Рефераты. Средневековье и Возрождение: противоречивые образы культуры

В 1054 году окончательно оформляется раскол в христианстве – «великая схизма», разделение церквей на западную, римско-католическую и восточную, православную. В процессе размежевания сложились различия в догматике, вероучении, культе и обрядности между православием и католицизмом. Ряд этих различий сохраняется до наших дней.

Четвёртый период в истории византийской культуры с 13 по 15 века – период позднесредневековый, обусловленный экономическим и политическим упадком. В это время предпринимается попытка преодолеть средневековое мировоззрение и политические принципы, не получившие развития, но оказавшие значительное влияние на культуру славянских народов.

Таким образом, культура Византии явилась своеобразным духовным образованием, отличным от западноевропейской средневековой культуры. К этим отличиям можно отнести: 1) устойчивое сохранение античных традиций в науке, просвещении, литературе, изобразительном искусстве; 2) индивидуализм (вера в возможность индивидуального спасения, неразвитость корпоративности); 3) культ императора как земного божества (сакральной фигуры), требующего особых церемоний поклонения; 4) традиционализм и унификация научного и художественного творчества, чему способствовала бюрократизация всей жизнедеятельности византийского государства. Однако это культура создала свою собственную систему ценностей и вошла в историю человечества.

Формирование славянских культур, в том числе русской и белоруской, во многом связано с византийскими традициями. Первоначально культура Руси складывается в процессе становления государственности, испытывая как внутриплеменные культурные воздействия, так и впитывая культурные заимствования. Воздействие византизма явилось результатом культурной деформации, когда чужие влияния применялись к собственным традициям, этническим  особенностям,  сложившемуся  укладу жизнедеятельности (особенно в сельской местности).

До Крещения Руси культура развивалась под влиянием языческих религиозно-мифологических представлений, которые позднее синтезировались с православно-церковными элементами. Аскетизм византийского христианства дополнился языческими культами природы, жизнерадостностью и жизнелюбием, открытостью народной культуры. (“Слово о полку Игореве” все пронизано языческими мотивами).

Традиционно Крещение Руси связывают с событиями 988 г. н.э., летом которого при князе Владимире византийские священники крестили население Киева. На самом деле этот процесс осуществлялся в несколько этапов, а двоеверие сохранялось в течение столетий. Крещение Руси было вызвано необходимостью расширения государственных и территориальных связей, потребностью в духовном единстве, объединении раздробленных княжеств. Культурно-историческое значение крещения Руси:

1.     Объединение славянских племён, формирование самой молодой культуры в Европейском регионе.

2.     Включение этой культуры в европейский христианский круг.

3.     Появление каменного и храмового зодчества, строительство монастырских комплексов. Храмы и соборы одновременно становятся центрами образования и городской культуры.

4.     Завершение процесса формирования письменности. Христианизация Руси способствовала распространению “кириллицы” (до 13 века существовала и “глаголица”); грамотности, появлению переводов греческих и болгарских книг как церковного, так и светского содержания, в XI в. распространяются переводные византийские сочинения.

5.     Формирование системы образования происходит первоначально при церквях и монастырях.

6.     Появление летописей как памятников культуры и литературы (“Слово о законе и Благодати” Иллариона, ”Повесть временных лет” Нестора и т.д.)

7.     Развитие художественной культуры и христианизация изобразительного искусства.

Каноническое византийское искусство в синтезе с народными традициями лежит в основе русской иконописи, в которой условность и суровость, аскетизм “греческой” манеры сочетается с живописностью и натуралистичностью. Возникают фресковая живопись и мозаика (Софийский Собор в Киеве, Полоцке).

Фольклорные мотивы наполняли декоративно-прикладное искусство и музыкально-певческое творчество, сохранившиеся в былинах и сказаниях.

Таким образом, под воздействием процессов взаимовлияния и взаимопроникновения культур формируется самобытная русская культура как целостность, со своей собственной системой ценностей и исторической судьбой.


Культура Возрождения


Новый период в культурном развитии Западной и Центральной Европы получил название Возрождения, или Ренессанса.

Возрождение (франц. Ренессанс; итал. Риначименто) - гуманистическое движение в истории европейской культуры в период конца средневековья и начала современности. Ренессанс возник в Италии в XIV в., распространился в западных странах (Северное Возрождение) и достиг наибольшего расцвета в середине XVI в. Конец XVI - начало XVII в. упадок - маньеризм.

Первоначально новое явление в европейской культурной жизни выглядело как возвращение к забытым достижениям античной культуры в области науки, философии, литературы, искусства, возвращение к классической «золотой латыни». В Италии разыскивались рукописи античных писателей, извлекались из забытья произведения античной скульптуры, архитектуры. Подобное уже происходило в мировой истории (например, в эпоху Каролингского возрождения и классического средневековья монахи не раз обращались к античному наследию, но только для того, чтобы найти в нем подтверждение правильности церковных догм). В этот раз произошло иное. Феномен Возрождения определялся тем, что античное наследие превратилось в оружие ниспровержения церковных канонов и запретов. Некоторые культурологи, определяя ее значение, сравнивают с грандиозной культурной революции, которая длилась два с половиной столетия и завершилась созданием нового типа мировоззрения и нового типа культуры. Ничего подобного вне европейского региона в это время не наблюдалось.

В искусстве произошел переворот, сравнимый с открытием Коперника. В центре нового мировоззрения находился человек, а не Бог как высшее мерило всего сущего. Новый взгляд на мир получил название гуманизма.

Антропоцентризм - главная идея мировоззрения эпохи Возрождения. Рождение нового мировоззрения связано с писателем Франческо Петрарки. Схоластике, основанной на формально-терминологическом методе, он противопоставляет научное знание; счастью в «Граде Божьем» - земное человеческое счастье; духовной любви к Богу - возвышенную любовь к зем-ной женщине.

Идеи гуманизма выражались в том, что в человеке важны его личные качества — ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля и образованность, а не социальное положение и происхождение.

В эпоху Возрождения происходит утверждение идеала гармонической, раскрепощенной, творческой личности, красоты и гармонии, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания.

Духовенство утрачивает свой авторитет и позиции в обществе. Это привело к отпадению ряда европейских стран от католицизма и появлению различных форм протестантизма.

Эпоха Возрождения породила гениев и титанов: Италия - Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, политического деятеля Макиавелли, философов Альберти, Бруни, Вала, Фичино, Николая Кузанского, зодчих Брунеллески и Браманте; Франция - Рабле и Монтеня; Англия - Мора, Бэкона, Сиднея, Шекспира; Испания - Сервантеса; Польша - Коперника; Германия -Беме, Мюнцера, Кеплера. В произведениях этих авторов присутствует мысль о том, что гармоничность сотворенного мира проявляется везде: в действиях стихий, ходе времени, положении звезд, природе растений, животных.

Шедевры эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи «Джоконда», «Тайная вечеря»; Рафаэль «Сикстинская мадонна» и «Спящая Венера» (Дрезден), «Мадонна Конестабиле» и «Юдифь» (Эрмитаж); Тициан «Даная» (Эрмитаж).

Эпоха Возрождения характеризуется универсализмом мастеров, широким обменом знаниями (нидерландцы заимствуют некоторые колористические особенности итальянцев, а те, в свою очередь, заимствуют от них работу масляными красками на холстах).

Главная черта искусства и культуры Ренессанса - утверждение красоты и таланта человека, торжество мысли и высоких чувств, созидательной активности. В изобразительном искусстве развиваются стили барокко и классицизм, в живописи академизм и караваджизм. Появляются новые жанры -пейзаж, натюрморт, картины быта, охот и праздников.

Архитектура Ренессанса основана на возрождении классической, главным образом римской архитектуры. Основные требования -сбалансированность и ясность пропорций, использование ордерной системы, чуткое отношение к строительному материалу, его фактуре, красоте.

Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии. Эпоху итальянского Возрождения условно подразделяют на ряд этапов:

—Ранний Ренессанс (треченто и кватроченто) — середина XIV — XV века;

—Высокий Ренессанс (чинквеченто) — конец XV — вторая треть XVI века;

—Поздний Ренессанс — вторая треть XVI — первые десятилетия XVII веков.

Период Проторенессанса — предвестника Возрождения, которым именуют первую половину XIV века, — это появление «Божественной комедии» великого Данте, лирического гения Петрарки, считающихся родоначальниками итальянского гуманизма, это полный народного юмора и вольнодумства «Декамерон» Боккаччо, это творения живописца Джотто, в чьих картинах появились реалистические, живые, объемные, пластически выразительные изображения людей.

В XV веке новая культура вступила в пору бурного расцвета. Во Флоренции, ставшей важнейшим культурным центром эпохи Возрождения, создаются знаменитые художественные коллекции дома Медичи, Платоновская академия, Лукрецианская библиотека. В Венеции, Милане, Риме и других итальянских городах появляются школы живописи, собираются кружки светски образованных людей, в которых обсуждаются идеи античной философии, проблемы морали, общественной жизни, научного познания природы. Художники изучают пропорции человеческого тела, анатомию, линейную перспективу. Скульпторы Донателло и Вероккьо, архитекторы Брунеллески и Альберти, живописцы Мазаччо, Липпи, Боттичелли, Мантенья, Беллини и, наконец, универсальный гений Леонардо да Винчи — целое созвездие великих имен характеризует облик кватроченто.

Период с последнего десятилетия XV века до середины XVI столетия (Высокий Ренессанс) становится «золотым веком» итальянского искусства. От него остается на память потомкам торжественная и величавая архитектура Браманте и Палладио, он дарит миру бессмертные шедевры Рафаэля и Микеланджело. Весь XVI век продолжается и лишь в начале XVII угасает цветение рожденной под небом Италии возрожденческой культуры. Чинквеченто — время Тициана, Веронезе, Тинторетто, Караваджо и других замечательных художников, картины которых являются украшением нашего Эрмитажа. К этому времени идеи Возрождения выходят за пределы Италии. Они получают воплощение в творчестве художников Нидерландов (Ян ван Эйк, уже в XV веке проложивший им дорогу в Северную Европу, Иероним Босх, Брейгель Старший, прозванный Мужицким, и др.), Германии (Дюрер), Испании (Эль Греко) и др. Визуальная культура — архитектура, живопись, скульптура — становится главным достижением Высокого Возрождения.

Поздний Ренессанс характеризуется бурным развитием и такого синтетического вида искусства, как театр, наиболее яркими представителями которого стали Лопе де Вега, Кальдерон, Тирсо де Молина (Испания), Вильям Шекспир (Англия).

Новая философия эпохи Возрождения была представлена трудами таких выдающихся мыслителей, как Томас Мор в Англии, Боден, Монтень, Рабле во Франции, Макиавелли в Италии, Эразм Роттердамский в Голландии и др.

Таким образом, культура эпохи Возрождения отражает синтез черт античности и средневекового христианства, мировоззренческой основой секуляризации культуры выступает гуманизм.

Эпоха Возрождения заменила религиозный ритуал светским, возвела человека на героический пьедестал. Эпоха с одной стороны дала миру образцы художественного гения, науки и философии, а с другой выразилась в широком социокультурном кризисе, связанном с разрушением средневековой идеологии и социума. Эпоха Возрождения сформировала новый идеал человека, самодостаточного в своей деятельности и не зависящего от коллективных образований (города, род, сословие).

ЛИТЕРАТУРА


1.     Алпеева Т.М. Введение в культурологию. Мн., 1998.

2.     Величайшие гении мирового искусства: архитектура, живопись, ску-льптура / Ред.: Чеботарева А.П.,Петропавлова О.А.- Москва: АСТ; Санкт-Петербург: Полигон, 2006

3.     Викторов В.В. Культурология. М., 2002.

4.     Гуревич П.С. Культурология. М., 2005.

5.     Кравченко И.С. Культурология. М., 2007.

6.     Культура и культурология: Словарь / Под ред. А.И. Кравченко. М., 2007.

7.     Культурология   для   технических   вузов  /   Под   ред.  М.В.Буланова-Топоркова. Ростов н/Д., 2001.

8.     Культурология. История мировой культуры / Под ред. Т.Ф.Кузнецовой. М., 2003.

9.     Культурология / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М., 2006.


10.     Культурология / Под ред. Г.В.Драча. М., 2003.

11.     Культурология / Под ред. А.Н. Марковой. М., 2007.

12.     Культурология / Под ред. А.А.Радугина. М., 2000.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.