Рефераты. Характеристика организационных и технических мер инженерно-технической защиты информации в государст...

Проблемы информационной безопасности становятся все более сложными и практически значимыми в связи с массовым переходом информационных технологий в управлении на безбумажную автоматизированную основу.

Раньше главная опасность состояла в краже документов и разглашении информации сотрудниками, что могло быть достаточно легко выявлено. В наши дни широко развито незаконное оперирование электронными документами в компьютерных базах данных, копирование электронной информации без фактической кражи носителя информации. Обнаружить подобную кражу практически крайне сложно.

Информационная безопасность носит концептуальный (программный) характер и предполагает регламентацию решения комплекса задач поддержания безопасности информационных ресурсов предприятия (фирмы). Часто информационная безопасность понимается как совокупность задач, требований по сохранению в тайне интеллектуальных секретов фирмы. Следует помнить, что любой материальный объект, любое новшество объективно отражается в нашем сознании в виде совокупности информационных характеристик.

Под безопасностью информационных ресурсов (информации) понимается защищенность информации во времени и пространстве от любых объективных и субъективных угроз (опасностей), возникающих в обычных условиях функционирования фирмы и условиях экстремальных ситуаций: стихийных бедствий, других неуправляемых событий, пассивных и активных попыток злоумышленника создать потенциальную или реальную угрозу несанкционированного доступа к документам, делам, базам данных.

Безопасность информации на любых носителях трактуется как состояние ее защищенности от случайных и преднамеренных несанкционированных воздействий естественного и искусственного свойства, направленных на уничтожение, разрушение, видоизменение тех или иных данных, изменение степени доступности ценных сведений.

Необходимый уровень безопасности информационных ресурсов определяется в процессе различных аналитических исследований, которые предопределяют структуру и требуемую эффективность системы защиты этих ресурсов с учетом финансовых возможностей фирмы.

Политика (концепция, программа) информационной безопасности фирмы практически реализуется комплексом направлений и методов защиты информации, обеспечивающим ее безопасность. Защита информации представляет собой жестко регламентированный и динамичный технологический процесс, предупреждающий нарушение доступности, целостности, достоверности и конфиденциальности ценных информационных ресурсов и в конечном счете обеспечивающий достаточно надежную безопасность информации в процессе управленческой и производственной деятельности фирмы. Если программа информационной безопасности отражает предполагаемую идеальную защищенность информации, то защита информации - это реальная динамичная модель решения задач, поставленных в программе.

Предполагается, что защита информации осуществляется прежде всего от несанкционированного доступа к ней постороннего лица, который в результате этого доступа имеет возможность похитить информацию, уничтожить носитель, фальсифицировать сведения, произвести подмену документов или совершить иные злоумышленные действия.

Следовательно, информационная безопасность, безопасность информации и защита информации связаны единой целью, решаемыми задачами и последовательной реализацией их в условиях необходимости обеспечения экономической безопасности предприятия.


2.2. Информационные ресурсы, продукты и услуги

В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» информационные ресурсы предприятия, организации, учреждения, банка, компании и других государственных и негосударственных, в том числе предпринимательских, структур (далее по тексту - фирмы) включают в себя отдельные документы и отдельные массивы документов (дела), документы и комплексы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных компьютеров и других информационных системах) на любых носителях, в том числе обеспечивающих работу вычислительной и организационной техники.

Информационные ресурсы формируются в процессе создания и распространения исходной и производной информации. Этот процесс сопровождает любую производственную и управленческую деятельность в государственной и негосударственной сферах, а также жизнь гражданина. Для информационных ресурсов характерен ретроспективный аспект, что определяется технологической завершенностью их возникновения.

Информационные ресурсы (информация) являются объектами отношений физических и юридических лиц между собой и с государством, составляют в совокупности информационные ресурсы России и охраняются законом наряду с другими видами ресурсов.

Информация, которая используется предпринимателем в бизнесе и управлении фирмой, является его собственной или частной информацией. Такая информация составляет интеллектуальную собственность предпринимателя. К интеллектуальной собственности (интеллектуальному продукту) как результату творческого труда относят коммерчески ценную идею, технические, технологические (ноу-хау) и научные (ноу-ноу) новшества, оригинальные методы управления, организации бизнеса и другие достижения. Информация как результат творчества может быть не только предметом интеллектуальной собственности, но и отражать характеристики, свойственные объекту интеллектуальной собственности.

Практическая реализация концепции информационных ресурсов связана с распространением информации путем подготовки информационных продуктов и предоставления информационных услуг. Информационные продукты - документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения потребностей пользователей. Информационные услуги - действия субъектов (собственников и владельцев ресурсов) по обеспечению пользователей информационными продуктами.

Правовой режим информационных ресурсов определяется нормами, устанавливающими:

-                   порядок документирования информации;

-                    право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов;

-                   категорию информации по уровню доступа к ней;

-                   порядок правовой охраны информации.

Документирование информации (создание официального документа) является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы. Но следует оговориться, что при формировании системы защиты информации нас интересует также информация, представленная в недокументированном виде - в виде звуковой волны, электромагнитного излучения и в другой форме.

Документированная информация является комплексным понятием, основанным на ее двуединстве: с одной стороны, это информация (факты, данные, сведения), а с другой - материальный носитель. В процессе документирования информация (результат творческой работы человека) овеществляется, становится документом. Подобный подход к документированной информации представляется существенным при решении задач обеспечения безопасности информации и сохранности ее носителя.

Следует учитывать, что документ может быть не только и даже не столько управленческим (деловым), имеющим в большинстве случаев текстовую, табличную или анкетную форму. Значительно большие объемы наиболее ценных документов представлены в изобразительной форме: конструкторские документы, картографические, научно-технические, документы на фотографических, магнитных и иных носителях.

По принадлежности к тому или иному виду собственности информационные ресурсы могут быть государственными или негосударственными и как элемент состава имущества находиться в собственности граждан, органов государственной власти, исполнительных органов, органов местного самоуправления, государственных учреждений, организаций и предприятий, общественных объединений, предпринимательских структур. Защите, охране подлежит любая ценная документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю или иному лицу.

Ценность информации может быть стоимостной категорией и характеризовать конкретный размер прибыли при ее использовании или размер убытков при ее утрате. Информация часто становится ценной ввиду ее правового значения для фирмы или развития бизнеса, например учредительные документы, программы и планы, договоры с партнерами и посредниками и т. д. Ценность может проявляться в ее перспективном научном, техническом или технологическом значении.

Обычно выделяются два вида информации, интеллектуально ценной для предпринимателя:

-                   техническая, технологическая: методы изготовления продукции, программное обеспечение, производственные показатели, химические формулы, рецептуры, расчеты, результаты испытаний опытных образцов, данные контроля качества и т. п.;

-                    деловая: стоимостные показатели, результаты исследования рынка, списки клиентов, экономические прогнозы, стратегия действий на рынке и т. п.

Ценная информация охраняется нормами права (патентного, авторского, смежных прав и др.), товарным знаком или защищается включением ее в категорию информации, составляющей тайну фирмы.

Процесс выявления и регламентации реального состава ценной информации, в том числе составляющей секреты фирмы, является основополагающей частью системы защиты информации.

Состав этих сведений фиксируется в специальном перечне, закрепляющем факт отнесения их к защищаемой информации и определяющем период (срок) конфиденциальности (т. е. недоступности для всех) этих сведений, уровень (гриф) их конфиденциальности, список сотрудников фирмы, которым дано право использовать эти сведения в работе. В основе перечня лежит типовой состав защищаемых сведений фирм данного профиля. Перечень является постоянным рабочим материалом руководства фирмы, служб безопасности и конфиденциальной документации. Он представляет собой классифицированный список типовой и конкретной ценной информации о проводимых работах, производимой продукции, научных и деловых идеях, технологических новшествах. В перечень включаются действительно ценные сведения («изюминки») о каждой работе фирмы. Следует отметить, что нельзя ограничивать доступ к информации, относящейся к новой продукции, но не имеющей интеллектуальной ценности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.