Рефераты. Виды предпринимательского бизнеса

В сознании множества людей сложился и укоренился стереотип негативных представлений о частном коммерческом предпринимательстве как об антиобщественной, нетрудовой, противозаконной деятельности, которую в обиходной речи принято называть спекуляцией. Такое представление имеет исторические корни.

В течение многих лет в стране господствовала государственная монополия не только на внешнюю, но и в значительной степени на внутреннюю торговлю. Граждане могли свободно продавать только продукцию собственного хозяйства и личные вещи, да и то с ограничениями, только на колхозных рынках и "барахолках". Кое-какими правами торговать обладали колхозы, промкооперация и потребкооперация, которые, по существу, были полугосударственными. Так что любая негосударственная торговля, как минимум, бралась под подозрение, а то и просто преследовалась. Коммерсант, занимающийся куплей-продажей не от лица государства, считался, по сути, преступником и клеймился позорной кличкой "спекулянт".

Кроме того, хотя формально экономическая наука и статистика относили торговлю к отраслям производственной сферы, в массовом сознании торговая и торгово-посредническая деятельность никак не ассоциируется не то что с производственной, а даже с трудовой деятельностью. Это обстоятельство проявляется в презрительном слове "торгаш", которым до сих пор характеризуют торговцев многие наши сограждане. Доходы от торговли далеко не все рассматривают как "нормальные", трудовые доходы.

Сложность преодоления сформировавшихся в общественном сознании взглядов на коммерческое предпринимательство проистекает еще и из того, что в ряде случаев оно действительно носило и продолжает носить противоправный, социально вредный характер.

В условиях острейшего дефицита на многие товары и услуги работники государственной торговли либо сами, либо с привлечением посредников реализовывали по повышенным ценам товары, предназначенные для продажи в государственной торговой сети по государственным ценам. В таких случаях коммерсант получал из кармана покупателя незаконную дополнительную плату за торгово-посреднические услуги, а по существу, взятку за продажу дефицитного товара. Подобная "коммерческая" деятельность преследовалась и наказывалась. Увы, несовершенство и даже отсутствие законодательного обеспечения, правовых норм коммерческого предпринимательства не позволяло провести четкую грань между законной и противозаконной коммерцией.

Естественно, что устранение дефицитов, приватизация торговли, развитие частного предпринимательства будет способствовать преодолению консервативных отношений к коммерческому делу.

Общая схема коммерческо-предпринимательской деятельности во многом аналогична изложенной выше схеме производственно-предпринимательской деятельности. Отличие состоит в том, что в коммерческом предпринимательстве нет необходимости обеспечения производственными ресурсами, связанными с выпуском продукции, приобретаемые предпринимателем материальные ресурсы покупаются им в виде готового товара, который затем реализуется потребителю. Так что из схемы выпадает блок производства, который заменяется блоком получения товара. Что же касается отношений предпринимателя с покупателем, то они сохраняют общий характер и для производственной и для коммерческой деятельности, и в том и в другом случае предпринимателю надо сбыть свой товар.

Понятно, что в условиях коммерческого предпринимательства привлекаемые предпринимателем рабочая сила и средства производства имеют специфический характер, поскольку предназначены для осуществления торговых и непосредственно связанных с ними операций.

Обрисуем в общих чертах содержание и этапы осуществления коммерческой сделки на примере купли-продажи определенного товара.

Прежде всего, следует выбрать вид товара (услуги) для осуществления коммерции. Естественно, что при этом учитываются два основных требования:

— реализационная цена товара должны быть ощутимо выше покупной цены;

— должен быть достаточный спрос на данный вид товара, чтобы реализовать его в намечаемом масштабе сделки.

Таким образом, коммерческой сделке должен предшествовать маркетинговый анализ рынка, в результате которого прогнозируется объем закупки и продажи товара, цена покупки и цена реализации товара. Если предварительный анализ и прогноз свидетельствуют в пользу коммерческой сделки, предприниматель прорабатывает бизнес-план предпринимательской деятельности, включающий программу действий по осуществлению сделки, расчет затрат и результатов.

В соответствии с общей схемой коммерческо-предпринимательской деятельности программа коммерческой сделки включает:

— найм работников для выполнения операций закупки, транспортирования, продажи товара, проведения рекламной работы, оформление необходимых документов, осуществление других торгово-посреднических услуг;

— приобретение, закупку товара для последующей продажи; — найм помещений, складов, баз, торговых точек, необходимых для хранения и реализации товара;

— получение и оплату услуг сторонних организаций и лиц, не участвующих непосредственным образом в коммерческой сделке, но предоставляющих свои платные услуги для ее осуществления и выполняющих посреднические функции;

— привлечение денежных средств в кредит для финансирования сделки и последующий возврат кредита с процентами;

— получение или приобретение необходимой информации, требуемой для расчета, планирования, оформления, регулирования сделки;

— реализацию товаров покупателю и получение выручки; — регистрацию сделки, выплату налогов и платежей государственным и местным финансовым органам.

Основные мероприятия коммерческой программы необходимо увязывать между собой по срокам, установив последние в соответствии с логикой и технологией сделки и предусмотрев возможность последовательно-параллельного проведения операций. Желательно довести эту часть подготовки коммерческой сделки до составления общего бизнес-плана и укрупненного координационного плана действия. Для крупных и продолжительных сделок формирование координационного плана в виде плана-графика работ с привязкой их к срокам и исполнителям практически неизбежно. Для небольших непродолжительных сделок схема выполнения и координации действий должна существовать, по крайней мере, мысленно, в голове предпринимателя.

Кроме программы мер и действий по выполнению коммерческой сделки, разработка бизнес-плана должна включать составление сметы расхода (затрат) по всем указанным выше видам расходуемых ресурсов и сопоставление затрат и результатов в денежной форме как по этапам проведения сделки, так и по сделке в целом. Предприниматель обязан во избежание неудачного исхода сделки провести хотя бы укрупненные балансовые оценочные расчеты, на основании которых он может получить представление о соотношении между затратами на приобретение и реализацию товара и выручкой от реализации в определенные временные периоды.

Денежные расходы (затраты) на проведение коммерческой сделки к

определенному моменту времени складываются из расходов на приобретение товара, на найм работников, на аренду помещений, складов, на оплату услуг сторонних организаций и лиц, на приобретение информации, выплату части процентов за кредит. Кроме того, в затраты следует включать, как уже отмечалось при описании производственного предпринимательства, внутренние издержки вследствие вовлечения в сделку собственных средств предпринимателя (износ собственного имущества, расходных материалов и рабочей силы).

Денежные затраты на приобретение товара (Дт) определяются путем умножения объема его закупки в физическом исчислении (Т) (штуки, килограммы, метры и т.д.) на отпускную цену физической единицы товара (Цо). Если товар закупается (n) партиями с разной ценой, то затраты определяются путем суммирования:

Дт = Т1Цо1 + Т2Цо2 +…+ ТоЦon

Денежные поступления предпринимателя складываются из выручки за реализованный товар.

Денежная выручка от реализации товара устанавливается путем умножения объема продаж к данному моменту времени (Tв) в физическом исчислении (штуки, килограммы, квадратные метры и т.д.) на продажную цену единицы товара (Цо)- Если товар реализуется (n) партиями, то:

Дв  = Т1Ц1 + Т1Ц2 +…+ ТnЦn

Для нормального финансового обеспечения коммерческого предпринимательства в течение всего периода сделки выручка должна превышать затраты, то есть сумма поступлений должна превышать сумму затрат. Если денежных средств предпринимателя недостаточно для опережающей закупки товаров, он вынужден прибегать к кредиту, а в отдельных ситуациях и к залогу.

В итоге завершения коммерческой сделки предприниматель должен получить валовую прибыль.

Как уже указывалось выше, остаточная прибыль равна валовой прибыли за вычетом остального процента за кредит, суммы кредита, налогов, отчислений, других неизбежных выплат из прибыли. При расчете суммы налогов следует принимать во внимание более высокие ставки отчислений от прибыли при посреднической деятельности.

Особый объект коммерческого предпринимательства представляют экспортно-импортные сделки. Однако основные высказанные положения относятся и к сделкам экспортно-импортного характера, в ходе которых товар закупается в одной стране, а продается в другой. При распространении изложенной выше схемы коммерческого предпринимательства на международные сделки необходимо видоизменить схему следующим образом:

— исчислять издержки, расходы, выручку в валюте соответствующей страны с последующим их сведением при исчислении прибыли в единую валюту, используя валютные коэффициенты или валютный курс:

— исчислять расходы на закупку товара и выручку от его продажи в ценах соответствующей страны;

— учитывать налоги на экспорт и импорт, на продажу, валютные отчисления, пошлины за провоз товара через границу;

— усчитывать дополнительные издержки на транспорт и специальные виды услуг;

—              принимать во внимание ограниченные возможности обмена рублей на валюту, ввоза и вывоза валюты, действующие в стране ограничения на ввоз и вывоз определенных товаров, необходимость вести расчеты за товары и услуги в определенной валюте.


                            1.4 Финансовое предпринимательство

К числу особых видов коммерческого предпринимательства относится финансовое (финансово-кредитное), где объектом купли-продажи является весьма специфический товар — деньги, валюта, ценные бумаги. В условиях данного вида предпринимательства деньги и ценные бумаги служат основным объектом товарно-денежных отношений, превращая их в денежно-денежные, валютно-денежные. По сути мы имеем дело с продажей одних денег за другие в прямой или косвенной форме.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.