- ввоз и пересылка в Р.Ф., а так же вывоз и пересылка из Р.Ф. валютных ценностей;
- осуществление международных денежных переводов. Непосредственно операциям купли - продажи валюты относятся пункты «А» и «Б», кроме того, эти операции типа спот и форвард можно отнести к категории текущих валютных операций;
- переводы в Р.Ф. и из Р.Ф. иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а так же для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;
- получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 170 дней;
- переводы в Р.Ф. и из Р.Ф. процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала. Форвардные валютные операции на срок более 180 дней в данном случае относятся категории валютных операций, связанных с движением капитала;
Замечание: Законом установлено, что резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в уполномоченных банках, однако законодательством Р.Ф. установлены следующие ограничения, запрещающие:
- осуществление, минуя уполномоченные банки, сделок по купле и продаже иностранной валюты за рубли между резидентами и нерезидентами;
- осуществление гражданами валютных операций на территории России, минуя уполномоченные банки;
- уплата денежных сумм в рублях, оказание услуг, или предоставление каких либо художественных ценностей Р.Ф. с последующим получением эквивалента в иностранной валюте за границей;
- получение денежных сумм в рублях в качестве эквивалента за уплату иностранной валюты за границей;
- проведение валютных операций, связанных с движением капитала, без лицензии Банка России;
- продажа иностранной валюты юридическим лицам Р.Ф. на другие нужды, кроме целей импорта товаров и услуг (проведение текущих операций);
- расчеты и платежи на территории Р.Ф. в иностранной валюте;
- покупка предприятиями-резидентами валюты на внутреннем рынке для иных целей, кроме осуществления текущих валютных операций и платежей по обслуживанию кредитов, полученных в иностранной валюте;
- покупка валюты на внутреннем рынке без наличия документов, подтверждающих наличие договорных отношений у предприятия-резидента - покупателя валюты с нерезидентами;
- открытие юридическими лицами - резидентами без разрешения банка России текущих и иных счетов за границей и совершение по этим счетам операций в иностранной валюте;
- технические ограничения, например получение разрешения на каждую проводимую операцию в Ц.Б.Р., что недопустимо для быстрого проведения сделки, необходимость иметь связь с множеством банков разных стран и.т.д.
Из всего этого следует, что российские предприятия не могут непосредственно за счет собственных средств осуществлять операции как на международном, так и на внутреннем валютном рынке. Подобные операции могут проводить только уполномоченные банки.
Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала. Такое деление имеет очень важное практическое значение, и вопросы по отнесению какой-либо валютной операции к тому или иному виду зачастую становятся предметами споров, а иногда судебных разбирательств.
К текущим валютным операциям относятся:
- переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;
- получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;
- переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, девидентов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;
- переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов и т.д.
К валютным операциям связанным с движением капитала, относятся:
- прямые инвестиции, то есть вложения в уставной капитал предприятия с целью извлечения дохода и получении прав на участие в управлении предприятием;
- переводы в оплату права собственности на здания, сооружение и другое имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;
- предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;
- предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;
- все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.
Одним из важнейших субъектов регулирования валютного рынка выступают уполномоченные банки. Под термином «уполномоченные банки» в законодательстве РФ понимаются банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии ЦБ РФ на проведение валютных операций.
Центральный банк Российской Федерации по форме и существу является важнейшим органом регулирования валютного рынка.
Центральный банк России осуществляет валютную стратегию России, оказывает влияния на формирование валютного курса, проводит операции на межбанковском рынке, контролирует деятельность уполномоченных банков.
В нашей стране в настоящий момент валютное регулирование осуществляется в соответствии с Законом РФ от 9 октября 1992 года № 3615-1 “О валютном регулировании и валютном контроле”. Под валютным регулированием понимается степень вмешательства органов государственной власти в процессы валютного и финансового рынка по порядку совершения валютных операций резидентами и нерезидентами на территории РФ и резидентами за ее пределами; по порядку образования централизованного валютного фонда страны; по порядку ввоза и вывоза российской и иностранной валюты; по определению прав и обязанностей юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями; по установлению ответственности за нарушение валютного законодательства; по определению полномочий и функций органов и агентов валютного контроля.
В соответствии с законодательством на внутреннем валютном рынке Российской Федерации могут быть использованы следующие формы и методы валютного контроля:
- резиденты имеют право покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке РФ в порядке и на цели, определяемые Центральным банком Российской Федерации;
- покупка и продажа иностранной валюты в Российской Федерации производится через уполномоченные банки в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ;
- сделки купли продажи иностранной валюты могут осуществляться непосредственно между уполномоченными банками, а также валютные биржи, действующие в порядке и на условиях, устанавливаемых ЦБ РФ. По закону, покупка и продажа иностранной валюты минуя уполномоченные банки не допускается. Заключенные в нарушение указанных положений сделки купли-продажи иностранной валюты являются недействительными. ЦБ РФ в целях регулирования внутреннего валютного рынка Российской Федерации может устанавливать предел отклонения курса покупки иностранной валюты от курса ее продажи, а также проводить операции по покупки и продажи иностранной валюты.
Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Основные направления валютного контроля включают:
- определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
- проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;
- проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
- проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.
В соответствии с законодательством валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Понимание этих терминов является одним из основополагающих моментов валютного законодательства. Агенты валютного контроля отличаются от органов прежде всего своими полномочиями и правами.
Органами валютного контроля в РФ являются Центральный банк РФ, Правительство Российской Федерации в соответствии с законами РФ. В общем плане органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в РФ, определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.
Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля. Все уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, они подотчетны Центральному банку РФ.
Если не считать таможенных органов на местах, то центральным агентом валютного контроля являются уполномоченные банки. В первые два года деятельности коммерческие банки имеют право осуществлять операции в иностранной валюте, но без привлечения средств физических лиц. Через два года работы коммерческий банк получает лицензию на осуществление операций в иностранной валюте с правом привлекать средства физических лиц. После этого коммерческий банк может получить генеральную лицензию, которая позволяет открывать филиалы за рубежом и приобретать доли в уставном капитале кредитной организации-нерезидента.
Законом РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” предусмотрена целая система ответственности за нарушение валютного законодательства. В первую очередь резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты, нарушившие положения статей закона, несут ответственность в виде:
- взыскания в доход государства всего полученного по недействительным в силу настоящего закона сделкам;
- взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий;
- резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты за отсутствие учета валютных операций, ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредаствление или несвоевременное предоставление органам и агентам валютного контроля документов и информации несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. Порядок привлечения к ответственности в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, устанавливается ЦБР.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11