Самара – 2004 г.
История зимних садов начинается в Древнем Египте. На египетских изображениях, которым более 3000 лет, хорошо видны маленькие деревья и кустики в каменных вазах и лотках. Несколько тысячелетий насчитывает также искусство бонсай, зародившееся в Китае и получившее широкое распространение в Японии. Мода обзаводиться зимним садом, как помещением для растений в жилище, имеет еще древнеримские корни.
Римлянам, как и современным жителям городов, не хватало живой природы. В инсулах (многоквартирных римских домах) подоконники делались настолько широкими, что на них умещались небольшие садики. Неотъемлемой частью богатого патрицианского дома был перистиль – внутренний сад, окруженный колоннадой. В таких садиках, как правило, выращивали травы и цветы – розы, фиалки, лилии - оформляя интерьер статуями и статуэтками. В солнечные, не слишком жаркие дни, перистиль использовался как летняя столовая (рис.1).
Рисунок 1
Важным условием для возникновения культуры зимних садов возникло появление в Древнем Риме производства листового стекла и металлических оконных рам, что позволило круглогодично выращивать в домах различные растения. В Риме был даже принят специальный закон, запрещающий возводить дома, заслоняющие естественный солнечный свет, падающий в окна соседних жилых строений.
К сожалению, с падением Рима искусство это было утрачено на долгие годы.
В Европе постройки, специально предназначенные для зимовки растений, известны уже несколько столетий. В разборный деревянный домик с застекленной южной стеной, отапливаемый обычными печами, переносили на зиму растения. Именно эти домики стали предшественниками больших оранжерей. Зимой 1240г. в Кельн прибыл голландский король Вильгельм, которому был устроен пышный прием в помещении, украшенном деревцами и кустарниками в полном цвету, словно летом.
Первый эксперимент по созданию зимних садов оказался удачным, и вскоре европейские монархи, стремясь перещеголять друг друга, заставляли садовников строить оранжереи и выращивать в них диковинные растения. Уже тогда лучшие садовники часто становились и конструкторами, и архитекторами, чтобы иметь возможность контролировать весь процесс создания и обслуживания оранжереи. В этих строениях с огромными окнами росли померанцевые, апельсиновые и лимонные деревья. Поскольку в оранжереях часто устраивались празднества, растения все больше и больше стали разводить в кадках. К самым знаменитым свидетельствам исторического культивирования цитрусовых относится выстроенная в Версале в период царствования Людовика XIV оранжерея, которая считается самой красивой в Европе. В ней и сегодня устраивают роскошные приемы и праздники. С середины октября до середины мая сюда, как повелось с давних времен, помещают любимые растения французских королей, к которым относятся 650 апельсиновых деревьев. Температуру поддерживают на постоянном уровне -от 5 до 8 °С, один раз в месяц деревья поливают вручную. Оранжерея ежедневно проветривается, чтобы снизить влажность воздуха. С середины мая кадки с деревьями вновь выносят на открытый воздух и размещают на площади 3 гектара.
В конце 18 - начале 19 вв. Европейская мода на разведение цитрусовых постепенно стала утихать. Из экзотических стран моряки и путешественники начали завозить неизвестные доселе европейцам растения. Первыми берегов Европы достигли самые неприхотливые экземпляры, которые можно было ввести в состояние покоя: луковичные и клубневые растения, суккуленты и растения с долго хранящимися семенами. Но и их нелегко было сохранить в новых условиях: родина растений была известна ботаникам лишь приблизительно, а об условиях роста можно было только догадываться. Даже семена многих растений не выдерживали условий долгих путешествий и теряли к моменту прибытия всхожесть. Цветоводство все еще оставалось уделом элиты.
В середине 19-го столетия изменить ситуацию помогло одно казалось бы незначительное изобретение англичанина Н.Уорда. Мистер Уорд очень любил тропические растения посвящал им все свое свободное время. В его коллекции было немало редких видов, привезенных со всего света. Все они прекрасно росли и цвели, но мистер Уорд был недоволен: ему казалось, что он мог бы достигнуть большего, но ему мешал насыщенный гарью воздух Лондона. Мистер Уорд решил накрыть растения стеклянным ящиком. Он заметил, что в небольшой стеклянной камере даже нежные папоротники чувствуют себя лучше. Вскоре выяснилось, что, помимо защиты от гари и копоти, применение этого приспособления позволило поддерживать внутри стабильную температуру и высокую влажность воздуха. В террариуме - так назвал свое детище его создатель - можно было содержать даже те растения, которые считались непригодными к размещению в комнате.
Весь цвет британского общества был взволнован этим открытием. В моду входит устанавливать "ящик Уорда" для содержания папоротников и другой экзотики в комнатах. В1834 г. Уорд сконструировал первый "чемодан" для перевозки растений, который без опаски можно было установить на палубе корабля. Растения меньше нуждались в поливе и были защищены от соленых брызг и солнца. Теперь в Европу можно было без потерь привозить нежные тропические создания: папоротники, орхидеи, бромелиевые.
В Англии повальное увлечение орхидеями приняло вид настоящей мании: на аукционах за них платили просто безумные деньги. Окна же простых горожан были заняты полезными растениями: лимонами, которые употребляли с чаем, "столетниками" - алоэ, дарующими избавление от многих хворей, фикусами, очищающими воздух от копоти, и другими неприхотливыми и нужными растениями. Со временем прямая польза уступила желанию украсить дом пестрыми и резными листьями, красивыми и ароматными цветками. Их можно было раздобыть в ботанических садах и частных коллекциях
Россия не осталась в стороне от увлечения зимним садоводством. Первая оранжерея была организована в Москве - когда царь Федор Алексеевич соорудил на территории Нового верхнего набережного сада в Кремле палаты с печами и многочисленными окнами. Теплолюбивые растения держали там зимой, а летом выносили в кадках на открытый воздух. Первые русские оранжереи были деревянными или каменными строениями с увеличенным числом больших боковых окон и, как правило, непрозрачными крышами, что давало довольно неравномерное освещение. Тем не менее коллекции растений там были весьма впечатляющими. Например, в усадьбе Демидова (там, где сейчас находится Нескучный сад) была уникальная система из шести террас с оранжереями на каждой из них. Растения были привезены из Сибири, Америки, Азии и представляли огромную ценность. Постепенно оранжереям стали выделять одно из главнейших мест в помещичьей усадьбе. Они становились местом светских развлечений, поэтому вместе с растениями здесь размещались скульптуры, картины, мебель, создавались искусственные гроты, водопады. Некоторые оранжереи предназначались для разведения экзотических плодовых растений. Так, в Горенках - подмосковной усадьбе графа А.К.Разумовского - в субтропической оранжерее для высокосветских обедов выращивали цитрусовые, а также диковинные для России ананасы.
С появлением в середине 19 в. крупной буржуазии оранжереи и теплицы начали превращаться в зимние сады. Они стали непременной составной частью буржуазной виллы. При этом желание расширить жилое пространство брало верх над садоводческими интересами. Во многих городах Германии, где война не оставила следов, в кварталах с роскошными особняками и сегодня можно любоваться превосходными памятниками архитектуры эпохи грюндерства. Многообразие форм и богатство творческой фантазии в оформлении старых зимних садов и застекленных веранд едва ли возможно повторить в наше время. Однако такие пристройки не всегда идеально вписывались в архитектурные решения зданий. Самой обычной формой подобных пристроек была застекленная веранда. Над балконом достраивалась крыша, а с трех открытых сторон возводился металлический каркас, позволявший застеклить балкон. Недостаток технического оснащения восполнялся художественными изысками, например, искусно украшенными балюстрадами, колоннами и лестницами необычной формы (рис.2).
В конце 19 в. все чаще к виллам стали пристраивать крытые беседки или веранды. Позднее открытые боковые проемы стали застеклять. Поскольку эти веранды не отапливались, двери, ведущие в дом, держали закрытыми. Температура воздуха на таких верандах была примерно такой же, как на улице, поэтому находиться здесь можно было лишь в теплую погоду.
Именно в 19 в. каркасы для застекления веранд и балконов стали производить серийно, промышленным способом, а производители разработали систему строительных наборов, так что заказчик мог выбрать такой каркас, который отвечал бы его желаниям и потребностям.
В Европе зимние сады оставались популярными до Первой мировой войны. С приходом новой, функциональной архитектуры в начале 20 в. зимние сады с вычурными чугунными профилями вышли из моды. Экономические проблемы, порожденные войной, вычеркнули зимние сады из списка требований, предъявляемых к комфортабельному жилищу. Лишь недавно вновь были открыты те преимущества, которые предлагает зимний сад. Решающим аргументом в пользу зимних садов стало создание легких в уходе конструкции и современная техника остекления. Важную роль сыграла и возможность благодаря солнечной энергии экономить невозобновляемые источники тепла. В устройстве современных зимних садов на первый план выходит расширение жилого пространства и приближение его к природе. Кроме того, в современных мегаполисах и промышленных центрах воздух в зимнее время бывает настолько загрязнен, что без зимнего сада говорить о нормальной жизни не приходится.
Размещение зимнего сада в типовой современной квартире как правило не предусматривается, но тем не менее, многие энтузиасты, причем без особых материальных затрат создают в своих квартирах неплохие коллекции экзотических растений, более прагматичные выращивают лимоны, апельсины и инжир, а любители свежих овощей выращивают на подоконниках различную зелень – от зеленого лука, до огурцов и томатов.
Зимний сад можно пристроить практически к любой квартире, что существенно улучшит ее обитаемость (Рис. 3).
Рисунок 32
Но часто это невозможно осуществить из-за нехватки места, поэтому более распространенный вариант - встроенный зимний сад: в уже существующем помещении просто стеклят крышу. Например, администрация гостиницы “Астория”, застеклив крышу, обустроила таким образом свой банкетный зал. Пробивающиеся сквозь светопрозрачную крышу солнечные лучи падают на скатерти желтого цвета, которые оттеняет зелень растений, расположенных по углам зала и на небольших балкончиках. Ресторан, который так и называется - “Сад”, буквально утопает в зелени. Четыре пальмы, поставленные по углам, похожи на своеобразные колонны. Помещение ресторана небольшое - всего 30 кв. м; стены увиты плющом, что действует на посетителей умиротворяюще и наполняет воздух свежестью. Интерьер дополняется небольшим фонтаном, устроенным в центре зала. В клетках, спрятанных в кронах деревьев, заливаются апельсиновые канарейки.
При строительстве зимнего сада следует учитывать такие характеристики, как безопасность конструкции, теплоизоляция - защищенность внутреннего пространства от охлаждения и перегрева, а также высокая устойчивость стекла к атмосферным воздействиям. Сначала делается каркас, затем приступают к остеклению.
В процессе строительства зимнего сада можно выделить 2 этапа работы: вертикальное остекление и монтаж крыши. Вертикальная стеклянная стена делается из обычных окон. В них уже предусмотрены форточки или открывающиеся створки - в зимнем саду они используются для естественной вентиляции помещения. Каждая составляющая зимнего сада (крыша, двери, окна, входные группы) изготавливается из специализированного алюминиевого профиля: “фасадного”, “крышного”, “оконного” или “дверного”.
- Каркас зимнего сада может быть выполнен из стали или алюминия. Эти материалы имеют свои плюсы и минусы, поэтому современные системы часто бывают комбинированными. Стальные несущие конструкции не только значительно увеличивают прочностные характеристики, но и придают всему строению современный вид в стиле Hi-Tech. Но сталь редко используется, т. к. это самый дорогой материал. К тому же, он сложен в сборке: его надо сваривать.
Самым оптимальным и по качеству, и по цене является алюминий. Специализированные профили из этого металла имеют достаточно высокие прочностные характеристики, позволяющие использовать его для несущих элементов в конструкции зимнего сада. Если вы планируете построить помещение большого размера, оптимальным решением станет сочетание алюминиевого профиля с несущим металлическим каркасом (наклонные балки, стойки, колонны).
К крыше предъявляются очень высокие требования: она должна быть максимально прочной. Особое внимание уделяется ее составляющим: атриумам (это когда застекляется только небольшая часть крыши), куполам и “фонарям” (последние в чем-то схожи - оба полукруглые, поэтому выглядят очень интересно: особенно, если крыша выполнена из матового или пленочного стекла).
В отличие от стен, для создания которых применяются стандартные одно- и двухкамерные стеклопакеты, для сооружения крыши сегодня используются 2 материала: стеклопакеты с “безопасным” стеклом из поликарбоната и закаленное. Стекло из поликарбоната способно выдерживать удар небольших предметов (веток, камня, кусочков льда). Но минусы этого материала - в том, что он “играет” (может сокращаться в зависимости от температуры на улице), а стоит дороже аналогичных стекол. Самый оптимальный материал - это закаленное стекло. Даже если упавший на крышу предмет окажется тяжелым, то стекло даст трещину, но не осыплется.
Сейчас очень богат выбор пленок, благодаря которым на крыше можно сделать любой рисунок: от обыкновенной росписи под листву до сложных картин. Но стоит помнить, что пленку следует накладывать только на небольшие участки крыши (1-1,5 кв. м), т. к. она утяжеляет стекло.
Важно не допускать скопления снега на крыше зимнего сада, поскольку он не дает доступа свету и может проломить стекло. Для этого устанавливают автоматический обогрев водостоков и желобов крыши, который предотвращает скопление снега и льда. Иногда его бывает недостаточно для таяния, и тогда эффективным оказывается дополнительный обогрев желобов и водосточных труб. Но более современный вариант - это установка стеклопакетов с электроподогревом.
Стеклопакеты с электроподогревом служат как для поддержания нужной температуры в помещении, так и для более быстрого таяния снега на крыше. А благодаря встроенным в стеклопакеты элементам вентиляции (форточкам, люкам) ускоряется циркуляция воздуха в помещении, что немаловажно для живых растений. Хотя это и дорогое удовольствие (стеклопакет стоит от 300 долларов), но результат себя оправдывает. А если ваш зимний сад расположен в отдельном помещении, для лучшей теплоизоляции можно установить двери с подогревом из алюминиевого профиля.
Важным вопросом при организации зимнего сада является установка систем вентиляции и отопления.:
- Правильно организованная система вентиляции полностью исключает появление “парникового эффекта” и конденсата в любое время года.
Для вентиляции необходимо, чтобы окна и расположенные в плоскости крыши люки открывались вручную (с помощью шестов) или электроподъемников с дистанционным управлением. Дополнительные вентиляторы помогают круговороту воздушной массы. Температура в зимних садах обычно соответствует комнатной - тогда и растения не погибнут, и гости останутся довольны.
Для зимних садов, с их влажным климатом, больше всего подходят папоротники. Эти растения влаголюбивые настолько, что их даже иногда сажают в специальные горшочки и пускают плавать в бассейне. Вообще, в зимних садах есть некоторые правила расстановки растений. Например, рядом с кактусом ставят алоэ, а пальмы, банан и папоротники помещают в другом углу, поскольку их нужно поливать чаще, чем остальные.