Данные таблицы 9 показывают, что в 2005 г и 2006 г наибольшую долю в выручке составляет выручка от продажи товаров, однако, к концу 2007 г показатель снизился на 18,12 % и составил 57,32 %. Соответственно на 18,12 % увеличилась доля выручки от реализации услуг, а темп ее роста в 2007 г. составил 158,56 %.
Доля полной себестоимости в выручке увеличилась с 86,48 % в 2005 г. до 96,08% в 2007 г. Динамика роста данного показателя отрицательна, такое изменение доли себестоимости связано с увеличением в ее составе доли себестоимости услуг с 28,54 % в 2005 г до 48,9 % в 2007г.
Доля прибыли от продажи товаров снизилась с 16,39 % в 2005 г до 10,14% в 2007 г., в то время когда реализация услуг вообще приносила убыток в течение всего изучаемого периода, причем убыток с каждым годом возрастал.
Таблица 10
Показатели, характеризующие рентабельность по видам доходов
Показатели
2005 г
2006 г
Отклонение, (+,-)
2007 г
1
2
3
4
5
6
Выручка
Всего
56880
62095
+5215
56656
-5439
товары
42276
46845
+4569
32475
-14370
услуги
14604
15250
+646
24181
+8931
Полная себестоимость
49189
55659
+6470
54437
-1222
32955
38969
+6014
26731
-12338
16234
16690
+456
27706
+11016
Прибыль от продаж
7691
6436
-1255
2219
-4217
9321
7876
-1445
5744
-2132
-1630
-1440
+190
-3525
-2085
Рентабельность торговой деятельности
22,05
16,81
-5,24
17,69
+0,88
Рентабельность по предоставлению услуг
-11,18
-9,44
+1,74
-14,58
-5,14
В таблице 10 приведены показатели, характеризующие рентабельность по видам деятельности. Анализ показателей таблицы 10 показывает, что предприятие реализует товары, которые приносят основную прибыль предприятию. Однако в течение изучаемого периода прибыль предприятия от реализации товаров значительно сократилась, так, если в 2005г. прибыль составляла 9321 тыс.руб., то к концу 2007г. она составила 5744 тыс.руб. Сократилась и сумма выручки от реализации товаров с 42276 тыс.руб. в 2005г., до 32475 тыс.руб. в 2007г., в то время как выручка полученная от реализации услуг увеличилась на 8931 тыс.руб. Однако, сопоставляя сумму увеличения выручки от продажи услуг и сумму увеличения себестоимости этих услуг равную 11016 тыс. руб., можно утверждать, что темпы роста выручки от реализации услуг меньше ,чем темп роста ее себестоимости, что в свою очередь является отрицательным моментом.
Рентабельность торговой деятельности сокращается, если в 2005 г она составляла 22,05 %, то к концу 2007 года уже 17,69%, а деятельность по предоставлению услуг предприятия в виду убытков не рентабельна.
В течение 2005г-2007г предприятие несет убытки по виду деятельности: услуги. Причем, если в начале изучаемого периода убыток составлял 1630 тыс.руб., то к концу 2007г убыток составил уже 2085 тыс.руб.
Рис. 6. Динамика финансовых результатов по реализации услуг
На рисунке 6 представлена динамика изменения результатов реализации услуг, где наглядно представлены изменения показателей выручки и себестоимости в период 2005-2007 гг. Очевидно, что убыток от реализации услуг связан с превосходящей суммой себестоимости над суммой полученной выручки.
Создавшееся положение на предприятии в области продаж угрожающе и грозит потерей доходности предприятия. Руководству необходимо предпринять срочные меры по исправлению сложившейся ситуации, разработать план по расширению рынка сбыта товаров, отказаться от политики предпочтения крупных мелким покупателей. Для этого нужна тесная ежедневная работа квалифицированных специалистов таких как: менеджеров, маркетологов, экономистов и аналитиков, что позволит исключить углубление неблагоприятных тенденций.
Важнейшим показателем, отражающим конечные финансовые результаты деятельности предприятия, является прибыльность (рентабельность). Рентабельность характеризует прибыль, полученную с 1 рубля средств, сложенных в финансовые операции либо в другие предприятия.
Таблица 11
Исходные данные для расчета рентабельности, (тыс.руб.).
Среднегодовая стоимость активов
5921
311171
616870
Среднегодовая стоимость оборотных активов
311158
309290
Среднегодовая стоимость внеоборотных активов
0
13
307581
Среднегодовая стоимость собственного капитала
2589
6242
306630
Чистая прибыль
4692
4042
1524
Коэф. оборачиваемости капитала
9,61
0,2
0,09
Коэф. финансовой маневренности
2,29
49,85
2,01
Анализируя таблицу 12, можно заметить, что все показатели рентабельности в течение 2006-2007 года существенно снизились, что свидетельствует о крайне неэффективной деятельности предприятия. В 2005 году рентабельность собственного капитала была 181,56 %, к концу 2007 года она составила 0,49%. Рентабельность оборотных активов в 2005г составила 79,24 %, к концу 2007 года она уменьшилась, и составила 0,5 %.
С каждого рубля продаж предприятие в 2007 году получило 3 копейки чистой прибыли, тогда как в 2005 году 13 копеек.
Таблица 12
Показатели, характеризующие прибыльность
(рентабельность) предприятия, (%).
Откл,(+,-)
Откл, (+,-)
Рентабельность всего капитала
79,24
1,3
-77,94
0,25
-1,05
Рентабельность собственного капитала
181,56
64,91
-116,65
0,49
-64,42
Рентабельность продукции
8,25
6,51
-1,74
2,69
-3,82
Рентабельность оборотных активов
0,5
-0,8
Рентабельность внеоборотных активов
-
31092,31
+31092,31
-31091,81
Рентабельность предприятия
79,28
-77,98
0,24
-1,06
Рентабельность продаж
13,52
10,37
-3,15
3,92
-6,45
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13