Технологический
процесс состоит из механической обработки под сварку, формовки свариваемых
деталей, предварительного подогрева, сварки и последующего медленного
охлаждения.
Подготовка под
сварку дефектного места заключается в тщательной его очистке от загрязнений и в
разделке свариваемых кромок.
При сварке
сквозных трещи или заварке дефектов, находящихся на краю деталей, необходимо
применять графитовые формы, предотвращающие вытекание жидкого металла из
сварочной ванны. Формы изготавливают из графитовых пластинок, скрепляемых
формовочной массой, которая состоит из кварцевого песка, замешанного на жидком
стекле. Кроме того, формы можно скреплять в опоках формовочными материалами,
применяемыми в литейном производстве.
Детали и чугунные
отливки нагревают до температуры 300–700оС (в зависимости от формы
детали, дефекта, способа сварки). Сварку выполняют чугунными электродами или
порошковой проволокой с присадкой керамического стержня. Подогрев необходим для
того, чтобы после сварки происходило равномерное охлаждение всего изделия и не
образовывались трещины.
Детали нагревают
в специальных печах или с помощью индукционных нагревателей. Для ручной дуговой
сварки используют плавящиеся электроды марок ЦЧ-4, ЭВЧ-1, МНЧ-2, ОЗЧ-2 и др.
Горячую сварку
чугуна выполняют на большой силе сварочного тока без перерывов до конца заварки
дефекта при большой сварочной ванне. Так, для сварки электродом диаметром 8мм
требуется ток 600А, а диаметром 12мм – ток 1000А. Используют электродержатели,
имеющие защиту руки сварщика от теплового излучения.
Варка угольным
электродом ведётся постоянным током прямой полярности: для электродов диаметром
8–20мм используются соответственно токи 280–600А. Применяют преобразователи
ПСМ-1000, выпрямители ВАМ-1601, трансформаторы ТДФ-1601.
Во время сварки
следует непрерывно поддерживать значительный объём расплавленного металла в
сварочной ванне и тщательно перемешивать его концом электрода или присадочного
стержня. Для медленного охлаждения заваренные детали засыпают мелким древесным
углём или сухим песком. Остывание массивных деталей может длиться 3–5 суток.