Цена на основе
переменных затрат = [Закупочная цена + Переменные затраты на единицу * (100 + %
наценки)] : 100 = 2545815 + 176166 * 1,702 = = 2845650 (руб.)
Итак, при продажной
цене 2845650 рублей ЧУП «Белкоопоптторг» удастся покрыть все затраты и получить
желаемую прибыль.
Метод валовой
прибыли. В
качестве расчётной базы используется валовая прибыль, которая определяется как
разница между выручкой от реализации товара и себестоимостью продаж. Цена,
устанавливаемая по этому методу, должна обеспечить получение желаемой прибыли и
покрыть все затраты, которые не были учтены при расчёте валовой прибыли.
% наценки =
[(Желаемая величина прибыли + Суммарные расходы) : : Стоимость закупки
всего объёма товара] *100 = [(66191190 + 323602221) : : 3309559500] *100
= 11,78%
Цена на основе
валовой прибыли = [Закупочная цена * (100 + % наценки)] : 100 = 2545815 *
1,1178 = 2845712 (руб.).
Метод
рентабельности продаж. При использовании данного метода процентная надбавка включает
в себя только желаемую величину прибыли. Чтобы этот метод был эффективным, все
затраты должны быть распределены по единицам товара.
% наценки =
[Желаемая величина прибыли / (Суммарные затраты + Закупочная стоимость всего
объёма товара)] * 100= [66191190 / (323602221 + 3309559500)] *100 = 1,82%
Цена на основе
рентабельности продаж = (Закупочная цена + Суммарные затраты на единицу) * (100
+ % наценки) /100 = (2545815 + 248925) * 1,0182 = 2845604 (руб.).
Для анализа
сведём все полученные расчётные данные в таблицу 16:
Таблица 16. Сводные данные расчёта разными методами
Название
метода
%
наценки
Планируемая
цена, руб.
Метод переменных
затрат
70,2
2845650
Метод валовой
прибыли
11,78
2845712
Метод рентабельности
продаж
1,82
2845604
Примечание. Источник: собственная разработка.
В связи с тем,
что цена рассчитывалась с использованием одних и тех же данных, все три метода
дали одинаковый результат. Средняя арифметическая планируемых цен составляет
2845655 рублей, а разница между средней ценой и ценой, рассчитанной в каждом
случае, менее 0,01%.
Отметим, что
метод переменных затрат целесообразно использовать при соблюдении двух условий:
1) стоимость активов, вовлечённых в оборот каждого вида товаров, должна быть
одинакова; 2) отношение переменных затрат к остальным расходам должно быть
одинаково для всех видов товаров.
Рассмотрев все три метода ценообразования, видим, что применение метода
валовой прибыли наиболее рационально, поскольку информацию о суммарных затратах
легко получить из учётных данных, нет необходимости деления затрат на
постоянные и переменные.
При расчёте цены
методом рентабельности продаж наибольшую трудность представляет разделение
расходов на конкретные виды товаров. Ошибки в распределении могут привести к
ошибкам в ценообразовании.
Подводя итог
вышесказанному, можно заключить: для расчёта цен на холодильные витрины
возможен любой из рассмотренных способов, но наиболее доступным, простым и
эффективным с экономической точки зрения является применение метода валовой
прибыли [8, с.323-331].
Для принятия
ценовых решений в управленческом анализе применяются два понятия – долгосрочный
и краткосрочный нижние пределы цены. Долгосрочный нижний предел цены –
это цена, минимально покрывающая полные издержки организации, связанные с
закупкой и реализацией товара. Он определяется величиной их полной
себестоимости. Краткосрочный нижний предел цены – это цена, покрывающая
лишь переменную себестоимость товара. Цена, установленная на уровне
краткосрочного нижнего предела, обеспечивает организации нулевой маржинальный
доход [40, с.122-123].
Информация для
анализа (приложение 34) указана в таблице 17:
Таблица 17. Размеры поставки и закупочные цены на холодильные витрины