Рефераты. Туристский импорт и экспорт

В настоящее время старое понятие «отрасль» постепенно размывается. Для рыночной экономики характерно не столько развитие обособленных отраслей, сколько функционирование диверсифицированных межотраслевых комплексов. Так как в туризме производятся и предметы потребления (пища), и услуги (размещение в гостинице), то можно сделать вывод, что туризм - это диверсифицированный межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры, который имеет производственные и непроизводственные функции и представляет собой туристскую индустрию. Хозяйственный процесс, протекающий в отрасли туризма, является производственно-обслуживающим процессом.

Туристская индустрия - это совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, предприятий общественного питания, средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного и другого назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также учреждений, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.
Необходимо обеспечить предоставление туристам качественных туристских услуг, а также дальнейшее развитие туристской индустрии. Именно поэтому в туризме приоритетным становится поиск более эффективного использования относительно ограниченных ресурсов, что и является одной из задач экономической науки.

Экономика туризма представляет собой систему отношений, возникающих в сфере туризма в процессе производства, распределения, обмена и потребления результатов туристской деятельности.

Экономика туристской фирмы - это совокупность факторов производства, фондов обращения и нематериальных активов, доходов (прибыли), полученных в результате реализации туристского продукта и оказания различных других услуг (выполненных работ).
Стоимостная оценка активов и доходов туристской фирмы характеризует уровень и масштабы ее развития. Последнее зависит от умения найти оптимальное соотношение между используемыми ресурсами, количеством и качеством реализованного туристского продукта, с одной стороны, и объемом реализации турпродукта и прибылью от его реализации - с другой.


2.2           Экономические и финансовые показатели


Становление и развитие туризма как отрасли характеризуются системой определенных экономических показателей, которые отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону.

Система показателей развития туризма для региона (страны) включает:

•    объем туристского потока;

•    среднюю величину туристских расходов в сутки;

•    состояние и развитие материально-технической базы;   

•    показатели финансово-экономической деятельности туристской фирмы;

•    показатели развития международного туризма.

Туристский поток - это постоянное прибытие в страну туристов. Объемы туристских потоков характеризуются следующими показателями: общее число туристов; число туродней; средняя продолжительность пребывания туристов в стране (регионе).

Для расчета числа туродней необходимо умножить число посетителей на среднюю продолжительность (в днях) пребывания одного туриста в стране (регионе). Информация о туроднях важна при планировании общественной инфраструктуры и материально-технической базы туризма. Таким образом, туродни (Д) - это наиболее важная информация для специалистов, работающих в туризме:

Д = Ч x tcp, где Ч - число туристов; tcp - среднее число дней, проведенных в регионе одним туристом.

Когда получены эти данные, нетрудно оценить предполагаемые расходы каждого туриста за сутки. Но данные о расходах получатся в лучшем случае приблизительные и должны использоваться с осторожностью. Статистика по данному показателю обычно скрыта, а количество денег, потраченное во время отдыха, часто забывается туристом. Тем не менее местным властям и широкой общественности суммарные расходы путешественников в туристском регионе представляются наиболее понятными и впечатляющими данными. Величина суммарных туристских расходов (Pj;) в данном регионе определяется следующим образом:
Рх=ДхРср> где Рс р - средние расходы туриста за сутки.

Однако туристский поток - явление неравномерное. Поэтому были выведены коэффициенты неравномерности туристского потока (Кн), которые рассчитываются тремя способами:

где Dmax, Dmin -число туродней в месяце  максимального  и  минимального   туристского   потока  соответственно,

    чел.-дней;

Drfta, DCM - годовое и среднемесячное число туродней соответственно, чел.-дней.

Показатели, характеризующие состояние и развитие материально-технической базы туризма, определяют ее мощность в данной стране (регионе). К ним относятся: коечный фонд гостиниц и других средств размещения; число мест на предприятиях питания, обслуживающих туристов; число мест на предприятиях развлечений (аквапарки, театры и т. д.), отведенных для туристов, и т. п.

Мощность конечного фонда определяется по формуле

Мк =Kr x365 + Kc xtc,

где Мк - мощность коечного фонда, ед.;   

К г - число койко-мест круглогодичного использования;

Кс-число койко-местсезонного использования;   

tc - число дней сезонного использования.

Так, в Санкт-Петербурге база размещения туристов насчитывает в настоящее время 142 объекта (включая курорты) общей вместимостью 38,2 тыс. мест. По подсчетам специалистов, число койко-мест круглогодичного использования составляет 15,1 тыс., число койко-мест сезонного использования -36,9 тыс., а число дней «высокого сезона» приблизительно составляет 60 дней. Следовательно, мощность коечного фонда Санкт-Петербурге равна 7,7255 млн.

Показатели финансово-экономической деятельности турфирмы включают: объем реализации туристских услуг или выручку от реализации услуг туризма; показатели использования рабочей силы (производительность труда, уровень расходов на оплату труда и пр.); показатели использования производственных фондов (фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств); себестоимость услуг туризма; прибыль; рентабельность; финансовые показатели (платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная самоокупаемость и др.). Отдельно выделяются показатели, характеризующие состояние и развитие международного туризма:

•  число туристов, посетивших зарубежные страны (определяется по числу пересечений государственной границы);

•    число туродней по иностранным туристам;

•    суммарные денежные затраты, произведенные туристами за время зарубежных поездок.

Все вышеперечисленные показатели имеют определенное влияние на регион, в котором развивается туристская отрасль. Развитие туризма и увеличение объема услуг туризма требуют взвешенного подхода, так как очень высоки социальные последствия принимаемых решений.



2.3                     Прямое и косвенное влияние развития туризма на экономику региона


Туризм оказывает существенное влияние на экономику и развитие региона, способствуя притоку валюты в страну, созданию новых рабочих мест, улучшению инфраструктуры и т. д. Для получения максимальной выгоды от туризма каждое государство разрабатывает туристскую политику, которая является одним из видов социально-экономической политики государства.

Туристская политика государства - это совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на функционирование сферы туризма для достижения конкретных целей сохранения и развития социально-экономического комплекса. Основные направления туристской политики России:

•    защита прав путешествующих;

•    защита интересов производителей отечественного турпро-дукта;

•    всемерная поддержка внутреннего и въездного туризма, которая может проявляться в форме:прямых инвестиций в формирование туристской инфраструктуры; научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения национального турпродукта на мировом рынке; налоговых и таможенных льгот, стимулирующих приток инвестиций.

Туристская политика государства базируется на стратегии и тактике.

Туристская стратегия - выработка общей концепции развития и целевых программ, для реализации которых требуется время и большие финансовые ресурсы.

Туристская тактика - конкретные меры и приемы достижения поставленной цели в конкретных условиях.
Например, Указом Президента РФ от 22 декабря 1995 г. № 1284 была одобрена концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации, которую можно считать примером стратегии России в области туризма. Главная цель концепции - создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для обслуживания российских и зарубежных граждан, а также значительный вклад в развитие экономики страны. Для реализации этой цели предлагается целый ряд мер (туристская тактика), среди которых: создание нормативно-правовой базы развития туризма, соответствующей международной практике; формирование экономических механизмов стимулирования развития иностранного и внутреннего туризма, привлечения инвестиций в эту сферу; введение жесткой системы сертификации и лицензирования туристской деятельности и т. п. Итак, любое государство, развивающее туризм, стремится достичь от него максимальной экономической эффективности.

 Экономическая эффективность туризма означает получение выигрыша (экономического эффекта) от организации туризма в масштабах государства, туристского обслуживания населения региона, производственно-обслуживающей деятельности туристской фирмы.

Туризм как торговлю услугами на мировом рынке можно назвать невидимым экспортом, вносящим соответствующий вклад в платежный баланс страны. Положительным явлением считается тот факт, когда сумма ввоза туристами валюты превышает сумму вывоза валюты. В настоящий период, когда российский рубль падает по отношению к доллару и другим валютам, доллар в России обретает значительно большую покупательную способность, чем где-либо еще. Это, несомненно, должно привлекать иностранных туристов и повышать туристский экспорт, что, в свою очередь, способствует увеличению валового национального продукта (ВНП). Усилия по привлечению иностранных туристов в Россию имеют некоторое влияние на ситуацию платежного баланса. Например, гостинично-туристская отрасль в Москве дает столичному бюджету около 10 % доходов. Фирмы, обслуживающие туристов из-за рубежа, стимулируют продажу сопутствующих товаров, материально помогая национальной экономике.
Ситуация баланса платежей оказывает прямое влияние на ВНП России, величина которого определяется по формуле:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.