Рефераты. Военнные суды в Украине

В Украине, как и на всей территории Российской империи, в соответствии с требованиями указанного Военного Судебного статута были созданы военно-судебные учреждения - военные окружные суды. При них была организована деятельность военных прокуроров.

1 декабря 1868 года в Одесском военном округе при военном окружном суде были введены штатные должности военно-прокурорского надзора. К ним относились прокурор, его заместители и помощники.

Ряд изменений в военно-уголовном законодательстве внесло Временное правительство России. 30 мая 1917 года было принято постановление об усилении наказания за антивоенные выступления на фронте. 12 июня этого же года был принят указ «О восстановление смертной казни для военнослужащих за особо тяжкие преступления» Данный указ был упразднен только 12 марта 1918 года. 21 августа 1917 года Временное правительство приняло ещё два постановления, которыми устанавливалась уголовная ответственность для военнослужащих за организацию азартных игр, за участие в них, за покупку либо продажу игральных карт, также за проигрыш солдатами оружия либо государственного имущества.[2]

После Октябрьской революции Декретом по всей стране создавались местные народные суды, а когда того требовали обстоятельства - и революционные трибуналы. Основным задание рабоче-крестьянских судебных органов была борьба с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией, защита интересов государства рабочих и крестьян. Все органы военной юстиции Царской России (суд и прокуратура) были ликвидированы, а новые не созданы. Все дела передавались народным судам и революционным трибуналам. При таких обстоятельствах народные суды и революционные трибуналы не стравлялись с объемом работы. Судьи не знали специфики армии, армейской службы, а поэтому не достаточно профессионально разрешали дела. Поэтому в апреле - мае 1918 года стали создаваться военные суды в отрядах, полках, потом - дивизиях и фронтах. К ноябрю 1918 года на фронтах были созданы военные трибуналы, в том числе на Южном фронте, который охватывал Украину.

Приказом Реввоенсовета № 94 вот 14 октября 1918 года был создан Реввоентрибунал, который стал контролировать деятельность всех военных судов. В 1919 году Директория утвердила закон в чрезвычайных военных судах. 20 ноября ВЦИК утвердил новое «Положение про реввоентрибуналы». Это положение определяло подсудность, меры наказания, внесло дополнения в процессуальный порядок рассмотрения уголовных дел.

В связи с проведением реорганизации управления войсками Красной Армии в конце 1920 года была проведена реорганизация и системы военно-судебных органов. В каждом военном округе сформированы окружные революционные трибуналы на правах фронтовых. В мае 1920 года был создан Реввоентрибунал Черного и Азовского морей, однако в последствии был переформирован в постоянно выездную сессию Реввоентрибунала города Севастополя.

В 1921 году военные трибуналы вновь были ликвидированы, а дела военнослужащих стали передаваться в обычные местные суды. Против такого решения выступало большинство командиров и комиссаров РККА, и 14 января 1922 года ВЦИК было указано: «расформирование реввоентрибуналов было поспешным. Гражданские работники не знают армейских требований и приговоры народных судов, далеких вот армии, проходят никем не замеченными». В 1922 году военно-судебные органы вновь были восстановлены во всех военных округах и на флоте, а принятое положение «О судоустройство» определяло порядок деятельности военных трибуналов.

20 августа 1926 года ЦИК и Совнаркомом СССР было принято новое положение, в соответствии с которым трибуналы создавались при военных округах, фронтах, армиях, флотах, корпусах и дивизиях. Работали они под руководством военной коллегии Верховного суда СССР.

Уже в первый день войны, чьи чрезвычайные условия требовали перестройки организации, и деятельности правоохранительной системы Президиум Верховного Совета СССР утвердил положение от 22 июня 1941 года «О военных трибуналах в местностях, где было введено военное положение, и в районах боевых действий» Этим положением устанавливался порядок организации, комплектования и рассмотрения дел военными трибуналами. В сентябре 1941 года было сформировано 250 трибуналов и 8 фронтов.

Линейные суды железнодорожного и водного транспорта были также реорганизованы в военные трибуналы.

Кроме общих военных трибуналов были созданы и военные трибуналы войск НКВД. Их система строились по территориальным признакам. Были сформированы окружные и областные военные трибуналы войск НКВД. Штаты военных трибуналов утверждались совместными приказами НКО, НКЮ, либо НК ВМФ СССР. Вся деятельность военных трибуналов в сложных условиях военного времени носила репрессивный характер.

Отдельно следует отметить тот факт, что согласно Указу «О военном положении» в областях, где объявлено  военное положение, все дела о преступлениях, которые препятствовали обороне, нарушали общественный порядок  и подрывали государственную безопасность, рассматривались военными трибуналами. Кроме этого военным советам округов предоставлялось право передавать для  рассмотрения военным трибуналам дела о спекуляции, злостном хулиганстве других преступлениях, предусмотренных Уголовным Кодексом, если в этом существовала необходимость, продиктованная условиями военного положения.

Оперативность судебного разбирательства была одной из характерных особенностей работы военных трибуналов в период Великой Отечественной войны. Когда войска велели успешные наступательные операции (1944-1945гг.), военные трибуналы 95 % дел рассматривали в срок до двух дней с момента его поступления в  суд.

Что касается первого периода войны, то в военные трибуналы поступали дела о хранении фашистских листовок, которые забрасывались на территорию расположения наших войск. В этих случаях действия обвиняемых квалифицировались по ст. 58 УК СССР (контрреволюционная агитация и пропаганда - хранение контрреволюционной литературы). Качество расследования этих дел было далеко не совершенным, поскольку следователям в начале даже в главу не приходило, что люди, которые обвинялись в подобных преступлениях, могли подбирать их для обогрева или использовать их в других подобных целях.  В дальнейшем, когда  наши войска вели наступательные операции, такие дела прекращались за отсутствием состава преступления.

После освобождения территории Украины от немецко-фашистских захватчиков военные трибуналы Советской Армии проводили судебные разбирательства по делам нацистских преступников и их сообщников. Суду подлежали предатели Родины, которые грабили и уничтожали советских людей. В декабре 1943 года в Харькове, а позднее, в Киеве по приговорам военных трибуналов гитлеровские палачи украинского народа на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года осуждены и публично повешены.

В первый год после окончания Великой Отечественной войны на Черноморском флоте действовали военные трибуналы Крымского морского района обороны, Главной военно-морской базы флота, Юго-Западного района обороны, Военно-Воздушных сил, военно-морских частей в огородах Одессы, Николаева, Феодосии и Керчи.

Весной 1953 года были ликвидированы трибуналы войск МВД (НКВД). Недобрую историческую память в сознании людей оставили о себе военные трибуналы времен гражданской, и великой Отечественной войн, и первых послевоенных лет.

После распада СССР на территории юга Украины продолжали функционировать военные трибуналы Одесского, Николаевского, Запорожского, Днепропетровского и Симферопольского гарнизонов.

3 декабря 1993 года Постановлением Верховной Рады Украины № 2979-12 военные трибуналы были переименованы в военные суды. С тех пор в Украине действуют три военных суда регионов Центрального, Западного и Южного и военный суд Военно-Морских сил Украины. В подчинении этих судов имеется 24 военных суда гарнизонов.

 

2.2 Проблема существования военных судов.


Декларация «О государственном суверенитете Украины», принятая Верховным Советом УССР 16 июля 1990 года, провозгласила: государственный суверенитет Украины - это самостоятельность, полнота и неделимость власти республики в пределах ее территории, независимость и равноправие во внешних сношениях. Приняв эту декларацию, Украина самоопределилась как суверенное государство, самостоятельно развивающееся в существующих границах. Суверенитет предусматривает, что наша страна с целью защиты своей территориальной целостности вправе иметь собственные Вооруженные Силы. При этом защита суверенитета и территориальной целостности страны, обеспечение ее экономической и информационной безопасности - важнейшая задача государства и всего украинского народа. Все задачи по защите Украины от угрозы извне возлагается на Вооруженные Силы Украины. Внутренняя безопасность страны обеспечивается, внутренними войсками МВД Украины и органами Службы безопасности. Кроме того, в соответствии с Конституцией Украины в стране  созданы и другие воинские формирования (воинские формирования МЧС, Пограничной службы, Государственной службы охраны). Существование всех вооруженных формирований предусмотрено действующим законодательством Украины. Для обеспечения законности выполнения этих важнейших функций государства необходимы, по крайней мере, два условия. Во-первых, нормативная база. Во-вторых, высококвалифицированные кадры, способные ориентироваться в огромном потоке специализированной информации.

Вместе с тем, с провозглашением 24 августа 1991 года акта «О независимости» перед Украиной, как суверенным государством возникли сложнейшие задачи государственного строительства. Одновременно с возникшими сложностями открылись и неограниченные возможности. Важно было правильно этими возможностями воспользоваться и учесть опыт предыдущих поколений, который говорил о том, что нельзя разрушать старое, не создав ничего взамен.

Вместо этого буквально с первых шагов независимости Украины многие политики, юристы-ученые и практики, руководствуясь непонятными интересами, не имеющими ничего общего с государственными, ополчились на военные суды. Первоначально все началось с переименования военных трибуналов в военные суды. Если вопрос переименования понять, возможно, если учесть какую память они о себе оставили, то сегодня уже стоит вопрос вообще о ликвидации военных судов вследствие их нецелесообразности!

Существование в нашей стране целостной системы военного судопроизводства в последнее время стало объектом ожесточенных дискуссий. Чтобы говорить о праве на существование военных судов, следует, прежде всего, определить количество таких судов и число судей, в них работающих исходя из фактической численности вооруженных Сил Украины и других вооруженных формирований. По состоянию на 1 января 2004 года на Украине функционировали 4 апелляционных военных суда и 24 местных военных суда гарнизонов, в которых работало 153 судьи!  Если учесть, что общее количество украинских судей превышает 6 тысяч, то, проблема военных судов надуманна. Возможно, ее раздувают с целью отвлечения внимания от более важных проблем судоустройства, с которыми Украина  столкнулись в настоящее время.[3] С моей точки зрения, ликвидировав военные суды, значительной экономии средств государство не добьемся, а только еще более усложнит работу местным общим судам, которые в настоящее время очень сильно перегружены.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.