Теперь, по прошествии более чем десяти лет российских реформ, абсолютно всем ясно и на Западе, и в России, что большие заимствования ссудного капитала за рубежом обесценили российский рубль, вызвали громадный импорт, лишили отечественную промышленность стимулов и внутренних рынков сбыта.
XXI век - это не просто переломный период в летосчислении; он должен стать переходным этапом в новое мироустройство, новые международные отношения, основывающиеся на основополагающих принципах международного права, демократии и свободы личности. Именно с учетом этих принципов разрабатывались, а впоследствии и утверждались Договор о создании Союзного государства и Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации[26] по реализации положений этого Договора.
Перечислим основные, на наш взгляд, блокирующие факторы и причины на пути конвергенции хозяйственных систем России и Белоруссии и их интеграции в целом.
1. Позиция Запада. Евроатлантические структуры никак не желают усиления России на западном направлении, а также усиления славянского фактора в Европе.
2. Действия российской и белорусской оппозиции. Российская оппозиция в лице правых сил и олигархических структур выступает на словах «за союз с Белоруссией, но без Лукашенко».
3. Серьезные различия в экономических моделях перехода к рынку.
4. Жизнестойкость России зависит от достижения консолидации российского общества, которого сейчас явно не хватает. Поэтому в Российской Федерации назрела потребность изменения приоритетов экономической политики в сторону социализации государства. Альтернативой такому курсу может быть только дальнейшее социальное расслоение российского общества, рост его криминализации, распад экономических и социальных связей с Белоруссией, окончательная потеря сторонников объединения двух братских стран.
5. Кризисное состояние процесса конвергенции хозяйственных систем России и Белоруссии повторяет сценарий так называемого цивилизованного развода бывших советских республик в рамках СНГ. Размежевание постсоветского экономического пространства во многом обусловлено, по всей видимости, нежеланием новой России взять на себя роль локомотива и системообразующего ядра, чтобы по-настоящему встать во главе процесса экономической регионализации.
Есть и другие проблемы, требующие тщательного исследования.
Анализ проблематики позволил сделать следующие выводы в соответствии с логикой поставленных в настоящем исследовании цели и задач:
1. Национальные государства являются по-прежнему ее главными акторами. Сегодня их число возросло почти до 200 единиц, увеличившись почти в 4 раза по сравнению с 51 государством - первоначальным членом ООН.
Возрастающее количество МО, как межправительственных (ММПО), так и неправительственных (МНПО).
В течение последних трех десятилетий происходит процесс глобализации международной политики и трансграничного переплетения различных проблем. Глобализация означает все более сильное уплотнение трансграничного взаимодействия прежде всего в области экономики, технологии, коммуникации, науки и транспорта.
Противоречивость международной системы проявляется в параллельных с глобализацией процессах децентрализации, регионализации и многополярности.
2. В связи с переходом России на рыночные основы хозяйствования вопросы регулирования и развития международного сотрудничества России с международными организациями выдвинулись в число приоритетных направлений ее внешне-экономической политики. Несмотря на большую работу, проделанную законодательными и исполнительными органами власти на всех уровнях по организации и укреплению внешнеэкономических связей, еще остается много проблем, касающихся адекватного использования экономического потенциала регионов и страны в целом во внешнеэкономической деятельности.
3. Россия до настоящего времени не занимает подобающего ей места на мировом рынке и в системе международных экономических организаций. Односторонние шаги России по открытию национального рынка не встречают встречных шагов со стороны ее торговых партнеров в признании того, что конкурентоспособность крупных российских предприятий-экпортеров определяется их сравнительными экономическими преимуществами. Не используется в должной мере потенциал таможенного регулирования, или используется с определенными перекосами, например, в сторону решения чисто фискальных задач. Россия должна делать больший упор на методы экономического регулирования внешней торговли, которые лишь продекларированы во многих законах, но фактически не действуют. В основном в России используются административные методы решения вопросов в области внешней политики.
4. Вопрос вступления России в ВТО пока остается открытым, так как многие проблемы остаются неурегулированными. В процессе переговоров российская сторона подвергается (в частности со стороны США) и будет подвергаться далее жесткому прессингу, в том числе в отношении ускорения принятия решения о вступлении в ВТО в ущерб интересам развития национальной промышленности. Но, Россия не может принять в связи со своим вступлением в ВТО обязательства более жесткие, чем положения согласованные в рамках ВТО. В данной ситуации Россию больше устроил бы льготный режим присоединения к ВТО с возможностью поэтапного реформирования внешнеэкономической деятельности с учетом особенностей национальной экономики. И, несмотря на то, что в экономической программе Правительства РФ, утвержденной в июле 2000 г., зафиксирована цель интенсификации переговоров о присоединении России к ВТО, условия присоединения по всем основным параметрам (тарифам, доступ на рынок услуг, обязательства в области сельского хозяйства и др.) будут основываться на реальном положении российской экономики, обеспечивать необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды.
5. Белорусско-российское сотрудничество на международной арене, в том числе в международных организациях, осуществляется на базе общности интересов двух стран, руководство которых эволюционирует в сторону укрепления сильной президентской власти. Задача соединения интересов личности, общества и государства во внешней политике, декларируемая в концептуальных документах России и Беларуси, остается пока еще далекой от воплощения во внешнеполитической практике обеих стран. Остается надеяться, что укрепление демократии и внутриполитической стабильности, прогресс в области прав человека снимут проблематику «демократии и прав человека», как и весь «белорусский вопрос», с повестки дня международных организаций. Это сделает неактуальным белорусско-российское межправительственное сотрудничество в той его части, которая касается недопущения международной критики «недемократического поведения» правительства одной или двух стран, поскольку исчезнет сам предмет такой критики.
Оценивая в целом влияние МО на российскую экономику, можно констатировать, что оно не всегда носило конструктивный характер и порой причиняло существенный вред интересам Российской Федерации.
1. Конституция РФ.-М., 1998.
2. Гражданский кодекс РФ в двух частях.- М., 1999.
3. Таможенный кодекс РФ.- М. : Проспект, 2000.
4. Налоговый кодекс РФ.-М., 2002.
5. Закон РФ «О таможенном тарифе» по состоянию на 1.01.2002.-М., 2002.
6. Закон РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” по состоянию на 1 января 2003 г.-М., 2002.
7. Закон РФ “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности” по состоянию на 1 января 2003 г.-М., 2002.
8. Закон РФ “О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами” по состоянию на 1 января 2001 г.-М., 2001.
9. Закон РФ “О международном коммерческом арбитраже”.//Экономика и жизнь.-1993.-№ 33.
10. Генеральное Соглашение по тарифам и торговле.-СПб., 1994.
11. Абашидзе А.Х., Эмин В.Г. Членство в международной организации. - Международные организации / Под ред. И.П. Блищенко. М., 1994.
12. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: Маркетинг, 1997.
13. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи. - М.: Финансы и статистика, 1998-512с.
14. Белорусско-российские отношения: проблемы и перспективы: Материалы 2-го «круглого стола» белорусских и российских ученых (Минск, 26-27 января 1999 г.): Итоговый документ. Мн., 2000.
15. Бельчук А.И. Вступление России в ВТО - попытка подвести баланс. // Внешнеэкономический бюллетень. – 2001.-№10.
16. Борко Ю. Новый этап углубления и расширения европейской интеграции: социальные аспекты //МО и МЭ.-2000.- № 6.
17. Годин Ю. Союз Белоруссии и России повторяет стратегическую ошибку СНГ. Пять лет двусторонней интеграции - период дальнейшего размежевания союзных стран// Белорусский журнал международного права и международных отношений.-2000.-№ 1.
18. Гордейчик А. И. Взаимодействие Республики Беларусь и Российской Федерации на международной арене: современное состояние и перспективы: Доклад на 4-м «круглом столе» ученых ФМО БГУ и ИМЭПИ РАН «Белорусско-российские отношения: проблемы и перспективы» (Минск, 1 февраля 2001 г.).
19. Договор о создании Союзного государства // Советская Белоруссия. 1999. 11 ноября.
20. Дробот Г. А. Роль международных организаций в мировой политике: основные теоретические подходы // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 1999. № 1.
21. Загорский А. В. Россия и СНГ // Внешняя политика Российской Федерации. 1992-1999. М., 2000.
22. Клепацкий З.М. Западноевропейские международные организации / Пер. с польского. М., 1973.
23. Крылов Н. Б. Правотворческая деятельность международных организаций. М., 1988.
24. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть.-М.:БЕК,1998.
25. Маргиев В. И. К вопросу о юридической природе внутреннего права международных организаций // Советский ежегодник международного права. 1980. М., 1981.
26. Материалы доклада М.Мясникович на международной научно-практической конференции «Руководитель на рубеже ХХI века» (22-23 сентября 1999 г., Минск, Белоруссия).
27. Международное публичное право. Сборник документов./Сост. К.А.Бекяшев и А.Г.Ходаков. В 2-х т.-М.: БЕК, 1996.
28. Моджорян Л.А. О субъекте международного права. М., 1948.
29. Моравецкий В. Функции международной организации.-М., 1976.
30. Морозов Г. И. Международные организации: Некоторые вопросы теории. М., 1974.
31. Рогов С.М. Россия и Всемирная торговая организация //Независимая газета. - 1999. - 01 декабря.
32. Снапковский В. О белорусско-российском сотрудничестве в международных организациях (ООН и ОБСЕ) // Белорусский журнал международного права и международных отношений.-2002.- № 1.
33. Снапковский В. Международные организации в системе международных отношений // Белорусский журнал международного права и международных отношений.-2000.-№ 3.
34. Томашевская О. Долгая дорога в ВТО // Белорусская деловая газета. 2000. 18 июля.
35. Фельдман Д.И., Курдюков Г.И. Основные тенденции развития международной правосубъектности. М., 1974.
36. Чжин Ю. История создания, цели, функции ОЭСР и членства в ней //Право и политика.-2000.-№ 11.
37. Шибаева Е., Поточный М. Правовые вопросы структуры и деятельности международных организаций. М., 1988.
38. Convention on the organization for economic cooperation and development // Organization for economic cooperation and development. Paris : OECD. 1965.
39. Gallayrtti G. The Limits of International Organization: Systematic Failure in the Management of International Relations // The Politics of Global Governance: International Organizations in an Independent World. Ed. Paul F. Diehl. London, 1997.
[1] Международное право. Общая часть. /Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов.-М., 1999.
[2] Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. - М.:БЕК, с.93.
[3] Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть.-М.:БЕК, с.94-95.
[4] Снапковский В. Международные организации в системе международных отношений // Белорусский журнал международного права и международных отношений.-2000.-№ 3.
[5] Там же.
[6] Там же.
[7] Дробот Г. А. Роль международных организаций в мировой политике: основные теоретические подходы // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 1999. № 1. С. 140-142, 148.
[8] Gallayrtti G. The Limits of International Organization: Systematic Failure in the Management of International Relations // The Politics of Global Governance: International Organizations in an Independent World. Ed. Paul F. Diehl. London, 1997. P. 375-414.
[9] Там же, P. 377.
[10] Чжин Ю. История создания, цели, функции ОЭСР и членства в ней //Право и политика.-2000.-№ 11.
[11] См.: Convention on the organization for economic cooperation and development // Organization for economic cooperation and development. Paris : OECD. 1965. Р. 43-50.
[12] Моравецкий В. Функции международной организации.-М., 1976, с.90.
[13] Шибаева Е., Поточный М. Правовые вопросы структуры и деятельности международных организаций. М., 1988. С. 76.
[14] Шибаева Е., Поточный М. Указ. соч. С.79.
[15] В настоящее время ГАТТ преобразована во Всемирную торговую организацию (ВОТ).
[16] В настоящее время МБРР фигурирует под названием Всемирный банк.
[17] Клепацкий З.М. Западноевропейские международные организации / Пер. с польского. М., 1973. С. 57.
[18] Абашидзе А.Х., Эмин В.Г. Членство в международной организации. - Международные организации / Под ред. И.П. Блищенко. М., 1994. С. 50.
[19] Моджорян Л.А. О субъекте международного права. М., 1948. C. 10.
[20] Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи: Учебное пособие.-М.: Финансы и статистика, 1998, с.14.
[21] Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: Маркетинг, 1997. С. 42.
[22] Бельчук А.И. Вступление России в ВТО - попытка подвести баланс. - Внешнеэкономический бюллетень. – 2001.-№10.
[23] Снапковский В. О белорусско-российском сотрудничестве в международных организациях (ООН и ОБСЕ) // Белорусский журнал международного права и международных отношений.-2002.- № 1.
[24] Загорский А. В. Россия и СНГ // Внешняя политика Российской Федерации. 1992-1999. М., 2000. С. 107.
[25] Гордейчик А. И. Взаимодействие Республики Беларусь и Российской Федерации на международной арене: современное состояние и перспективы: Доклад на 4-м «круглом столе» ученых ФМО БГУ и ИМЭПИ РАН «Белорусско-российские отношения: проблемы и перспективы» (Минск, 1 февраля 2001 г.).
[26] Договор о создании Союзного государства // Советская Белоруссия. 1999. 11 ноября.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7