Рефераты. Стратегия инноваций и инвестиций

Процесс разработки инвестиционной стратегии является важнейшей составной частью общей системы стратегического выбора предприятия, основными элементами которого являются миссия, общие стратегические цели развития, система функциональных стратегий в разрезе отдельных видов деятельности, способы формирования и распределения ресурсов.

По мере продвижения в процессе определения приоритетов могут возникнуть дополнительные требования к анализу ситуации, понадобится самоопределение в новом контексте, оценка реальных ресурсов и проектной активности приведет к корректировке приоритетов, и т.д. Большое значение имеет выбор такого пространственного и временного масштаба анализа, который обеспечивал бы максимально точное и взвешенное стратегическое позиционирование.

В процессе организационного проектирования очень важно выделить группу людей, которая приняла ценности развития и субъективировала тот или иной приоритет, сделав его предметом концентрации сил и основой личного, профессионального и делового успеха. Организационные формы, которые создаются для реализации приоритетов, должны обеспечивать эффективное разграничение (перераспределение) полномочий в отношении использования инструментов стратегии, т.е. подкреплять конкретные управленческие функции необходимыми нормативно-правовыми статусами и ресурсами.[9]

Актуальность разработки инвестиционной стратегии организации определяется рядом условий.

Важнейшим из таких условий является интенсивность изменений факторов внешней инвестиционной среды. Высокая динамика основных макроэкономических показателей, связанных с инвестиционной активностью организаций, темпы научно-технологического прогресса, частые колебания конъюнктуры инвестиционного рынка, непостоянство государственной инвестиционной политики и форм регулирования инвестиционной деятельности не позволяют эффективно управлять инвестициями предприятия на основе лишь ранее накопленного опыта и традиционных методов финансового менеджмента. В этих условиях отсутствие разработанной инвестиционной стратегии, адаптированной к возможным изменениям факторов внешней инвестиционной среды, может привести к тому, что инвестиционные решения отдельных структурных подразделений организации будут носить разнонаправленный характер, приводить к возникновению противоречий и снижению эффективности инвестиционной деятельности в целом.

Одним из условий, определяющих актуальность разработки инвестиционной стратегии организации, является ее предстоящий этап жизненного цикла. Каждой из стадий жизненного цикла организации присущи характерные ей уровень инвестиционной активности, направления и формы инвестиционной деятельности, особенности формирования инвестиционных ресурсов. Разрабатываемая инвестиционная стратегия позволяет заблаговременно адаптировать инвестиционную деятельность организации к предстоящим кардинальным изменениям возможностей ее экономического развития.

Еще одним существенным условием, определяющим актуальность разработки инвестиционной стратегии, является кардинальное изменение целей операционной деятельности организации, связанное с открывающимися новыми коммерческими возможностями. Реализация таких целей требует изменения производственного ассортимента, внедрения новых производственных технологий, освоения новых рынков сбыта продукции и т. п. В этих условиях существенное возрастание инвестиционной активности организации и диверсификация форм его инвестиционной деятельности должны носить прогнозируемый характер, обеспечиваемый разработкой четко сформулированной инвестиционной стратегии.

Разработка инвестиционной стратегии предприятия основана на современной концепции «стратегического менеджмента», активно внедряемой с начала 70-х годов в корпорациях США и большинства стран Западной Европы. Концепция стратегического менеджмента отражает четкое стратегическое позиционирование организации (включая и инвестиционную ее позицию), представленное в системе принципов и целей его функционирования, механизме взаимодействия субъекта и объекта управления, характере взаимоотношений между элементами хозяйственной и организационной структуры и формах адаптации к изменяющимся условиям внешней среды.

Долго­срочные инвестиции (в широком смысле слова - капиталовложения) представляют собой совокупность физических, нематериальных и финансовых активов, прямо вкладываемых на срок более одного года в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности, а также в связанные с этим процессом трудовые ресурсы с целью получения экономической выгоды, социального и экологического эффекта.

Процесс инвестирования рассматривается как стра­тегически направленное вложение различных экономических ресур­сов, осуществляемое с целью приобретения компанией (группой ин­весторов) индивидуальных конкурентных преимуществ или полу­чения в какой-либо форме (финансовых, имущественных, нематери­альных и пр.) выгод в предстоящих периодах. Таким образом, инвестирование представляет собой способ воздействия финансовых от­ношений на хозяйственный процесс, в результате которого соединя­ются те, кто предлагает временно свободные денежные средства, с теми, кто испытывает потребности в них.

Инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объема и сроков проведения капитальных вложений, включая необходимую до­кументацию, разрабатываемую в соответствии с принятыми в России стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

Наиболее комплексная классификация инвестиций приводит­ся в работе Н. А. Бланка[10], в которой все инвестиции класси­фицируются по следующим признакам: по объектам вложения, характеру участия в инвестировании, периоду инвестирования, формам собственности инвестиционных ресурсов, регионально­му признаку.


3.1.          Управление инвестициями на предприятии

Инвестиционная политика — составная часть общей финансо­вой стратегии предприятия, которая заключается в выборе и реали­зации наиболее рациональных путей расширения и обновления про­изводственного потенциала.

При выработке инвестиционной политики целесообразно руко­водствоваться следующими принципами:

1.        Достижение экономического научно-технического и социаль­ного эффекта от рассматриваемых мероприятий. При этом для каждого объекта инвестирования используются конкретные методы оценки эффективности. По итогам такой оценки осу­ществляется отбор отдельных инвестиционных проектов по критерию эффективности (рентабельности). При прочих рав­ных условиях принимаются к реализации те из них, которые обеспечивают предприятию максимальную эффективность.

2.        Получение предприятием наибольшей прибыли на вложенный капитал при минимальных инвестиционных затратах.

Источником прироста капитала и целью инвестиций явля­ется получаемая от них прибыль (доход). На практике масса прибы­ли (П) сопоставляется с инвестиционными затратами (ИЗ) и опреде­ляется их эффективность              

                         Эффективность инвестиций =  %

Процесс сравнения инвестиционных затрат и финансовых резуль­татов (прибыли) осуществляется непрерывно: до инвестирования (при разработке бизнес-плана инвестиционного проекта), в ходе его (в процессе реализации проекта) и после инвестирования.

Несмотря на разнообразие компаний по видам деятельности, областям предложения продуктов и технологий, размерам и прибылям, все стартующие технологически-ориентированные компании  должны пройти через следующие предсказуемые и измеряемые последовательные стадии роста[11], которые можно примерно идентифицировать как:

·        Стадия I – концептуальная

·        Стадия II – «семенная» (seed)

·        Стадия III – разработка продукта

·        Стадия IV – освоение рынка

Эти же определения используют обычно и инвесторы, поскольку за каждой из этих стадий обычно стоит новый раунд финансирования и, как известно, из разных источников.

При удачном продвижении через эти четыре стадии компания достигает пятой стадии, известной как стадия устойчивого роста, расширения, экспансии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно сказать, что организации в соответствии со своей миссией и динамично изменяющейся внешней средой вырабатывают цели получения устойчивых прибылей, конкурентных преимуществ и выживания в долгосрочной перспективе. Средствами достижения целей, т.е. стратегиями, в этом случае служат как интенсивное развитие всех элементов производственно-хозяйственной системы организации, так и их инновационное развитие. Первое обеспечивает сохранение потенциала организации в случае, если во внешней среде не происходит значительных изменений, что сегодня встречается очень редко. Второе обеспечивает повышение уровня организационного потенциала, в случае устойчивой внешней среды, либо, как минимум, его сохранение, если внешняя среда высокодинамична.

Инновации могут внедряться в каждую из подсистем организации, однако степень их «усваиваемости» в каждой из подсистем будет неодинакова, что обусловлено различной способностью к восприятию инноваций. Очевидно, что легче всего внедряются инновации, непосредственно не влияющие на структуру формальных и неформальных взаимоотношений работников в организации. Наиболее сложновнедряемыми инновациями будут те, что затрагивают систему интересов участников организации.

Поскольку адаптация фирмы к внешней среде предполагает проведение изменений (нововведений), а изучает процесс осознанных изменений именно стратегический менеджмент, то ответ на вопрос: «внедрять ли инновацию» заключен в ответе на вопрос: «насколько она необходима с точки зрения стратегической конкурентоспособности организации».

Необходимо также учитывать, что организация может считаться успешной лишь тогда, когда она достигает своих целей. Очевидно, что для большинства организаций (за исключением так называемых «некоммерческих») одной из основных целей является получение прибыли. В таком случае текущая эффективность организации определяется тем, что создаваемая ею стоимость превращается непосредственно в прибыль. И, следовательно, стратегическая успешность, а стратегическая конкурентоспособность организации определяется ожиданиями владельцев организации относительно прибыли, которую организация будет получать в будущем за счет как текущей создаваемой стоимости, так и стоимости, которая будет создана в будущем.

Каждому предприятию необходимы ресурсы, чтобы фи­нансировать свою производственно-торговую деятельность.

Из проведенного исследования вытекает, что инвестиции и инновации представляют собой важнейшую экономическую категорию расширенного воспроизводства, играющую ключевую роль в реализации структурных сдвигов в экономике и формировании народнохозяйственных пропорций на макроуровне, адекватных рыночным формам хозяйствования.

Литература

1.        Аньшин В.М. Инвестиционный анализ. - М:  Дело,  2002. - 280  с.

2.        Балабанов И. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2001. – 304 с.

3.        Баркер А. Алхимия инноваций. – М.: ООО «Вершина», 2004. - 224 с.

4.        Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. – СПб.: Питер, 2002. – 416 с.

5.        Бясов К.Т. Основные аспекты разработки инвестиционной стратегии организации // Финансовый менеджмент № 4, 2003, с. 21 – 25.

6.        Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономичес­кого развития. — М.: ВлаДар, 1993. - 310 с.

7.        Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. – СПб.: Питер, 2003. – 544 с.

8.        Титов А. Б. Маркетинг и управление инновациями. – СПб.: Питер, 2001. – 240 с.

9.        Фатхутдинов Р. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2004. – 400 с.

10.    Хагстрем Р.Г. Путь Уоррена Баффета. Стратегии инвестиций величайшего в мире инвестора. – М.: ЛОРИ, 2000. – 223 с.

11.    Харин А. и др. Управление инновациями. В 3-х книгах. - Мн.: Высшая школа, 2003. – 252 с.

12.    Чернов В.А. Инвестиционная стратегия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 158 с.

13.    Янковский К., Мухарь И. Организация инвестиционной и инновационной деятельности. – СПб.: Питер, 2001. - 448 с.


[1] Завлин П.Н., Васильев А.В. Оценка эффективности инноваций. СПб., 1998.

[2] Управление организацией / Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатина. – М.: Инфра – М, 1999.

[3] Основы коммерциализации результатов НПОКР и технологий / Сост. Н.М. Фонштейн. М.: АНХ, 1999.

[4] Управление организацией / Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатина. – М.: Инфра – М, 1999.

[5] Завлин П.Н., Васильев А.В. Оценка эффективности инноваций. СПб., 1998.

[6] Материалы журнала «Эксперт» за 2000 – 2004 гг.

[7] Материалы журнала «Эксперт» за 2000 – 2004 гг.

[8] Бясов К.Т. Основные аспекты разработки инвестиционной стратегии организации // Финансовый менеджмент № 4, 2003

[9] Эксперт-Урал, № 11 (138) от 22 марта 2004.

[10] Бланк Н. А. Инвестиционный менеджмент. - Киев, МП «ИТЕМ» ЛТД «Юнайтед Лондон Трейд Лимитед», 1995.


[11] Основы коммерциализации результатов НПОКР и технологий / Сост. Н.М. Фонштейн. М.: АНХ, 1999.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.