Объектом преступления, предусмотренного ст. 200 УК, являются общественные отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами товаров, работ, услуг. С объективной стороны данное преступление состоит в обмеривании, обвешивании, обсчете, введении в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара или ином обмане потребителя. Диспозиция этой статьи содержит примерный перечень способов обмана. Обязательным признаком объективной стороны является совершение обмана потребителей в значительном размере, под которым, в соответствии с примечанием к ст. 200 УК, понимается обман, причинивший потребителям ущерб в сумме, превышающей одну десятую часть МРОТ.
Местом совершения преступления признаются предприятия торговли, общественного питания, бытового, коммунального и иного обслуживания независимо от форм собственности, любое иное место торговли или оказания услуг. Оконченным преступление считается с момента совершения любого из предусмотренного диспозицией деяния.
Субъективная сторона выражена прямым умыслом. Субъект преступления специальный: работники организаций, реализующих товар или оказывающих услуги, либо индивидуальные предприниматели.
Ч. 2 ст. 200 УК предусматривает ответственность за обман потребителей, совершенный:
- лицом, ранее судимым за обман потребителей. Таковым считается лицо, ранее осуждавшееся за преступление, предусмотренное ст. 200 УК, если судимость не снята или не погашена в соответствии со ст. 86 УК РФ,
- группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Обман потребителей признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если он был осуществлен двумя и более лицами, заранее договорившимися о совместном его
совершении. Организованной, в соответствии с ч. 3 ст. 35 УК, признается устойчивая
группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких
преступлений,
- в крупном размере. В соответствии с примечанием к ст. 200 УК крупным размером признается ущерб в сумме не менее одного МРОТ.
В марте 2001 г. в одном из кафе сотрудниками управления внутренних дел
г. Коломны была произведена контрольная закупка. Стоимость заказа составила
115 руб. Однако предъявленный работником кафе счет составил более 200 руб.
Составив протокол о нарушении прав потребителей, следователь передал дело в
прокуратуру. Последняя, в свою очередь, передала дело на рассмотрение суда,
квалифицировав действия администрации кафе по ч. 2 ст. 200 УК «обман
потребителей в крупном размере». Дело находится на рассмотрении суда,
решение по нему пока не вынесено.
Федеральным законом РФ «О внесении изменений и дополнений в статью 238 Уголовного кодекса Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. в ст. 238 УК внесены изменения и дополнения, а именно:
- изменено наименование статьи. Если раньше она называлась «Выпуск или продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающим требованиям безопасности», то теперь она называется «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»,
- в соответствии с новым наименованием изменена редакция ч. 1,
- исключено требование наступления последствия в виде неосторожного причинения вреда здоровью человека, как необходимого условия наступления ответственности,
- ч. 2 дополнена двумя пунктами,
- вместо квалифицирующего обстоятельства в виде причинения по неосторожности вреда здоровью двух и более лиц предусмотрено последствие в виде причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью либо смерти человека,
- в ч. 2 исключен п. «в», содержащий выше представленную формулировку,
- в санкции ч. 2 максимальный срок лишения свободы увеличен с 5 до 6 лет, а также предусмотрена конфискация имущества[27].
Основным непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 238 УК, является здоровье населения, в качестве дополнительного объекта выступает право потребителя на безопасность товаров, факультативного – имущественное право потребителя, установленный законом порядок сертификации продукции, здоровье и жизнь потребителей. Предметом преступления выступают товары, работы, услуги, не отвечающие требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей.
Объективная сторона рассматриваемого преступления заключается в производстве, хранении, перевозке, сбыте товаров, не отвечающих требованиям безопасности. Причем ответственность за хранение и перевозку наступает только в случае, если они осуществлялись в целях сбыта.
Состав данного преступления является материальным. Уголовная ответственность наступает в случае наступления преступных последствий.
Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины. Неосторожность, в соответствии со ст. 26 УК, как форма вины состоит в совершении деяния по легкомыслию или небрежности. Сами действия совершаются умышленно, однако отношение к последствиям должно быть неосторожным, поскольку на это прямо указывается в ст. 238 УК. Субъект данного преступления является специальным.
Квалифицирующий состав ст. 238 УК включает 4 признака:
- действия совершены в отношении товаров, работ, услуг, предназначенных для детей в возрасте до 6 лет,
- совершение деяний группой лиц по предварительному сговору или организованной группой,
- совершение деяний неоднократно. Понятие неоднократности дано в ст. 16 УК. Неоднократность – совершение двух и более преступлений, предусмотренных одной статьей или частью статьи УК.
- действия повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека. Согласно ст. 111 УК, под тяжким вредом здоровью понимается такое повреждение, которое в момент причинения является опасным для жизни или повлекло утрату ряда функций организма или органов и другие тяжкие последствия.
Ч. 3 ст. 238 УК устанавливает ответственность за действия, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц.
4.1. Международные принципы защиты интересов потребителей
Во многих странах сравнительно давно действуют законы, направленные на защиту прав потребителей. Проблема защиты потребителя приобрела международное значение, и 9 апреля 1985 г. Генеральной Ассамблеей ООН были приняты «Руководящие принципы для защиты прав потребителей» (далее - Принципы) в качестве основы для разработки правительствами политики в этой области.
Часто потребители находятся в неравном положении сточки зрения экономических условий, уровня образования. В связи с этим Принципы преследуют следующие цели:
1. содействие странам в установлении и обеспечении защиты потребителей,
2. способствование созданию независимых групп потребителей,
3. расширение международного сотрудничества в области защиты прав потребителей
и другие (ст. 1 Принципов).
Принципы закрепляют следующие права потребителей:
1. право на безопасность;
2. право на информацию;
3. право на качество;
4. право на потребительское образование;
5. право на выбор;
6. право на удовлетворение своих потребностей;
7. право быть услышанным;
8. право на возмещение ущерба[28].
Все эти права являются основными и нашли свое отражение и в российском законодательстве.
Право потребителей на безопасность означает, что товар, работа, услуга, при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки, должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя, безопасен для окружающей среды и не причинять вреда
имуществу потребителя.
Государства устанавливают обязательные требования, которым должны соответствовать товары, реализуемые потребителям. Эти требования содержаться в различных нормах и подлежат обязательному соблюдению. Контроль за соблюдением этих стандартов возлагается, в основном, на государственные органы.
Лица, ответственные за выход товаров на рынок, должны следить, чтобы эти товары в период нахождения у них не стали опасными из-за неправильного обращения или хранения. Изготовитель обязан приостановить производство товара, если будет установлено, что при соблюдении потребителями правил эксплуатации эти товары причиняют или могут причинить вред потребителю. Если после выхода товара на рынок возникает опасность, изготовители, продавцы обязаны сообщить об этом в соответствующие органы. Продавцы обязаны проинструктировать потребителей о правильном использовании товара (п. 9-12 Принципов).
С правом потребителя на безопасность товара тесно связано право на возмещение вреда. Правительства государств, подписавших Принципы, должны разрабатывать правовые и/или административные меры, позволяющие потребителям получить компенсацию (п. 28 Принципов).
Одним из основных критериев потребительского выбора является информация. Только на основе достоверной и полной информации человек может товар, обладающий необходимыми ему свойствами. С правом на информацию связано право на потребительское образование и право на выбор, поскольку информация – критерий правильного выбора.
Правительства разрабатывают программы просвещения и информирования потребителей. Просвещение потребителей должно быть неотъемлемой частью основной программы обучения в системе образования. Эти программы включают следующие аспекты защиты интересов потребителей:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23