|
Аналитический учёт основных средств ведётся по каждому инвентарному объекту. Отдельным инвентарным объектом является законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями или конструктивно отдельный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций. Инвентарным объектом определяется также комплекс конструктивно соединенных предметов одного или разнообразного назначения, которые имеют для их обслуживания общие приспособления и принадлежности, общее управление, единый фундамент, вследствие чего каждый предмет может выполнять свои функции, а комплекс - определенную работу только в составе комплекса, а не самостоятельно. В зависимости от видов основных средств аналитический учёт ведется на инвентарных карточках учёта основных средств (форма ОЗ-6). На предприятиях, имеющих небольшое количество инвентарных объектов, ведутся инвентарные книги.
Аналитический счёт отражает техническую и экономическую характеристику объекта, его местонахождение, первоначальную оценку и переоценку по восстановительной стоимости, а также норму амортизационных отчислений. В аналитическом учёте отражают все изменения, произошедшие за время эксплуатации основных средств. Аналитические счета группируются по местам, где находятся основные средства, по материально ответственным лицам, по методам начисления амортизации, по группам и видам, по отраслевому признаку, по принадлежности, по признаку использования.
На каждый принятый в эксплуатацию объект основных средств комиссией, назначенной приказом руководителя завода, составляется Акт приёмки-передачи (внутреннее перемещение) основных средств, в котором указывается первоначальная стоимость объекта, краткая техническая характеристика, место эксплуатации. К акту прилагается техническая документация относительно данного объекта. Акт составляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект. При передаче основных средств другому предприятию акт составляется в двух экземплярах (для предприятия, которое получает, и предприятия, которое передает основные средства). При передаче в цех объекта основных средств, изготовленного собственными силами, к акту прилагается также приемо-сдаточный акт, свидетельствующий о передаче изготовленного основного средства цехом-изготовителем на склад, приказ председателя правления о передаче данного средства цеху- получателю, паспорт, калькуляция затрат на производство.
Каждому объекту присваивается инвентарный номер, который наносится на сам объект и в дальнейшем проставляется во всех документах, которые отражают движение объекта, а также в инвентарной карточке и инвентарных списках. Этим предупреждается путаница в учёте, обеспечивается контроль за сохранностью основных средств. Инвентарный номер присваивается на всё время эксплуатации объекта до списания. Нумерация инвентарных объектов строится по серийно-порядковой системе.
На каждый объект основных средств открывается инвентарная карточка (форма №03-6), являющаяся регистром аналитического учёта. В карточках содержится наименование основных средств, номер акта и дата приёмки, первоначальная стоимость, норма амортизации, краткая характеристика, а также делается отметка о проведенных ремонтах, перемещении и выбытии.
Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект. Если инвентарный объект включает в себя отдельные приспособления и принадлежности, составляющие с ним одно целое, то в этой же карточке приводится перечень таких частей. Заполнение этих карточек производится на основе первичной документации: актов приёмки-передачи основных средств, технических паспортов и других документов по приобретению, сооружению, перемещению и ликвидации объектов основных средств.
Инвентарные карточки сверяются с данными синтетического учёта. Для пообъектного учёта фондов в местах нахождения у материально ответственных лиц ведутся инвентарные списки основных средств (форма ОЗ-9).
Ежемесячные итоговые данные инвентарных карточек на поступившие объекты должны записываться в карточки учёта движения основных средств, которые ведутся в разрезе групп основных средств. Однако на машзаводе эти карточки не ведут, а информация относительно групп основных средств заносится в компьютер и в конце каждого месяца составляется сводная ведомость учёта балансовой стоимости объектов, поступившим на завод, а также ведомость на вводимые в эксплуатацию основные фонды, где данные сгруппированы по группам - промышленно-производственные фонды, производственные основные фонды, непроизводственные основные фонды. В разрезе каждой группы основные фонды группируются по цехам. Балансовая стоимость по каждой группе основных фондов подсчитываются в разрезе 3 групп для получения информации о стоимости основных средств, на которую будет начисляться амортизация.
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.