Рефераты. Характеристика административно-правового статуса Правительства РФ

Полномочия Правительства РФ неразрывно связаны с реализа­цией норм ст. 71 Конституции, определяющей предметы ведения Рос­сийской Федерации. Непосредственное отношение к деятельности Правительства РФ имеет указание на такие предметы ведения, как федеральная собственность и управление ею, установление основ фе­деральной политики и федеральные программы в конкретных облас­тях развития страны; установление правовых основ единого рынка, федеральный бюджет, федеральные налоги, внешнеэкономические от­ношения, оборона и безопасность.

Предметы совместного ведения РФ и ее субъектов также имеют непосредственное отношение к полномочиям федерального Прави­тельства: защита нрав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; вопросы рас­поряжения природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование, охрана окружающей среды; общие вопросы образования, науки, культуры; здравоохранение; за­щита семьи; социальная защита; координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение междуна­родных договоров РФ.

1. В сфере экономики на Правительство возложены разработка и организация исполнения федерального бюджета и представление бюджета и отчета о его исполнении на рассмотрение Государственной Думы. Порядок составления бюджета, источники формирования его доходной части и основные направления бюджетных расходов опреде­ляются в соответствии с бюджетным, налоговым и иным законода­тельством Российской Федерации.

Статья 114 Конституции РФ и ст. 12 Закона о Правительстве РФ возлагают на Правительство обеспечение единства экономического пространства и свободы экономической деятельности, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. В этих целях Пра­вительство вырабатывает государственную структурную и инвестици­онную политику и принимает меры по ее реализации.

На заседаниях Правительства рассматриваются предположения об объеме выпуска государственных цепных бумаг, о состоянии государ­ственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, при­нимаются решения о представлении Президенту проектов указов по вопросам финансовой и налоговой политики, о внесении по этим во­просам законопроектов в Государственную Думу[5].

Конституция РФ возлагает на Правительство РФ управление фе­деральной собственностью как одним из основных источников эконо­мического и финансового благополучия общества.

Разграничение федеральной собственности, собственности и субъек­тов Федерации и муниципальной собственности проводится на осно­ве законодательства Российской Федерации. Правительство в соот­ветствии с Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. «О государст­венных и муниципальных унитарных предприятиях»[6]' решает вопросы организации государственных казенных и иных унитарных предприятий.

Общее управление федеральной собственностью возложено на Министерство имущественных отношений РФ и Российский Фонд федерального имущества. Правительство занимается решением во­просов, связанных с рациональным использованием объектов феде­ральной собственности, их приватизацией, передачей тех пли иных объектов в собственность субъектов РФ и органов местного самоуп­равления, рассматривает проекты программ приватизации объектов федеральной собственности и предложения об основных направлени­ях использования средств, полученных от приватизации.

В сфере внешнеэкономической деятельности Правительство РФ осуществляет в пределах своей компетенции регулирование экспорта и импорта, определяет таможенные пошлины и тарифы, контролирует деятельность соответствующих федеральных органов исполнитель­ной власти, в том числе Государственного таможенного комитета РФ.

2. Правительство РФ призвано направлять проведение единой госу­дарственной политики в области окружающей природной среды и эко­логической безопасности; принимать меры по реализации прав граж­дан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Правительство РФ организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и разви­тию минерально-сырьевой базы Российской Федерации. На Прави­тельство возложена также координация деятельности по предотвра­щению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.[7]

Компетенция Правительства в сфере охраны окружающей среды подробно определена в федеральных законах «Об охране окружаю­щей среды», «Об использовании атомной энергии», «Об уничтожении химического оружия», «О радиационной безопасности населения», «Об экологической экспертизе», «О геодезии и картографии», в Лес­ном кодексе РФ, в Водном кодексе РФ, а также в федеральных зако­нах «О животном мире», «О континентальном шельфе Российской Федерации», «Об особо охраняемых природных территориях», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местнос­тях и курортах», «Об охране атмосферного воздуха», «О земельном кадастре» и др. Правительство РФ утверждает федеральные целевые программы по использованию и охране отдельных видов природных ресурсов; координирует деятельность соответствующих органов ис­полнительной власти, возлагает на них государственный надзор и го­сударственный контроль в соответствующих сферах, организует под­готовку ежегодного доклада о состоянии окружающей природной среды. Правительство определяет порядок лицензирования некото­рых видов деятельности в области охраны окружающей природной среды.

3. На Правительство РФ возложено проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения. В этих целях оно организу­ет исполнение соответствующих статей Федерального бюджета, кон­тролирует реализацию федеральных программ развития и поддержки культуры, науки и образования.

Правительство РФ обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки в целях эффективного использования научно-технического потенциала, увеличения вклада науки и техники в развитие экономики, в реализацию важнейших со­циальных задач, в укрепление обороноспособности страны и безопас­ности личности, общества и государства.

Проводя единую государственную политику в области культуры, Правительство опирается па положения федеральных законов (Осно­вы законодательства РФ о культуре, федеральные законы о библио­течном деле, о Музейном фонде и музеях, о порядке ввоза и вывоза культурных ценностей и др.) и указы Президента РФ, Правительством, например, утверждено Положение о Государственном своде особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, утверждены Положения о крупнейших государственных музеях,театрах.[8]

При осуществлении единой государственной политики в области образования Правительство РФ опирается на положения Закона РФ «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», руководствуется принципом единства культурного и образовательного пространства.

В компетенцию Правительства входит решение общих вопросов подготовки медицинских и фармацевтических кадров, их социальной защиты, установление порядка медицинской и фармацевтической деятельности.

Правительство призвано организовывать решение проблем соци­альной защиты населения, принимать необходимые меры по обеспе­чению занятости и борьбы с безработицей, принимать федеральные целевые программы в этой области. Одна из важных задач Правитель­ства РФ и руководимого им Министерства труда и социального раз­вития РФ — разработка и принятие государственных стандартов со­циального обслуживания, государственный контроль и надзор за их соблюдением.

4. На Правительство РФ возложена ответственность за осущест­вление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопас­ности, охране прав и свобод граждан, общественного порядка и борьбы с преступностью (см. ст. 114 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об обороне» и ст. 20 Закона о Правительстве РФ Правительство осуществляет меры но обеспечению обороны и несет в пределах своих полномо­чий ответственность за материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, ор­ганизует оснащение войск вооружением и техникой, принимает ре­шения о создании, реорганизации и ликвидации государственных унитарных предприятий оборонного промышленного комплекса; ут­верждает положения о воинском учете, призыве па военную службу, подготовке граждан РФ к военной службе; организует контроль за экспортом вооружений и военной техники, принимает меры но ох­ране Государственной границы РФ и осуществляет иные полномо­чия, предусмотренные федеральными законами и указами Прези­дента РФ; руководит гражданской обороной.

5. Статья 21 Закона о Правительстве РФ определяет компетенцию Правительства РФ в сфере внешней политики и международных отно­шений. Па Правительство РФ возлагается осуществление мер по обес­печению реализации внешней политики России. В пределах своих полномочий Правительство заключает международные договоры РФ, организует выполнение обязательств России но таким договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками договоров их обязательств. Правительство призвано отстаивать геополитические интересы России, а также защищать интересы граждан РФ за преде­лами ее территории.[9]

6. Правительство РФ объединяет и координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, образует правительст­венные и межведомственные комиссии для подготовки и решения вопросов, отнесенных к компетенции Правительства. В ст. 12 Зако­на о Правительстве РФ указывается, что Правительство руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов ис­полнительной власти и контролирует их деятельность. Как указы­валось, эти органы непосредственно подчиняются либо Правитель­ству, либо Президенту РФ, а Правительство координирует их дея­тельность.

Правительство утверждает положения о федеральных министерст­вах и об иных федеральных органах исполнительной власти (за ис­ключением органов, непосредственно подведомственных Президенту РФ), устанавливает предельную штатную численность их аппарата и размер ассигнований из федерального бюджета на его содержание.

Правительство РФ в пределах своей компетенции осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти; обеспечивает соблюдение этими органами прав органов ис­полнительной власти субъектов РФ, способствует их взаимодейст­вию; разрешает споры между указанными органами и создает для этих целен согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.