Среднегодовая численность работников составляла: в 2001 – 1039 чел, в 2002 – 977 чел, в 2003 – 973 чел. Сравнивая показатели выручки за реализованную продукцию и численности работников, можно также сделать вывод о снижении производительности труда за последний год.
При написании данной дипломной работы были использованы публикации в специализированных периодических изданиях, научная и учебно-методическая литература, а также некоторые законодательные документы. В данных источниках раскрывается широкий круг вопросов, связанных с учетом и анализом эффективности использования материальных ресурсов. Практическая ценность данных источников состоит в новизне подходов, раскрывающих данную проблему. С помощью дополнительных источников обобщён и переработан значительный и наиболее существенный научный и учебно-методический материал по проблемам использования материальных ресурсов. Общие вопросы данной проблемы, раскрывающие место материальных ресурсов в экономике предприятий, раскрыты при помощи публикаций Ильина А.И., Нехорошевой Л.Н., Хрипача В.Я., теоретические основы учета и контроля материальных ресурсов Дробышевского Н.П., Кожарского В.В. Мартынова Н.В., Шахбазовой И.Т. и др. При рассмотрении методологии анализа использования материальных рсурсов основными источниками послужили публикации Ладутько Н.И., Савицкой Г.В., Стражева В.И. и др.
Важнейшей предпосылкой организации учета производственных запасов является их оценка. Она имеет немаловажное значение и в деле машинной обработки данных этого учета. В соответствии с Законом “О бухгалтерском учете и отчетности” (Закона Республики Беларусь от 25.06.2004 №42-3) производственные запасы в учете и отчетности должны оцениваться по их фактической стоимости.
Фактическая стоимость производственных запасов слагается из затрат на их производство, приобретение (включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком этих ценностей), наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплаченных снабженческим, внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж, таможенных пошлин, расходов на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемых силами сторонних организаций, и других расходов.
В Республике Беларусь “Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)” (с изменениями и дополнениями), утвержденными 26.01.1998, рекомендованы для применения следующие методы оценки списываемых на производство материальных ценностей: по средневзвешенным ценам; учетным ценам с учетом отклонений от их фактической себестоимости; ценам последнего приобретения. Вариант оценки закрепляется в учетной политике организации.
При большой номенклатуре используемых материалов их фактическую стоимость можно рассчитать только по окончании месяца, когда бухгалтерия будет иметь слагаемые этой стоимости (платежные требования и платежные требования-поручения поставщиков материалов, автотранспортных и других организаций за их перевозку, погрузочно-разгрузочные работы и прочие расходы). Движение же материалов происходит в организациях ежедневно, и документы на их приход и расход должны оформляться своевременно, т. е. по мере совершения операций, и находить отражение в учете. Поэтому возникает потребность в использовании в текущем учете твердых, заранее установленных цен, называемых учетными.
В качестве учетных цен могут применяться себестоимость приобретения (заготовления), средние покупные цены, свободные рыночные (договорные), регулируемые оптовые и др.
Возвратные отходы, учитываемые на счете 10 «Материалы» (субсчет 6), оцениваются в следующем порядке:
– по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования) – при их использовании для основного производства повышенными затратами (пониженным выходом готовой продукции), для нужд вспомогательного производства, изготовления предметов широкого потребления или реализации на сторону;
– по полной цене исходного материального ресурса - при реализации отходов на сторону для использования в качестве полноценного ресурса;
– по действующей цене на отходы за вычетом расходов на сбор и обработку, когда отходы идут в переработку внутри организации или сдаются на сторону.
Товарно-материальные ценности, полученные в счет вкладов в уставный фонд организации, оцениваются по договоренности сторон.
Материальные ресурсы поступают на склады организации из различных источников. Они могут приобретаться за счет централизованного обеспечения (при наличии госзаказа), в порядке оптовой и биржевой торговли, путем поставок непосредственно организациями-производителями и др.
Отгрузив материальные ценности покупателям, организации-поставщики одновременно высылают им платежные требования-поручения вместе с отгрузочными и другими сопроводительными документами (спецификации, сертификаты, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и др.). Для регистрации транспортных, товарных и других документов, связанных с получением грузов с железных дорог, водных пристаней и ч. п. и с оприходованием их на склад, а также для записей запросов по розыску непоступивших грузов применяется форма М-1 «Журнал учета поступающих грузов».
Со станции железной дороги, пристани или от местных поставщиков ценности получает экспедитор организации. Для этого ему бухгалтерия организации оформляет и выдает под расписку доверенность и транспортные или иные документы. При этом могут использоваться две формы доверенностей: формы М-2 и М-2а. Доверенность формы М-2а используется организациями, у которых получение материальных ценностей по доверенностям носит массовый характер. Выданные доверенности формы М-2а регистрируются в журнале учета выданных доверенностей (ф. М-3) под расписку в их получении. При использовании формы М-2 данные о выдаче и получении фиксируются в корешке доверенности, следовательно, отпадает необходимость в ведении журнала учета выданных доверенностей (ф. М-3). Срок действия доверенности устанавливается в зависимости от возможности получения и вывоза материалов по накладной или другому документу, на основании которого выдана доверенность.
Если при приемке грузов от транспортной организации будут обнаружены признаки нарушения или отсутствия пломб грузоотправителя, недостачи, порчи или повреждения ценностей (тары, упаковки), то экспедитор вправе требовать проверки груза. Результаты проверки оформляются коммерческим актом, который составляется с участием представителей транспортной организации (железной дороги). В этом акте фиксируют характер нарушений, количество недостающего или испорченного груза. Коммерческий акт служит основанием для предъявления претензий о возмещении стоимости выявленного ущерба виновнику - транспортной организации (железной дороге или поставщику).
Материальные ценности экспедитор доставляет на склад организации и сдает их заведующему складом.
При отсутствии расхождений с документами: товарно-транспортной накладной на перевозку грузов автомобильным транспортом (ф. ТТН-1) или товарной накладной на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей (ф. ТН-2) поступившие материальные ценности приходуются на склад.
Для приема поступивших товарно-материальных ценностей, количество или качество которых не совпадает с данными сопроводительных документов, специальной комиссией составляется Акт о приемке материалов (ф. М-7). Он составляется в двух экземплярах с обязательным участием материально ответственного лица и представителя поставщика или незаинтересованной организации (по согласованию с поставщиком). Акт утверждается руководителем организации или уполномоченным лицом. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию организации как первичный документ по приходу ценностей, а второй - отделу материально-технического обеспечения - для предъявления претензий поставщику.
Поступление однородных материалов (гравия, песка, щебня и др.) у одного и того же поставщика несколько раз в день оформляется специальными талонами, действие которых ограничивается днем сдачи. Водитель сдает груз покупателю и одновременно передает указанный талон. Последняя поездка оформляется грузоотправителем (поставщиком) товарно-транспортной накладной на перевозку грузов автомобильным транспортом (ф. ТТН-1). Товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом является документом строгой отчетности и предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей, а также для расчетов за их перевозки и учета выполненной транспортной работы. Она является документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета. Товарно-материальные ценности, поступающие из-за пределов Республики Беларусь, оприходуются на основании документов, выписанных грузоотправителем.
Как правило, товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом выписывается в четырех экземплярах. Четвертый экземпляр остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей. Второй и третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя (экспедитора), вручаются водителю или экспедитору. Первый экземпляр сдается водителем или экспедитором грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза. Второй и третий экземпляры, заверенные подписями и печатями грузоотправителя и грузополучателя, сдаются перевозчику. Третий, служащий основанием для расчетов, перевозчик прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику - заказчику автотранспорта, а четвертый прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю. Четвертый экземпляр остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей.
Грузоотправитель при необходимости может выписывать дополнительные экземпляры товарно-транспортных накладных. Например, если на одном автомобиле одновременно перевозятся несколько партий грузов в адрес нескольких грузополучателей, товарно-транспортная накладная выписывается каждому грузополучателю в отдельности.
Для оформления отпуска и приемки товарно-материальных ценностей, перемещение которых осуществляется без участия автомобильных транспортных средств, например почтой или нарочным, используется товарная накладная (ф. ТН-2), являющаяся, как и товарно-транспортная накладная, документом строгой отчетности. Товарная накладная (ф. ТН-2) служит основанием для списания товарно-материальных ценностей у отправителя и оприходования их у получателя, а также складского и бухгалтерского учета товарно-материальных ценностей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12