- фестиваль «Заславский набат» (история рыцарских боев);
- праздник города Минска и др.
Необходимо принять во внимание невысокую покупательную способность многих (большинства) потенциальных туристов из стран Балтии, России, Украины, которые путешествуют лишь по важному поводу, т.е. нужна серьезная причина. Культурно-развлекательный ресурс может стать серьезным мотивом к развитию туризма.
Эко- и агротуризм могут увлечь, в первую очередь, вчерашних школьников и студентов, а также граждан, активно путешествующих по миру, которые в большей степени подвержены влиянию общеевропейскому, где экология сегодня в сознании людей очень высоко ценится. Экотуризм это не только один из способов остановить процесс разрушительного воздействия на природу, но и довольно прибыльный вид бизнеса. Для организации этого вида туризма нужны минимальные затраты. Организовать экологические тропы, оборудовать места для фото охоты и наблюдения за представителями дикой фауны.
Изобилие природных достопримечательностей полностью соответствует европейским тенденциям развития экотуризма. Столь весомые туристские активы, как Беловежская пуща, Августовский канал, Новогрудок и Мир, Брестская крепость герои являются хорошими предпосылками для инвестиций.
Образ жизни молодых людей, который все больше связан с компьютерными играми, просмотром различных видеофильмов, подталкивает их испытать (проявить) себя в нестандартных условиях. Это может послужить развитию спортивного и экстремального туризма. Для этого можно использовать возможности Национальных парков, болота «Великий мох» в Витебской области, бывших военных городков, солигорских терриконов и т.д.
Беларусь располагает серьезными предпосылками для развития бизнестуризма (конгрессного). В республике работает более 1000 СП, ИП (данные МИД). В 2003 году нашу страну посетило 213,0 тысяч иностранных граждан по деловым визам, т.е. с рабочими целями и 124,7 как обслуживающий персонал (данные статотчетности Комитета Госпогранвойск).
Беларусь обладает богатым природным потенциалом для развития туризма: обширные, хорошо сохранившиеся лесные, лесо-озерные, лесоречные природные комплексы, включающие памятники природы, разнообразный растительный и животный мир, природные лечебные ресурсы (лечебные минеральные воды, торфогрязи, сапропели), охотничьи и рыболовные угодья, животные ландшафты с условиями для организации пешеходных, конных, велосипедных, водных (лодочных, теплоходных, байдарочных, парусных) туристских походов, отдыха и оздоровления в природной среде.
Леса занимают 8,7 млн га (42% территории страны). В Беларуси более 10 тыс. озер, около 3 тыс. рек длиной 5 км и более (Днепр. Зап. Двина. Неман и др.) и около 20 тыс. малых рек. Наиболее разнообразные и ценные в эстетическом отношении природные ландшафты сосредоточены на севере и в центре Беларуси.
Наибольшую ценность для развития туризма среди природных территорий и объектов Беларуси, в том числе иностранного, представляют:
- национальные парки существующие - «Беловежская пуща» (87,4 тыс. га), «Браславские озера» (71,5 тыс. га), «Нарочанский», «Припятский» (84 тыс. га) и проектируемые - «Логойский» («Белая Русь», «Свислочско-Березинский», «Суражский» (92 тыс. га);
- заповедники и заказники республиканского значения - Березинский биосферный заповедник (80,2 тыс га), заказники «Налибокская пуща» (85,4 тыс. га), «Голубые озера» (1,5 тыс. га), «Свитязянский» (1,1 тыс. га), «Буда-Кошелевский» (13,6 тыс. га), «Мозырские яры» (1,1 тыс. га);
- курортно-рекреационные зоны - курорт «Ушачи» (17,2 тыс. га), зоны отдыха «Столбцы» (34,6 тыс. га), «Щара» (7.6 тыс. га), «Днепр» (4,5 тыс. га), «Озеро белое» (2 тыс. га);
- охотничьи хозяйства -«Браславское», «Россонское». «Глубокское», «Озерское», «Остро вецкое», «Принеманское», «Логойское», «Столбцовское». «Кобринское», «Пружанское», «Телеханское», Березинского заповедника и национального парка «Беловежская пуща», исследовательско-охотничьи хозяйства «Барсуки», «Красносельское, «Негорельское».
Туризмо-производящий ресурс нашей страны оценивается экспертами ВТО выше среднего. В Беларуси производятся основные составляющие, способные обеспечивать обслуживание и прием международных туристов.
Транспортная составляющая: производят автобусы туристского класса (МАЗ), микроавтобусы (Форд-Транзит).
Размещение: 246 гостиниц - это основа для их модернизации. Географически расположены во всех регионах республики. В стране производится большинство составляющих, необходимых для оснащения средств размещения (телевизоры «Горизонт», «Витязь»; холодильники - «Атлант»; телефонная связь - «Интеграл»; GSM -«Velcom» и «МТС») и т.д.
2. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА КАК РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
На сегодняшний день можно констатировать позитивную динамику развития туризма в Республике Беларусь. В течение трех последних лет наблюдается стабильный рост по большинству показателей, характеризующих деятельность туристской отрасли:
- увеличилось количество организованных туристов, посетивших Беларусь с 60224 чел. в 2000 году до 64289 чел. в 2003 году;
- прибыль от туризма за этот период увеличилась на 33 %;
- в общем объеме экспорта услуг в 2003 году туристические услуги составили 15,3%;
- количество граждан Республики Беларусь, выехавших за рубеж с туристскими целями, уменьшилось на 180 797 человек (85,9 % к 2000 году);
- объем туристических услуг в иностранной валюте вырос в 1,5 раза, в белорусских рублях в 1,95 раза;
- впервые за последние 4 года уменьшилось отрицательное сальдо экспорта-импорта туристских услуг с 366 млн долл. США до 310 млн долл. США (на 18,1 %).
По состоянию на 01.10.2004 лицензии на осуществление туристической деятельности имели 593 субъекта хозяйствования и индивидуальных предпринимателей, а туристические услуги оказывали только 365 из них. В том числе: туристские организации государственной формы собственности - 32, частной - 321, иностранной - 12. Всего в сфере туризма работает более 2 тысяч человек.
Республика Беларусь в целях продвижения национального туристского продукта на внешнем рынке и расширения международных связей в сфере туризма представлена как туристское направление единым стендом на крупнейших международных туристских выставках: МIТТ в г. Москве, IТВ в г. Берлине. Т&Т в г. Варшаве, Vivattour в г. Вильнюсе. Однако в большинстве выставок из-за отсутствия финансирования Республика Беларусь не в состоянии организовать единый национальный стенд, и продвижение национального туристского продукта осуществляется отдельными субъектами хозяйствования.
В целях формирования единого рекламно-информационного пространства, отражающего туристические возможности страны, изданы буклеты «Приглашаем в Беларусь», справочник для иностранцев, а также компакт-диск «Туризм Беларуси», что, несомненно, недостаточно для представления Республики Беларусь на мировом туристском рынке.
Создание и продвижение имиджа страны как туристского региона осуществляется также на основе договорного двустороннего сотрудничества. На сегодняшний день Республикой Беларусь подписаны документы о сотрудничестве в области туризма с государствами. Помимо межправительственных соглашений в сфере туризма заключен ряд межведомственных договоров.
Подписаны соглашения о сотрудничестве в области туризма с 15 государствами (Россия, Армения, Болгария, Польша, Сирия, Таджикистан, Индия, Иран, Кипр, Кыргызстан, Латвия, Литва, Украина, Югославия, Словакия).
Выбор стран для заключения договоров не случаен. В первую очередь, это страны-соседи, сотрудничество в области туризма с которыми целесообразно благодаря географической близости и общности истории и культуры.
Реализация договоров осуществляется через рабочие программы, ориентированные на создание режима наибольшего благоприятствования для стран-участниц путем разработки конкретных мероприятий.
Интеграция Республики Беларусь в мировое туристское сообщество также происходит путем сотрудничества с международными организациями (ВТО. ЦЕИ, Совет по туризму СНГ). Представители Минспорта принимали участие в работе сессии Генеральной ассамблеи ВТО, на последней из которых в октябре 2004 года в г. Пекине Беларусь была принята в действительные члены ВТО де-факто. Кроме того, Республика Беларусь регулярно принимает участие в рабочих семинарах ВТО (например, по совершенствованию туристской статистики и введению единого счета в туризме в г. Москве и по региональной политике в туризме в г. Киеве).
Республика Беларусь является ассоциированным членом Центральной Европейской инициативы. Сотрудничество с ЦЕИ способствует проведению социально-экономических преобразований и осуществляется в рамках рабочих групп по туризму. Финансирование проектов ЦЕИ осуществляется через программы РНАRE, TACIS.
Программы ТАСIS работают в Еврорегионах «Бут», «Неман», в их рамках разрабатываются принципы развития туризма в регионах, обладающих богатым туристским потенциалом. Осуществляется сотрудничество в рамках ТRIС-платформы, объединяющей приграничные районы Брестской области и Бялоподлясского воеводства.
В рамках Совета по туризму СНГ предложено изучить возможность введения единых туристских виз для въезда иностранцев на территории этих государств.
3. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ, ТОРМОЗЯЩИЕ ДИНАМИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА
1. Предлагаемые туристические услуги не отвечают международным стандартам. Туристская услуга - это тот же товар, и его качество во многом зависит от исходного материала. каким является транспорт, средства размещения и питания, объекты познавательного, оздоровительного, делового, спортивного назначения, объекты и средства развлечений. Качество этих составляющих зависит от результата работы более чем 20 министерств и ведомств. Нельзя создать туристическую услугу уровня международных стандартов, если ее составляющие не отвечают этим требованиям.
Анализ составляющих пакета туристических услуг, показал следующее.
- транспортная составляющая проигрывает по всем параметрам, аналогичной услуге в странах Балтии, Польши и России. Во-первых, белорусский транспорт, за редким исключением, 6-10-летней давности. Это обусловлено высокими налоговыми и таможенными пошлинами. На сегодня в общей сложности они составляют 55% от стоимости покупаемого автобуса. Данная ситуация ограничивает и без того низкий уровень покупательской способности. В случае приобретения автобуса стоимость транспортных услуг будет выше, чем аналогичная услуга, например, в Литве, Польше. В результате страдает качество, создаются предпосылки к переуступке рынка пассажирских перевозок.
Страницы: 1, 2, 3