Рефераты. Управление культурными ландшафтами и иными объектамиисторико-культурного наследия в национальных пар...

Традиции природопользования, художественные промыслы, народные ремесла и технологии, традиции обустройства своего жизненного пространства и его сакрализации, обрядовые народные и религиозные обычаи, фольклор — все это относится к сфере так называемой живой культуры. Живая традиционная культура воспроизводится и хранится проживающим на территории конкретного парка населением, ее содержание и характер проявления зависят от конкретных людей.

ПРЕДМЕТНАЯ ЦЕННОСТЬ НАСЛЕДИЯ


Критерии ценности наследия, которые помогают определиться, чего ради охраняется тот или иной природный или культурный феномен, наиболее полно разработаны для объектов Всемирного наследия. Они отражают конкретно информационную ценность и насчитывают 6 вариантных и 2 обязательных критерия по культурному наследию и 4 вариантных и 2 обязательных критерия по природному наследию (Operational…, 1999). В настоящее время эксперты ЮНЕСКО обсуждают возможность объединения этих двух групп критериев и создание их единой системы.

Вариантные критерии природной ценности объекта включают:

·        исключительное значение для иллюстрации важнейших этапов истории развития Земли, в том числе наблюдаемых геологических процессов развития ее морфоструктур или особенностей физико-географического строения,

·        исключительное значение для иллюстрации наблюдаемых эволюционных процессов в экосистемах и сообществах живых организмов,

·        наличие уникальных природных феноменов или территорий особой природной красоты и эстетической ценности,

·        наличие ключевых местообитаний для сохранения биоразнообразия и особо ценных исчезающих видов.

Отметим, что первые два критерия по существу отражают репрезентативность — историко-географическую и эволюционно-экологическую. Чаще всего при отнесении объектов или территорий к Всемирному природному наследию используются критерии наличия уникальных природных феноменов, ключевых местообитаний и высокий уровень биоразнообразия. Высокая эстетическая ценность считается относительно субъективным критерием, и правомочность его применения многими экспертами ставится под сомнение. Помимо вариантных критериев существует два обязательных критерия — целостность территории и гарантия ее охраны (то есть наличие той или иной формы охраны). Однако если на международном уровне эти обязательные критерии являются условием отбора, то на уровнях национальном, региональном или локальном — это признаки уязвимости объекта. В таком случае они должны рассматриваться не в системе ценностных критериев, а в ряду критериев риска, что в приоритетном порядке должно учитываться при разработке природоохранных мероприятий.

Вариантные критерии ценности культурного наследия сводятся к следующим шести позициям:

·        объект должен представлять собой шедевр творчества,

·        иметь ключевое значение для развития того или иного культурного явления,

·        служить выдающимся свидетельством культурной традиции или типа культуры,

·        иллюстрировать собою важный этап истории народов,

·        обладать исключительной репрезентативностью в отношении той или иной культуры,

·        обладать исключительным ассоциативным смыслом в отношении особо выдающихся личностей, событий, традиций, идей.

Некоторые международные эксперты сводят эти шесть критериев к трем основным позициям. Объект, представляющий ценность наследия, должен: быть шедевром того или иного вида творческой деятельности; наиболее репрезентативным примером и свидетельством конкретного проявления культуры; обладать особой ассоциативной ценностью (мемориальной, сакральной, художественной).

К перечисленным вариантным критериям в качестве обязательных критериев добавляются аутентичность и, как и в случае с природным наследием, гарантии охраны. Аутентичность подразумевает подлинность, достоверность объекта в отношении своего места, времени и эпохи.

Для оценки культурного ландшафта необходимо учитывать как культурные, так и природные его достоинства, в частности гармоничность взаимодействия творческих сил природы и человека, эстетические и ассоциативные ценности, репрезентативность и разнообразие, аутентичность и ландшафтную целостность, наличие всех ключевых элементов, процессов, технологий, определяющих облик и функции ландшафта. Критерии ценности выражают предмет охраны, то есть те свойства, на сохранение которых должна быть направлена стратегия управления наследием. В данной работе, в целях всестороннего учета всего разнообразия свойств культурного ландшафта, предлагается система адаптированных критериев его оценки для двух случаев. В первом случае критерии оценки ландшафта выведены и строго соответствуют установленным для объектов Всемирного наследия раздельным наборам критериев по природному и культурному наследию (Приложение 1). Во втором случае предлагается обобщенная система, фиксирующая наиболее значимые свойства культурного ландшафта как феномена наследия (Приложение 2).

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНЫМИ ЛАНДШАФТАМИ И ИНЫМИ ОБЪЕКТАМИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НА ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЯХ


Подходы к выявлению, сохранению и регламентации использования объектов культурного наследия в системе охраняемых территорий в зарубежных странах чрезвычайно различаются. Особый интерес для нас будут представлять те случаи, когда:

·        природные и культурные феномены наследия рассматриваются во взаимосвязи и, более того, целостности,

·        в системе культурных ценностей фигурируют культурные ландшафты,

·        явно выражен территориальный подход к сохранению историко-культурного наследия.

Наиболее содержателен с вышеизложенных позиций опыт Великобритании, Германии, Норвегии, США, Польши, где культурные ландшафты играют очень весомую роль в системах национального наследия.

О многом могут свидетельствовать набор категорий охраняемых территорий, структура государственных органов управления наследием, методическое обеспечение и правовые особенности процесса управления. Так, интересны различия роли органов государственного управления в охране наследия. В Норвегии и Финляндии министерства окружающей среды занимаются вопросами не только природного, но и культурного наследия (следовательно, “окружающая среда” в этих странах понимается широко), управление природным и культурным наследием в Швеции осуществляет Министерство культуры, в Италии — Министерство культурного достояния (значит, культура понимается широко), в США — Служба национальных парков в составе Департамента внутренних дел (благополучие и защита интересов граждан понимаются широко). Во многих странах государственное управление природным и культурным наследием имеет ведомственное разделение, как и в России.


ВЕЛИКОБРИТАНИЯ


В Великобритании подходы к охране наследия имеют существенные региональные отличия, зафиксированные в рамках существующих законодательных систем для Англии, Шотландии и Уэльса. В отношении охраняемых территорий наиболее существенны различия между Англией и Шотландией. Что касается Уэльса, то для этого региона наиболее значима фиксация национальных отличий не в области территориальной организации, а в языке, литературе и музыке.

Государственное управление охраняемыми территориями национального значения основывается на недавно принятом “Законе об окружающей среде” 1995 г. (Бишоп и др., 2000). Согласно закону одной из задач национальных парков является сохранение культурного наследия и культурных традиций. Территория должна обладать такими культурными и природными особенностями, которые создают ее характерный облик, выделяют ее из всех прочих. Вопросами создания национальных парков и иных охраняемых территорий национального значения занимаются Государственный секретарь и специальные комиссии.

Большую роль в сохранении культурного наследия, в особенности культурного ландшафта, в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии наряду с национальными парками играют территории исключительной природной красоты, в Шотландии — национальные парки, территории национального пейзажа (national scenic areas), территории природного наследия и региональные парки (Зарубежное…, 1995). Национальный парк “Lake District” в Англии рассматривается в качестве претендента на включение во Всемирное наследие в связи с духовным воздействием его природных ценностей на поэтов и художников (в содержательном плане это — ассоциативный культурный ландшафт).

В Англии и Шотландии проведены широкомасштабные исследования и оценка основных характерных свойств ландшафтов, составлены подробные описания и карты, разработана методика оценки. В Англии выделено 159 характерных ландшафтных территорий, в Шотландии — 50. По существу это — детальное культурно-ландшафтное районирование территории страны с рекомендациями по использованию и развитию различных в ландшафтном отношении территорий. Кроме того, для Шотландии выделена 21 зона природного наследия на основе ландшафтной и биогеографической информации (Landscape…, 2000).

В Великобритании ведется государственная регистрация памятников культуры (зданий и сооружений), для Англии и Шотландии составлены государственные списки исторических парков и садов, проводится регистрация полей сражений. Территориальная охрана этих объектов, предусматривающая создание охраняемых территорий, предоставлена местным властям, что имеет большую общественную поддержку.

Роль государственного управления объектами культурного наследия не является определяющей, основное значение имеют общественные организации и местные власти. Так, общеизвестен вклад частной собственности и частных вложений в систему наследия Великобритании, управление которыми осуществляет общественная организация — Национальный траст — крупнейший собственник исторических садов и парков, деревень, поместий, участков относительно девственной природы. Согласно действующему законодательству, продажа собственности траста возможна только с разрешения британского парламента, передача трасту частных поместий оставляет право пожизненного проживания в них бывших владельцев (что предотвращает их продажу случайным лицам), а передача земельных угодий предусматривает поддержку исторических форм фермерства (Jenkins, 1995).


США


Основные задачи сохранения национального культурного наследия решаются в США через Министерство внутренних дел и Консультативный совет по сохранению памятников истории при Президенте и Конгрессе США. Эта страна выделяется чрезвычайным разнообразием форм территориальной охраны. Только в системе Службы национальных парков насчитывается 24 категории охраняемых территорий, а совместно с другими ведомствами — более 35 категорий, ряд из которых используется преимущественно для целей сохранения историко-культурных феноменов. Из наиболее значимых для охраны культурного наследия и в особенности культурного ландшафта следует назвать исторические парки, исторические местности, памятники, мемориалы, поля сражений, военные парки. Примечательно, что в США статус исторического парка может получить целый город (например, Harpers Ferry), а согласно решению национального отделения ICOMOS, исторический городской ландшафт рассматривается как тип культурного ландшафта. Национальные парки США не относятся к ведущим формам охраны культурного наследия, однако функционально они к этому приспособлены и их проектное обеспечение обязательно включает проработку вопросов управления культурными ценностями (Охрана…, 1995).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.