Рефераты. Сущность процесса консультирования, основные фазы

Обучающее консультирование. Консультант не только собирает идеи, анализирует решения, но и подготавливает почву для их возникновения, предоставляя клиенту соответствующую теоретическую и практическую информацию в форме лекций, тренингов, деловых игр, конкретных ситуаций («кейсов») и т.д. Клиент формирует запрос на обучение, программы и формы обучения, учебные группы.

Процессное консультирование. Консультанты на всех этапах проекта активно взаимодействуют с клиентом, побуждая его высказывать свои идеи, соображения, предложения, критически соотносить с предлагаемыми извне идеями, проводить при помощи консультантов анализ проблем и выработку решений. При этом роль консультантов заключается в сборе этих внешних и внутренних идей, оценке решений, полученных в процессе совместной с клиентом работы, и приведении их в систему рекомендаций. Этот подход наиболее эффективен.

Под процессом консультирования понимают последовательную серию действий, мероприятий, осуществляемые благодаря совместной деятельности консультанта и клиента для достижения позитивных перемен внутри клиентной организации, разрешения ее проблем.

Консультационный процесс проходит 3 стадии:

– Предконтрактная стадия. Клиентом устанавливается наличие проблемы и необходимость при­влечения для ее решения консультантов, которые по ре­зультатам предварительной диагностики делают предло­жение клиенту по поводу задания. Эта стадия завершается заключением контракта. Цель ее — обеспечить единство в понимании сути консультацион­ного проекта клиентом и консультантом.

– Контрактная. Состоит из нескольких этапов (диа­гностика, разработка решений, внедрение решений), в свою очередь включающих процедуры. Цель контрактной стадии – определить конкретные результаты и направления работ, обеспечить разработку и реализацию решения про­блем.

– Послеконтрактная. (Заключительная) Ухо­д консультанта.

Выделение в консультационном процессе этапов дает структурированную основу для принятия решений, скоординированные коммуникации, мотивированную организацию проекта, ощутимые результаты. Все это позволяет снизить непредсказуемость, т.е. получается хорошо управля­емый проект.

Консультанты используют множество приемов эффективного выполнения консультационного задания.

Под методом консультирования понимается общая схема (план действий), сформированная на основе обобщенно­го опыта результативных консультаций данного вида, позволяющая выработать соответствующую программу действий.

Существует следующая классификация методов консультирования, помогающая осуществить быстрый поиск, выбор и эффективное использование наиболее соответствующих проблеме организации и модели консультирования методов:

1. Методы решения содержательной части проблем.

1.1. Методы диагностики.

1.1.1. Методы сбора информации: опросы, интервью, анкетирование, экспертные оценки.

1.1.2. Методы обработки информации: классификация данных, анализ проблем, сравнение.

1.2. Методы решения проблем.

1.2.1. Методы определения проблем: дерево целей с использованием экспертных оценок, методы оценки приоритетов проблем (экспертный и логический анализ), метод построения графа проблем.

1.2.2. Методы разработки и оценки решений: методы выработки альтернативных решений, методы выбора альтернативных решений, методы анализа качества принимаемых решений, методы групповой работы.

1.3. Методы реализации.

1.3.1. Методы экспериментальной проверки: групповая работа, деловые игры.

1.3.2. Методы переноса результата в реальные условия: методы формирования рабочих групп, методы проведения проблемных совещаний.

2. Методы работы с клиентом.

2.1. Методы выбора ролей консультанта и клиента.

2.2. Методы сотрудничества и помощи клиенту в осуществлении изменений.

2.2.1. Методы обучения и тренировки персонала клиентной организации.

2.2.2. Методы развития творческого потенциала руководителей клиентной организации.

2.2.3. Методы повышения мотивированности персонала и руководителей к изменениям: методы убеждения, методы использования чувства напряжения и тревоги, методы поощрения и наказания, и т.д.

Существует несколько методик консультирования (совокупность директив, указывающих способ действий и методы достижения поставленных целей):

­– Специализированные (для особых условий).

– Универсальные (для всех типов организации, вне зависимости от отрасли, формы собственности).


Виды консультационных услуг.

Клиенту может понадобиться помощь консультантов по одной или нескольким проблемам, при описании которых следует учитывать рекомендации об их отнесении к тому или иному виду консультационных услуг, принятьм в международной практике. В Европейском справочнике-указателе консультантов по менеджменту консультационные услуги объединены в восемь групп:

1.                 Общее управление: оценка эффективности менеджмента,   оценка бизнеса, дивер­сификация и становление нового дела, аудит управ­ления, управление нововведениями, международный бизнес, организационная структура, стратегическое планирование, управление проектом, управление качеством, и т.д.

2.                 Администрирование: планирование рабочих помеще­ний и их оснащение, управление офисом, организация и методы менеджмента, регулирование риска.

3.                 Финансовый менеджмент: системы учета, оценка ка­питальных вложений, до­ходы, налоги, финансовые резервы т.д.

4.                 Менеджмент персонала: оборот кадров, планирование рабочей силы, набор персонала, поиск кадров, обучение, мотивация, повы­шение квалификации, психологическая оценка, ана­лиз функционирования.

5.                 Маркетинг: реклама и сбыт, имидж фирмы и связи с общественностью, послепродажный сервис, прямой маркетинг, международный маркетинг, иссле­дование рынка, стратегия маркетинга, новая продук­ция, ценообразование, социально-экономические ис­следования и прогнозирование, розничная продажа и дилерство, управление сбытом, обучение сбыту.

6.                 Производство: автоматизация, использование и обслу­живание оборудования, схема организации работ, про­мышленный инжиниринг, переработка материалов, ре­гулирование внутреннего распределения материалов, упаковка, конструирование и совершенствование про­дукции, управление производством, планирование и контроль,  производительность,  контроль качества, контроль за поставками, закупки.

7.                 Информационные технологии: САПР-АСУ, компью­терный аудит, электронные публикации, информационно-управлен­ческие системы, проектирование и разработка систем.

8.                 Специальные услуги. Включают девять видов консуль­тирования:

-                    обучающее,

-                    по управлению электроэнер­гетикой,

-                    инженерное,

-                    экологическое,

-                    информацион­ное, 

-                    юридическое, 

-                    по управлению распределением материалов и материально-техническому снабжению,

-                    по управлению в государственном секторе,

-                    по теле­коммуникациям.


Участники процесса управленческого консультирования


 

 


Процесс управленческого консультирования

Под процессом управленческого консультирования понимается совместная деятельность консультанта и клиента с целью решения определенной задачи или комплекса задач и осуществления желаемых изменений в организации-клиенте. Этот процесс включает несколько стадий, этапов, фаз. Известны три стадии процесса управленческого консультировании

1. Пред проектная.

2. Проектирование.

3. После проектная

Три основные этапы процесса управленческого консультирования.

1. Диагностика (выявление проблемы).

2. Разработка решений.

3. Внедрение решений.

Фазы процесса:

1. Подготовка. В фазе подготовки консультант начинает работать с клиентом. Она включает

- Первый контакт с клиентом (встречи, беседы, обсуждение вопросов).

- Предварительный диагноз проблемы (анализ, сравнение и диагностика решения проблемы).

- Планирование задания консультанту (методы синтеза).

- Предложение клиенту относительно задания.

- Заключение договора на консультирование.

2. Диагноз. Представляет собой глубокий анализ решаемой проблемы, основанный на изучении и анализе фактов. Здесь же устанавливается суть рассматриваемой проблемы: какая она (проблема); сколь она широка; какой ее аспект является решающим или доминантным; стремиться ли организация к изменениям в решении данной проблемы. Данная фаза включает:

- Определение структуры данных и принятие решения об их сборе.

- Выявление фактов и сбор данных.

- Анализ фактов.

- Обратная связь с клиентом, включающая составление первичного отчета и выводы, сделанные на основе диагноза.

3. Планирование действий. Направлена на поиск решения проблемы, включает:

- Выработку решений.

- Оценку альтернативных вариантов.

- Формирование предложения клиенту (методы обзора).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.