Пётр ясно сознавал, что для увеличения казённых доходов, в которых так сильно нуждалось государство, необходимо повысить экономический уровень всего населения, а для этого необходимо увеличить количество и поднять качество народного труда, усилить его производительность, а также ввести в народнохозяйственный оборот новые промыслы, обратив народный труд на разработку не тронутых ещё богатств страны. (4, стр. 276)
В Петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промышленность совершила гигантский скачок. Произошла резкая переориентация с мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры.
Всего при Петре существовало около 200 предприятий. Как правило, это были крупные централизованные мануфактуры с разделением труда. Владельцами мануфактур являлись преимущественно купцы, реже - дворяне (Меншиков, князь А. М. Черкасский, Апраксин, Макаров, Толстой, Шафиров и др.), иностранцы, крестьяне.
Пётр проводил протекционистскую политику по отношению к русской промышленности. Она была направлена на ограждение молодой русской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин. Предприниматели получали различные привилегии, субсидии, оборудование, сырье. В итоге принятых правительством мер зависимость России от импорта или существенно сократилась, или прекратилась. Не смотря на это, Пётр всё же заботился о развитии внешней торговли с Европой и со странами Востока, а также об улучшении путей сообщения; при нём был построен Вышневолоцкий канал и начато сооружение Ладожского канала. (4, стр. 278)
На мануфактурах применяли в довольно заметных размерах труд наёмных работников - крепостных, купленных (посессионных) крестьян, наконец, государственных (казенных, черносошных) крестьян, которых «приписывали» к заводам, заставляли работать на них.
Наиболее инертной и наименее доступной правительственному вмешательству была область сельского хозяйства, но и в эту область Пётр стремился ввести, частью с успехом, целый ряд улучшений. Продукция сельского хозяйства увеличивалась, но путём не интенсивным, а экстенсивным - прежде всего за счет расширения посевных площадей; улучшение орудий труда и культуры земледелия происходило весьма медленно. Новые земли вводились в оборот на юге и востоке, в Среднем Поволжье и Сибири. Именно туда бежали крестьяне в поисках воли и лучшей доли. (2, стр. 33-36)
Тысячи россиян проходили в Европе обучение разным специальностям, и в свою очередь иностранцы - инженеры-оружейники, металлурги, мастера шлюзного дела нанимались на российскую службу. Благодаря этому Россия обогащалась самыми передовыми технологиями Европы.
В результате Петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чём не зависящая от импорта.
Теперь можно перейти к основной теме моего реферата «Таможенная политика Петра I. Характер, особенности, противоречия». Рассмотрев Петра I и его политику со всех сторон, я хотел бы более подробно углубиться в такие вопросы как: Что же вообще такое – политика протекционизма в России? В чём её суть? Что общего между таможенной политикой и политикой протекционизма в русском государстве?
Таможенная политика Петра I. Характер, особенности, противоречия.
К концу XVII в. в России сложилась таможенная система, хотя её структура ещё не была стабильной. Вообще до начала XVIII в. в Российском государстве таможенные тарифы были рассчитаны лишь на решение фискальных задач. Сумма таможенных пошлин не превышала 10 % стоимости товаров, т.е. проводилась политика свободной торговли, что не стимулировало развитие промышленности и ремесленного производства.
В связи с проведением Петровских реформ, открытием новых заводов, фабрик и мануфактур, расширением внешней торговли принимались меры по защите экономических интересов России. На это была направлена таможенная политика, в формировании которой принимал сам Пётр I.
Таможенное дело при Петре I стало механизмом регулирования внешней торговли, которая была тесно связана с экономикой. Торговлей и разработкой таможенно-тарифной политики занималась Коммерц-коллегия.
Для успеха таможенных мероприятий необходимо было укрепить границу. На западе охрана границы была возложена на регулярные войска. В конце царствования Петра I её защищали морские (Санкт- Петербург, Кронштадт, Шлиссельбург, Рига и др.) и сухопутные (Псков, Великие Луки, Смоленск, Брянск) крепости. Между крепостями и перед ними протянулась цепь форпостов.
По инициативе Петра I 31 января 1724 г. начал действовать протекционистский таможенный тариф. В нем было установлено, что если внутреннее производство продукта достигает четвёртой части его количества, ввозимого из-за границы, то пошлины равнялись четверти его стоимости, если треть - пошлины составляли треть стоимости. Если же государство производит продукт в размере половины привоза, то пошлина составляла 50 %. Если производство превышало привоз, то пошлина устанавливалась в размере трех четвертей стоимости ввозимого товара. Размер пошлины возрастал по мере роста производства товара в России. Таможенную пошлину можно было рассматривать как премию производителям.
В соответствии с тарифом 1724 г. ввозимые железо, парусина, шёлковые ткани, ленты, иглы, воск, сухие кожи облагались наибольшей пошлиной - в 75 % с цены, голландское полотно, бархат, золочёное и прядильное серебро - в 50 %; шерстяные ткани, железное оружие - в 25 %. На товары, не производившиеся в стране, налагалась умеренная пошлина - от 4 до 10 %; на математические и хирургические инструменты, а также на очки пошлина не начислялась. На вывозимые из России товары существовала 3 %-ная пошлина, кроме промышленного сырья и полуфабрикатов, необходимых для российских фабрик (например, пряжа шерстяная и льняная), которые облагались запретительной пошлиной.
Этот тариф применялся сначала только в портах, а затем и на сухопутной польской границе. Для портов Балтийского моря остались местные тарифы.
Протекционистский тариф 1724 г. регулировал внешнюю торговлю в интересах обеспечения конкурентоспособности российской промышленности, но в то же время способствовал развитию контрабанды.
Покровительственный тариф 1724 г. просуществовал до 1731 г., пока не был принят новый тариф. В соответствии с ним на товары, не производившиеся в стране, вводилась умеренная пошлина (от 4 до 10 %), на производившиеся - повышенная (до 20 %). Этот тариф исключал возможность покровительственной системы, в которой так нуждалась зарождавшаяся русская промышленность. (3, стр. 153-158)
Не смотря на то, что некоторые западные исследователи полагают, что экономическую политику Петра I можно определить как меркантилистскую, лишь учитывая при этом характерные для неё черты принудительности и «политики с позиции силы». Эти особенности позволяют говорить не о меркантилистской, а, скорее, об ультрамеркантилистской политике царя. Но, тем не менее, Пётр I был оригинальным мыслителем, выдающимся экономистом, который в лучших традициях российской мысли XVII в. творчески развил совершенно новые доктрины, исходя при этом из насущных потребностей государства. (1, стр. 80)
Заключение
Время Петра, его преобразования, личный вклад в строительство государства, укрепление его позиций, увеличение славы российской не могут не вызывать уважения. При всех недостатках, ошибках и деформациях эпохи реформ Петра, нередко очень серьезных, Россия при нём заметно продвинулась вперед по пути развития, сократив своё отставание от передовых стран Западной Европы.
Проведенные Петром преобразования, в ряде случаев продолжившие или завершившие начатое до него, сделали Россию неизмеримо более сильной, развитой, цивилизованной страной, ввели её в сообщество великих мировых держав, хотя до конца ликвидировать её отставание не смогли. Сын своего времени, Пётр не мог совершить более того, что совершил. Но и то, что он сделал за свою не очень-то долгую жизнь для развития экономики и государственных установлений, армии и флота, внешней политики и военного искусства, культуры и быта, благодарная Россия, принявшая петровское наследие, осваивала и продолжала развивать в течение почти двух столетий.
Конечно, и после ухода Петра из жизни движение России вперёд, при всех зигзагах и временных отступлениях, продолжается. (2, стр. 44-45)
На рубеже веков наступил новый этап развития таможенного дела в России. Он обусловлен динамизмом происходящих изменений. Глобализация мировой торговли, активизация процесса регионализации мировой экономики, включение РФ в систему мирохозяйственных связей потребовали пересмотра и внесения изменений в законодательство, политику, технологические процессы, характер международных, торговых отношений, организационно-административных, процедурных и коммуникативных сторон жизни.
Новый век, новое время открывают перед таможенной службой новые горизонты, ставят новые задачи.
Принципиальную важность имеют проблемы таможенной политики, совершенствованию которой Российское государство уделяет большое внимание. Таможенная политика - это основной рычаг, с помощью которого государство влияет на внешнюю торговлю.
Надо отметить, что таможенные органы с честью справляются с возложенными на них обязанностями, обеспечивают регулирование внешнеэкономической деятельности, пополняют бюджет страны, стоят на страже экономической безопасности и защиты экономики государства Российского.
Отмечая полутора тысячелетие своего существования, российская таможня динамично развивается. Характерными особенностями развития таможенной службы России в новом тысячелетии являются высокий профессионализм таможенников, их компетентность, патриотизм и верность таможенным традициям.
Опираясь на методологию истории и учитывая единство объективных и субъективных факторов, взгляд в прошлое истории таможенного дела позволяет нам осмыслить и понять настоящее, спрогнозировать будущее и сделать из этого необходимые практические выводы. (3, стр. 7-9)
Список литературы
1. Баггер, Х. Реформы Петра Великого [Текст]: Обзор исследований / Ханс Баггер; Перевод с датского кандидата исторических наук В. Е. Возгрина. - М.: Прогресс, 1985. – 432 с.
2. Буганов, В. И. История России: Конец XVII-XIX век [Текст]: Учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений / В. И. Буганов, П. Н. Зырянов; Под ред. А. Н. Сахарова. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 304 с.: ил., карт.
3. Кисловский, Ю. Г. История таможенного дела и таможенной политики России [Текст]: 3-е изд., доп. / Под общ. ред. А. Е. Жерихова. – М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004. – 592 с. + илл.
4. Пушкарёв, С. Г. Обзор русской истории. Серия «Мир культуры, истории и философии» [Текст]: С. Г. Пушкарёв. – СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 432 с.
Страницы: 1, 2