Рефераты. Тульский областной краеведческий музей как центр изучения местного края

Такой предмет на столе был необходим для русской церемонии чаепития. И его изобрели на рубеже XVIII века русские мастера. Самовар вошел в каждый дом. Самовар стал символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Этот предмет вошел в классику русской литературы и искусства как непременный атрибут семейного покоя. Он сам стал объектом художественного интереса, и многие мастера декоративно-прикладного искусства принимали участие в создании его декоративного убранства.

Об этимологии.

Самовар - исконно русское изобретение. Даже слово samovar в германской и романской группе языков и пишется и звучит аналогично русскому САМОВАР. Второе такое слово Космос - тоже русское изобретение, но уже конца 20 века!!!



Музей самоваров в Минске
Изюминка коллекции - "Пасхальное яйцо"
Минск. 2005г. Студия "ЛУВР"


Такой предмет на столе был необходим для русской церемонии чаепития. И его изобрели на рубеже XVIII века русские мастера. Самовар вошел в каждый дом. Самовар стал символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Этот предмет вошел в классику русской литературы и искусства как непременный атрибут семейного покоя. Он сам стал объектом художественного интереса, и многие мастера декоративно-прикладного искусства принимали участие в создании его декоративного убранства.

Устройство самовара

    Замысел изобретателя самовара был прост - разместить в латунном ведре с крышкой печку с трубой и колосниками, чтоб тяга была при горении дров... Так и сделали, но "самоварный" материал оказался уж очень хорош для обработки - грех было не заняться украшением этого чуда техники, тем более, что богатые покупатели зачастую требовали эксклюзив. А все от того, что зачастую церемония чаепития требовала размещения самовара на обеденном столе.

С теплотехнической точки зрения, в силу особенностей распределения тепла в самоварной печке, наиболее целесообразна конструкция самовара в виде вазы. Вот здесь-то и разыгралась фантазия дизайнеров 19 века. Здесь и Флорентийская и Египетские вазы и вазы в стиле ренессанса и рококо.
По конструкции наиболее простой - самовар банкой. Как правило это были буфетные самовары...

Самовары – вазы.

Почему они так назывались? Да если взглянуть на них в                   профиль - сходство с вазой стопроцентное!


Из истории самовара

Появился самовар не сразу. Его прадедушкой был сбитенник. До нашего времени сохранились сбитенники XVIII века, а вот когда родился первый из них, неизвестно. Сбитенник XVIII века можно увидеть в зале музея "Тульские самовары". Внешне он напоминает чайник с большим изогнутым носиком, но внутри у него припаян кувшин, куда накладывали угли (позднее такое устройство кувшина мы увидели в самоваре), а внизу сбитенника -поддувало. Такие сбитенники делали в Туле. Они служили для приготовления горячего ароматного народного напитка (сбитня) из воды, меда, прянностей и трав. Для начала XIX века характерны такие фасоны: яйцевидный с петлеобразными ручками, "ампир", "кратер", напоминающий древнегреческий сосуд, ваза с вогнутыми овалами выглядит особенно торжественно из-за ножек в виде львиных лап. Все подчинялось в это время господствующему стилю, характерному в декоративно-прикладном искусстве в начале XIX века. Помимо обычных самоваров изготовляли дорожные. Съемные ножки укреплялись в специальные пазы. Форма - прямоугольник, куб, многогранник. Такие самовары удобны для транспортировки, в походе, для пикников некоторые фабриканты изготовляли самовары-кофейники, которые внешне мало чем отличались от чайного самовара. Во внутреннюю часть на кувшин укреплялось ситечко для процеживания кофе. Самовары-кофейники встречаются редко: этот напиток был доступен только знати

Как же ставился самовар?

Внутрь "печки" через трубу помещались мелкие березовые чурки, а затем при помощи сосновой лучины они поджигались. Затем устанавливалась Г-образная труба высотой от метра до полутора, причем "полочка" этой трубы приставлялась к отдушине кухонного дымохода - тем самым обеспечивалась тяга при горении и удаление дыма из помещения... Летом иногда самовар ставили на улице - и в этом случае труба обеспечивала тягу...
Грамотно поставить самовар мог не каждый - это своеобразное искусство. Нужно было заложить в печку столько дров и такого сорта, чтоб по мере сгорания их вода вскипала. Если вода вскипит, а в топке угли - такой самовар выносить в столовую нельзя - гости могут отрвиться угарным газом. Если же ждать пока угли полностью погаснут - кипяток может остыть и чай не заварится...
Есть в самоваре одна интересная деталь - это камфорка. Она занимала место трубы уже в столовой - на нее-то и помещался фарфоровый заварочный чайник, где и присходило таинство заварки настоящего чая...

     Где и когда появился первый самовар, неизвестно, но что самовар чисто русское изобретение - это не вызывает сомнения. Самовары делали на Урале, в Москве, Петербурге, Туле, Владимирской, Ярославской и Вятской губерниях. Известно, что первый самовар был изготовлен в Туле в 1778 г. в Заречье Назаром Лисицыным. Вскоре последователей у Лисицына нашлось много. Непосредственная близость к Москве, наличие богатых месторождений руд и высококвалифицированных мастеров по металлу способствовало тому, что город оружейников стал известен на весь мир как центр самоварного производства. Самое большое количество фабрик, а их было 50, приходилось на Заречье, где жили и работали оружейники. Именно они, помимо изготовления оружия, занимались и производством самоваров, которое было выгодно в небольших ремесленных заведениях с детальным разделением труда.

     Среди известных оружейников - самоварщиков в нач. XIX в. были Василий Лялин, Николай Дементьевич Маликов с сыном Николаем, Андрей Медведев, Иван Баташев.

     Самовары делались из красной и зелёной меди, мельхиора, томпака, иногда самовары золотили, серебрили. Но основной метал для самовара - латунь.

     В течение столетий менялись фасоны самоваров, а приёмы выработки оставались прежними. Почти неизменными в производстве были орудия труда: кобылины для ковки самовара, гнедки для разгранки самоваров, паяльники для спайки кувшина с корпусом самовара, ножницы для резки метала, наковальня, штампеля для клеймения самоваров. На форму самовара влияла мода времени. К концу XIX века в Туле выпускали более 150 фасонов самоваров. Во второй половине XIX века Тула становится центром самоварного производства. Самовары и детали к ним делались не только в Туле, но и в ближайших сёлах Тульского и Алексинского уездов. Население ряда деревень, таких как Нижние Присады, Осиновая Гора, Маслово, специализировались на изготовлении стенок самоваров, и у каждого самоварщика для изготовления стенки был свой фасон, для которого необходимым инструментом была разгранная форма.

     Основной частью самовара считалась стенка, которую делали из листовой меди. Круги, конфорка, заглушка и шейки чаще всего изготовляли литыми, а иногда делали и на давильных станках.

     Во 2-й половине XIX века выделяются крупные самоварные фабриканты - "самоварные короли": Ломовы, Баташевы, Тейле, Воронцовы, Шемарины. Самовары, сделанные на этих фабриках, пользовались особой популярностью. Ни одна русская выставка в России и за рубежом не обходилась без их самоваров. За лучшую продукцию на выставках фабриканты получали награды, а оттиски с медалей шли на стенки самовара.

     Стремление к удешевлению производства привело к стандартизации форм самоваров. Широкое распространение получили так называемые самовары банкой, рюмкой. Простотой в производстве, а вместе с тем скромностью отличались самовары, предназначенные для массового потребителя. Такие самовары можно увидеть в трактире, в рабочей и крестьянской семье. Самовар к началу XX века становится непременным атрибутом каждого русского дома. В конце XIX в. появляется новый тип самовара - керосиновый. Самовар имел резервуар для керосина - с помощью этого топлива нагревалась его вода.

     На протяжении всего XIX в. в Туле выпускались дорожные самовары, как правило, они были многогранные, кубические, прямоугольные, а иногда и цилиндрические.

     В начале XX в. паровая фабрика бр. Шахдат и К только в Туле выпускала самовар со съемным кувшином (самовар системы А. Парички). Вода согревалась углем, спиртом и другим топливом, самовары были безопасны в пожарном отношении и вода долго оставалась горячей.










Заключение.

     Тула - центр самоварного производства. Этот  город - единственный в стране, выпускающий жаровые самовары. В 1956 г. тульский завод "Штамп" освоил выпуск электрических самоваров, с 1964-1987 гг. - самовары-сувениры "Ясная Поляна". Это в 56 раз уменьшенная копия самовара, находящегося в музее-усадьбе Л. Н. Толстого. С 1977 г. на заводе "Штамп" изготовляются комбинированные самовары, совмещающие принцип действия как жарового, так и электрического самовара.

    Завод "Штамп" выпускает более 20 видов самоваров, продукция его экспортируется во многие страны мира. Годовой выпуск самоваров - более 1,5 млн. шт.

     Не стареет мастерство тульских умельцев. Ныне на заводе, помимо серийного выпуска, делают и подарочные самовары, которые выполнены с большим художественным вкусом. Безгранична выдумка тульских самоварщиков, и не зря же о туляках сложили пословицу: "Дай туляку кусок железа - он сотворит чудо".

     Тульские самовары не раз награждались медалями на отечественных и международных выставках.

Литература:

1.           Из истории создания Тульского художественно-исторического музея / Н.Б. Немова // Краеведческие чтения, посвященные 220-летию образования Тульской губернии : сб. тез. докл., Тула, 18-19 дек. 1997 г. - Тула, 1997.

2.           Материалы по истории Отечественной войны 1812 г. в фондах и экспозициях «ТОИАЛМ» / Н.Б. Немова // Отечественная война 1812 года и Тульский край : сб. материалов науч.-практ. конф. 15-16 мая 1997 г. - Тула, 1997.

3.           85 лет (1919) Тульскому областному краеведческому музею / Н.Б. Немова // Тульский край. Памятные даты на 2004 год. - Тула, 2003.

4.           http://etominsk.land.ru/samovar.htm








Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.