Общие фирменные цели
формируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных
ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство.
· Конкретные и измеримые цели (это позволяет
создать четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы).
· Ориентация целей во времени (здесь
необходимо уяснить не только, что фирма хочет осуществить, но также когда
должен быть достигнут результат).
· Достижение цели (служит повышению
эффективности организации); установление же трудно достижимой цели может
привести к катастрофическим результатам.
· Взаимно поддерживающие цели (действия и
решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению
других целей).
Цели будут значимой частью процесса стратегического управления только в
том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, эффективно
институционализирует, проинформирует о них и стимулирует их осуществление во
всей организации.
2.3 Оценка и
анализ внешней среды
После установления своей
миссии и целей руководство предприятия начинает диагностический этап процесса
стратегического планирования. На этом пути первым шагом является исследование
внешней среды:
· оценка изменений, воздействующих на
различные аспекты текущей стратегии;
· определение факторов, представляющих
угрозу для текущей стратегии фирмы; контроль и анализ деятельности конкурентов;
· определение факторов, представляющих
больше возможности для достижения общефирменных целей путем корректировки
планов.
Анализ внешней среды помогает контролировать внешние по отношению к
фирме факторы, получить важные результаты (время для разработки системы раннего
предупреждения на случай возможных угроз, время для прогнозирования
возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных
обстоятельств и время на разработку стратегий). Для этого необходимо выяснить,
где находится организация, где она должна находиться в будущем и что для этого
должно сделать руководство. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается
фирма, можно выделить в семь областей:
1.
Экономические факторы. Некоторые факторы в
экономической окружающей среде должны постоянно диагностироваться и
оцениваться, т.к. состояние экономики влияет на цели фирмы. Это темпы инфляции,
международный платежный баланс, уровни занятости и т.д. Каждый из них может
представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия.
2.
Политические
факторы. Активное участие предпринимательских фирм в политическом процессе
является указанием на важность государственной политики для организации;
следовательно, государство должно следить за нормативными документами местных
органов, властей субъектов государства и федерального правительства.