Ø Передачи в совместную деятельность;
Ø Передачи в обмен на другое имущество;
Ø Другими способами, не противоречащими действующему законодательству.
Принятие объектов основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта приемки-передачи основных средств (№ ОС – 1). Акт применяется: для учета ввода объектов в эксплуатацию; для оформления внутреннего перемещения основных средств из одного структурного подразделения организации в другое; для оформления передачи основных средств со склада в эксплуатацию; для исключения из состава основных средств при передаче другой организации. После оформления акт приемки-передачи передается в бухгалтерию. К акту прикладывают техническую документацию (паспорт, чертежи и т.д.). На основании этих документов производят записи в инвентарную карточку. После этого техническая документация передается в технический отдел. Заполнение инвентарной карточки производится на основе: акта приемки-передачи основных средств; технических паспортов; других документов на приобретение, сооружение, перемещения и списания основных средств. В инвентарной карточке приведены основные данные по объекту основных средств: срок полезного использования, способ начисления амортизации, индивидуальные особенности объекта и др.
Объекты основных средств выбывают из организации в результате:
1. Реализации основных средств в виде вклада в уставный капитал других организаций.
2. Передачи по договору мены, дарения.
3. Списания объектов основных средств ранее сданных в аренду с правом выкупа в момент перехода права собственности на указанные основные средства к арендаторам.
4. Списания в случае морального или физического износа.
5. Ликвидации при аварийных, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях.
Выбытие основных средств в результате передачи сторонним организациям оформляется актом формы № ОС – 1. Безвозмездная передача объекта по договору дарения и передача в собственность другого юридического лица в обмен на другой товар, совершаемая по договору мены также оформляется актом № ОС – 1.
Списание этих основных средств производится на основании акта с приложением договора дарения или договора мены. На основании акта бухгалтерская служба производит соответствующую запись в инвентарной карточке переданного объекта.
Ликвидацию основных средств производят на основании распоряжения руководителя организации. Приказом руководителя создана постоянно действующая комиссия в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе бухгалтер и лица на которые возложена ответственность за сохранность основных средств. Комиссия определяет целесообразность дальнейшего использования объектов основных средств, невозможность или неэффективность их восстановления, непригодность к дальнейшему использованию, а также оформляет документацию на списание указанных объектов. Комиссия должна осмотреть объект, подлежащий списанию; установить причины списания объекта; выявить лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объектов из эксплуатации; определить возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта; контролировать изъятие их списываемых основных средств цветных и драгоценных металлов, определять их вес и сдавать на соответствующие склады. Также комиссия должна составить акт на списание основных средств (форма № ОС–4), акт на списание автотранспортных средств (форма № ОС-4А) с приложением актов об авариях, причинах вызвавших аварию, если они имели место. В акте указываются данные, характеризующие объект: дата принятия объекта к учету; год изготовления или постройки; время ввода в эксплуатацию; срок полезного использования; первоначальная стоимость; сумма начисленной амортизации; проведенные ремонты; причины выбытия с обоснованием причин нецелесообразности использования и невозможности восстановления; состояние основных частей, деталей, узлов; заключение комиссии; поступило от списания. Акт составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии, утверждается руководителем организации. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй остается у лица, ответственного за сохранность основных средств и является основанием для сдачи на склад. При оформлении списания автотранспортных средств один экземпляр акта с документом, подтверждающим снятие с учета в ГИБДД , передается в бухгалтерию, второй остается у лица, ответственного за сохранность автотранспортных средств и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания. Затраты по списанию, а также стоимость поступивших материальных ценностей после сноса и разборки зданий и монтажа оборудования и т.п. отражается в разделе «Справка о затратах, связанных со списанием основных средств и о поступлении материальных ценностей от их списания».
Детали, узлы разобранного оборудования пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются как лом или утиль по рыночной стоимости, а пригодные приходуются как вторичное сырье и отражаются по дебиту счета учета материалов в корреспонденции со счетом учета финансовых результатов. На основании оформленных актов в инвентарной карточке делается отметка о выбытии объекта. Инвентарные карточки по выбывшим объектам хранятся в течении срока, определяемого руководителем.
При автоматизации учёта этот аналитический регистр заменяется ведомостью движения основных средств. Общий итог групповой карточки или ведомости необходимо сверить с оборотом по дебету и кредиту синтетического счёта основных средств. Однако в ООО «Универмаг» операции по движению основных средств не оформляются вышеперечисленными документами, а оформление происходит с использованием документов поставщика.
2.5 Учет наличия и движения основных средств.
Синтетический учёт наличия и движения основных средств, принадлежащих предприятию на правах собственности ООО «Универмаг» осуществляет на следующих счетах:
Счёт 01 «Основные средства» предназначен для получения информации о наличии и движении основных фондов организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации или сданных в текущую аренду.
Оприходование основных средств, внесённых учредителями в счёт их вкладов в уставной капитал отражается следующим образом:
Дебет счёта 75 «Расчёты с учредителями»
Кредит счёта 80 «Уставной капитал».
Стоимость основных средств, поступивших в качестве вклада в уставной капитал, оформляют бухгалтерскими записями:
Дебет счёта 08 «Вложение во внеоборотные активы»
Кредит счёта 75 «Расчёты с учредителями»
Основные средства, приобретённые за плату у других организаций и лиц, а также созданные в самой организации, отражают:
Кредит счёта 08 «Вложение в нематериальные активы»
Основные средства, поступившие от других организаций и лиц безвозмездно, а также в качестве субсидий правительственного органа в соответствии с новым Планом счетов приходуют по:
Дебет счётов 08 «Вложения во внеоборотные активы»
Кредит счёта 98 «Доходы будущих периодов»
(субсчёт 98-2 «Безвозмездные поступления»)
при этом стоимость безвозмездно принятых основных средств можно отражать на финансовых результатах двумя способами:
1. в момент принятия основных средств к учёту в первоначальной стоимости;
2. по мере начисления амортизации по принятым основным средствам
Следовательно, по безвозмездно принятым основным средствам составляются следующие бухгалтерские записи:
Дебет счетов учёта затрат (25, 26)
Кредит счёта 02 «Амортизация основных средств»
Дебет счёта «Доходы будущих периодов»
Кредит счёта 91 «Прочие доходы и расходы»
При выбытии основных средств вследствие продажи, по причине ветхости, морального износа, безвозмездной передачи остаточная стоимость объекта списывается со счёта 01 «Основные средства» в дебет счёта 91 «Прочие доходы и расходы». Кроме того, по дебету счёта 91 отражают все расходы, связанные с выбытием основных средств, а по кредиту – все поступления, связанные с выбытием основных средств (выручка от продажи объектов, стоимость материалов, лома, утиля, полученных при ликвидации объекта).
Таким образом, на счёте 91 «Прочие доходы и расходы» формируется финансовый результат от выбытия основных средств. По окончанию отчётного периода определяют разность между дебетовыми и кредитовыми оборота и по каждому субсчёту счёта 91 и списывают её на счёт 99 «Прибыли и убытки». Превышение дебетового оборота над кредитовым отражают по дебету счёта 99 и кредиту счёта 91, а превышение кредитового оборота над дебетовым – по дебету счёта 91 и кредиту счёта 99.
При выбытии основных фондов накопленная амортизация по объекту списывается в уменьшение его первоначальной стоимости. При этом дебетуют счёт 02 «Амортизация основных средств» и кредитуют счёт 01 «основные средства».
Бухгалтерские записи по списанию основных средств:
Дебет счёта 02 «Амортизация основных средств»
Кредит счёта 01 «Основные средства»
Дебет счёта 91 «Прочие доходы и расходы»
Дебет счёта 10 «Материалы»
Неучтённые объекты основных средств, выявленные при инвентаризации, приходуются по рыночной стоимости бухгалтерской записью:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8