Рефераты. Статистика товарооборота розничной торговли










График динамики показателей розничной торговли


















2. Индексный анализ

     Розничный товарооборот представляет собой последнюю,  конечную  стадию движения  товаров  в  сфере  обращения,  когда  товары  из  сферы  обращения поступают в сферу личного (индивидуального или совместного) потребления.

      Розничный     товарооборот     относится     к     числу     важнейших народнохозяйственных показателей. Он  отражают  экономические  и  социально экономические процессы, происходящие в жизни страны. Розничный  товарооборот тесно  связан  со  многими  показателями  развития  народного  хозяйства,  с государственным бюджетом, денежным обращением.

      В сфере товарного обращения розничный товарооборот  влияет  на  другие показатели торговли, в частности на товарные запасы  и  их  оборачиваемость, издержки обращения, прибыль и  рентабельность,  производительность  труда  в торговле и т. д. Вместе  с  тем  он  сам  испытывает  известное  воздействие товарных запасов, трудовых и денежных затрат,  состояния  материальной  базы торговли и т. п.

      Розничный товарооборот — сложный и многогранный показатель. Во-первых, он  характеризует  объем  товарной  массы,  перешедшей  из  сферы  товарного обращения в сферу личного потребления.

      Во-вторых, розничный товарооборот, который  представляет  собой  обмен товаров на деньги, в основном на денежные  доходы  населения,  характеризует как денежную выручку торговли, так и сумму расходов на покупку товаров.  Эта последняя складывается  из  части  трудовых  доходов  населения,  заработной платы,  доходов  колхозников  и  т.  п.,  а  также  из  общественных  фондов потребления  —  пенсий,  стипендий,  денежных  льгот  и  выплат   и   других источников.

      Статистический учет розничного товарооборота базируется  на  первичном бухгалтерском учете прихода товаров и денежной  выручки.  Показатель  общего объема   розничного   товарооборота   является   строго   документированным, соответствующим сумме денежной выручки (наличной  и  безналичной)  и  потому вполне достоверным.

      В  качестве  основных  задач,  стоящих  перед  статистикой  розничного

товарооборота, можно выделить следующие:

      определение объема розничного товарооборота по  торговым  системам,  в территориальном разрезе и в целом по стране;

      контроль за ходом выполнения плановых показателей;

      определение  товарной  структуры  розничного  товарооборота,  изучение

структурных   сдвигов,   определяющих   тенденции   развития   торговли    в

территориальном разрезе и в целом по стране;

      изучение   покупательского   спроса   населения    и    степени    его

удовлетворения;

      исследование динамики и структуры среднедушевого товарооборота;

      исследование закономерностей  развития  товарооборота  в  целом  и  по

отдельным товарным группам;

      изучение региональных особенностей развития товарооборота в целом и по торговым системам;

      анализ факторов, оказывающих влияние на изменение объема  и  структуры товарооборота.

Современная  методология  изучения  и   анализа   розничного   товарооборота достаточно  разнообразна.  В  ее   арсенале   имеется   большое   количество сравнительно  простых  методов,  не   требующих   сложных   вычислений,   но позволяющих  получить  важные  результаты.   Особенно   широко   в   анализе розничного товарооборота используется метод группировки, а  также  индексный метод (индексная методология). Индексный метод сравнительно  прост.  Тем  не менее, он позволяет идентифицировать влияние  отдельных  факторов  на  объем розничного товарооборота и получить аналитическую информацию, крайне  ценную для   практического   руководства   торговыми   предприятиями   и   принятия хозяйственных решений.

      Все известные статистические методы анализа  розничного  товарооборота отличаются своей универсальностью. Это означает, что  их  с  равным  успехом можно применять для решения задач на всех уровнях  общей  торговой  системы, начиная с магазина и кончая торговлей как отраслью народного хозяйства.

      Программа анализа розничного товарооборота включает: расчет  различных относительных  показателей,  изучение  динамики   и   структуры   розничного товарооборота, структурных сдвигов, выявление влияния отдельных факторов  на изменение  величины  розничного  товарооборота,   установление   объективных взаимосвязей  между  основными  параметрами   розничного   товарооборота   и издержками обращения, численностью торговых  работников,  размером  торговой площади   и   др.   Рассмотрим   основные   процедуры   анализа   розничного товарооборота.

В соответствии с действующим законодательством каждое  торговое  предприятие ежедневно сдает торговую выручку на расчетный счет в  банке.  Рассчитывается специальный коэффициент инкассации (Ки). Числено он равен:

                      Торговая выручка, сданная в банк

                  Ки = ———————————————————————— * 100   (1)

                       Объем розничного товарооборота

Анализ выполнения планируемых результатов розничного товарооборота  является важнейшей аналитической процедурой. Он производится в различных вариациях  и всегда  опирается  на  группировки  товарооборота  по   торговым   объектам, системам или территориальным единицам.

      Выполнение плана розничного товарооборота должно  рассматриваться  как по предприятиям и организациям, так и в территориальном  аспекте.  При  этом возникает вопрос о степени равномерности выполнения плановых показателей.

      Покажем  это  на  примере  данных  (таблица  №1)  о  выполнении  плана

розничного товарооборота торгом за год.

      Для расчета коэффициента равномерности по формуле  R=100-V  необходимо определить коэффициент вариации V, который равен:

                                   ? * 100

                                 V= ————     (2)

                                      ?

      Средний  процент  выполнения   плана   (?)   равен   104,6%.   Среднее

квадратическое отклонение (?) рассчитаем по формуле

                                    2

               S(Y- ?)                 48803,48

? =         ————— =          ————— = ?567,4 = ± 23,8%   (3)

                        Sm                        86

      Коэффициент  вариации  равен  22,9%  (23,8:104,6-100).  Следовательно,

коэффициент равномерности равен 77,1 % (100—22,9).

                                                   

              Таблица №1

          Выполнении плана розничного товарооборота торгом за год.

|Кварта|План       |Фактически |Процент |Y - ?  |(Y - ?)|       |

|л     |розничного |выполнено, |выполнен|       |       |2      |

|      |товарооборо|млн. руб.  |ия (Y)  |       |       |(Y - ?)|

|      |та, млн.   |           |        |       |       |m      |

|      |руб. (m)   |           |        |       |       |       |

|I     |20         |16         |80,0    |-24,6  |605,16 |12103,2|

|II    |21         |18         |85,7    |-18,9  |357,21 |0      |

|III   |23         |28         |121,7   |+17,1  |292,41 |7501,41|

|IV    |22         |28         |127,2   |+22,6  |510,76 |6725,43|

|      |           |           |        |       |       |11236,7|

|      |           |           |        |       |       |2      |

|И т о |Sm = 86    |90         |? =     |—      |—      |48803,4|

|г о   |           |           |104,6   |       |       |8      |

      Полученный показатель равномерности выполнения плана (77,1  %)  нельзя отнести   к   разряду   высоких.   Это   естественно,   поскольку    среднее квадратическое отклонение достаточно велико— 23,8%.  Оно  свидетельствует  о среднем размере отклонений от среднего процента выполнения плана  розничного товарооборота  (104,6  %).  Легко  допустить,  что,  если  бы  годовой  план розничного товарооборота  был  распределен  по  кварталам  в  равных  долях, коэффициент равномерности был бы выше. Далее, фактический  объем  розничного товарооборота не является высшим достижением торга. Наоборот, он  говорит  о том,  что  в  торге  имеются  не  использованные  резервы  для   дальнейшего повышения уровня розничной продажи.

      Анализ выполнения плана  розничного  товарооборота  углубляется  путем разработки специальной таблицы, в которой дается  группировка  магазинов  по признаку  уровня  выполнения  плана  розничного  товарооборота.   Рассмотрим группировку  100   магазинов   по   уровню   выполнения   плана   розничного товарооборота в  IV  квартале,  в  которую  введены  показатели  поступления товаров. (Таблица №2)

                                                                  Таблица №2

    Таблица 2 Группировка магазинов по уровню выполнения плана розничного

                         товарооборота в IV квартале

|Группы   |Число |Розничный        |Розничный    |Поступление     |

|магазинов|магази|товарооборот,    |товарооборот |товаров в       |

|по уровню|нов   |тыс. руб.        |в расчете на |расчете на один |

|выполнени|      |                 |один магазин,|магазин         |

|я плана, |      |                 |тыс. руб.    |                |

|%        |      |                 |             |                |

|         |      |план   |фактичес|             |тыс.  |отклонен|

|         |      |       |ки      |             |руб.  |ие от   |

|         |      |       |        |             |      |товарооб|

|         |      |       |        |             |      |орота   |

|         |      |       |        |             |      |(+. -), |

|         |      |       |        |             |      |%       |

|1        |2     |3      |4       |5            |6     |7       |

|До 80    |5     |280    |210     |42           |36    |-14,3   |

|80—84,9  |6     |590    |492     |82           |72    |-12,2   |

|85—89,9  |10    |2800   |2490    |249          |^229  |-8,0    |

|90—94,9  |2     |450    |430     |215          |229   |+6,5    |

|95—99,9  |7     |2320   |2268    |324          |344   |+6,2    |

|100—104,9|46    |19700  |19883   |432          |435   |+ 0,7   |

|105 и    |24    |9070   |9802    |408          |411   |+0,7    |

|выше     |      |       |        |             |      |        |

|Итого    |100   |35210  |35575   |356          |—     |—       |

      Для того чтобы выявить влияние поступления товаров, данные пересчитаны на один магазин (общая сумма  поступления  делилась  на  число  магазинов  в группе). Цель заключается в  том,  чтобы  выявить  соответствие  поступления покупательскому спросу Ясно, что чем  больше  разрыв  между  поступлением  и товарооборотом,  тем  значительнее  это  несоответствие.   Чтобы   исключить влияние размера торгового  предприятия,  показатель  отклонения  поступления товаров от плана товарооборота исчислен в процентах к товарообороту.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.