, если они совершены в пределах территориальных вод или воздушного пространства РФ, а равно на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ. Подлежат уголовной ответственности по уголовному кодексу РФ лица, совершившие преступления на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения. Лица, совершившие преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежат тоже уголовной ответственности по Уголовному кодексу РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Сущность принципа гражданства выражается в том, что граждане РФ, а равно постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов России, подлежат уголовной ответственности по Уголовному кодексу РФ в том случае, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. При осуждении указанных лиц, наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление.

Особо решается вопрос и об уголовной ответственности военнослужащих воинских частей Российской Федерации, дислоцируемых за ее пределами, которые совершили преступления на территории иностранного государства. Они несут уголовную ответственность по Уголовному кодексу РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Граждане РФ, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ, совершившие преступление вне ее пределов, подлежат уголовной ответственности по Уголовному кодексу РФ в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации, и в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов РФ и находящиеся на ее территории, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.