Рефераты. Современный этап мирового цивилизованного развития

История невозможна без памяти. Историческая память—великий источник национальной общности и национальной ответственности.

Помнить об уроках прошлого, чтить память предков, вести летопись хороших дел, остерегаться ошибочных поступков, чувствовать ответственность перед поколениями— это важные функции исторической памяти, помогающей сплачивать национальную общность.

Один из наиболее осязаемых результатов исторической памяти— национальная культура: сказки, легенды, исторические повествования, песни, танцы, музыка, особое художественное мастерство, проявляющееся в храмовых постройках, иконах, домашней утвари; это народный эпос, где ярко выступают национальные отличия, это творчество писателей, в том числе современных, где находят своё отражение национальный колорит, национальные  легенды.

Однако  было бы неверно представлять себе процесс развития народов, как идеально прямой путь движения от одной общности к другой. Человечество— это живой многоцветный мир народов. Он пребывает в непрерывном движении: народы появляются, расцветают, исчезают…И у каждого народа своя судьба.

Многие когда-то известные народы ушли в небытие или растворились в других народах (финикийцы, скифы, сарматы и др.), а некоторые современные народы появились в глубокой древности (армяне, грузины и др.). Английская нация сложилась в XVI в., русская—в XVII-XVIII вв. Десятки наций сформировались и формируются в XX в. Нынешнее человечество представлено всем многообразием исторически сложившихся форм общности— сегодня на Земле живут роды и племена, народности и нации, что связано с  разнообразием, природно-климатических, экономических, социальных и культурных условий их жизнедеятельности.

Что касается понятия национальность, то оно означает принадлежность человека к той или иной нации. В большинстве стран мира национальность определяется не государственными органами, а самим человеком добровольно. Сегодня на Земле всё больше становится людей, родившихся от смешанных браков (т. е. от родителей разных национальностей), они вправе выбирать себе национальность любого из родителей. В подавляющем большинстве современных демократических государств каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность.

Учёные считают, что сегодня существует два основных направления, или тенденции, в развитии наций и межнациональных отношениях: Дифференциация и интеграция. Первая проявляется в естественном стремлении к саморазвитию, национальной самостоятельности, развитию национальной культуры, экономики, политики и т. д. Эту тенденцию ещё называют национальной.

Вторая тенденция (её принято называть интернациональной) ведёт к расширению связей между различными нациями, ломке национальных перегородок, развитию общения в сфере культуры, углубления экономических, политических, гражданских отношений, к восприятию всего лучшего, что создано другими народами.

Действие указанных тенденций прослеживается на протяжении всей истории человечества. Они способствуют прогрессу цивилизации, ибо ведут к развитию и расцвету народов: одна через внутреннее совершенствование, другая— путём взаимообогащения, обмена национальными ценностями, всестороннего сближения народов, укрепления взаимопонимания, доверия, дружбы и мира, а в конечном счёте обе тенденции благоприятно сказываются на развитии человеческой личности, на личностном становлении каждого человека.

Обращаясь к истории, можно заметить, что за время существования наций и народностей отношения между ними были нередко напряжёнными и даже трагическими. Так, русские земли испытывали на себе удары монгольских кочевников, немецких рыцарей, польских захватчиков. По Средней Азии и Закавказью огненным валом прокатились войска Тамерлана.

И сегодня, к сожалению, межнациональные конфликты не ушли в прошлое. Подтверждением этому служат недавние события в Югославии, в ряде территорий бывшего Советского Союза.

Особенно тяжёлые последствия вызывает национальное насилие— подавление или принижение нации, которые могут осуществляться в разных формах: это и ущемление прав нации, и запрещение или преследование её религии, культуры, языка, традиций и т. д.

Прогрессивные силы мира ведут напряжённый поиск путей выхода из многочисленных современных этнических кризисов. Если кратко охарактеризовать основные достижения в этом направлении, то можно сказать: передовой частью мирового сообщества осознана и признана ценность гуманистического подхода к этническим проблемам. Суть его состоит, во-первых, в добровольном поиске согласия (консенсусе), в отказе от национального насилия во всех его видах и формах, а во-вторых, в последовательном развитии демократии, правовых начал в жизни общества, в признании приоритета прав личности над правами государства и нации. Иначе говоря, обеспечение прав и свобод личности, независимо от национальной принадлежности, есть условие свободы любого народа. Такова основная идея современного цивилизованного подхода к решению национальных проблем.

Современная цивилизация и политическая жизнь.

Политика в переводе с греческого означает государственные дела, искусство управления государством. Зачем нужно такое искусство?

В любом неоднородном обществе, где существуют разнообразные противоречивые интересы наций, социальных слоёв, классов. Возникает потребность в регулировании отношений между ними, а значит, в деятельности государства. Ведь государство, как правило, выполняло и выполняет ряд общественно значимых функций, и прежде всего таких, как поддержание общественного порядка и стабильности в обществе; использовании имеющихся возможностей для экономического развития; защита безопасности страны. Эти функции государство выполняет благодаря специально разрабатываемым мерам, политической линии, включающей цели, задачи, средства и пути достижения поставленных целей. Таково значение понятия политика  в узком смысле слова.

Для выполнения общественно значимых дел современное государство располагает законодательными органами—парламентами; исполнительными - правительствами и подчиненным им министерствам и ведомствами; судебными и другими правоохранительными органами—прокуратурой, милицией. Государство – основной политический институт власти.

Внешняя и внутренняя политика государства в большей степени представляет, выражает и защищает интересы одних классов, наций, социальных групп и слоев и в меньшей - других. В результате одни классы, социальные группы располагают властью, другие стремятся к власти, предъявляют ей те или иные требования. Между ними возникает особый вид отношений - политические отношения, связанные с вопросами государственной власти. Когда, например, рабочие обрабатывающей промышленности Швейцарии через профсоюзы провели переговоры с отдельными предпринимателями и добились рекордного в мире повышения почасовой оплаты труда, то здесь налицо экономические отношения. Но когда профсоюзы от лица рабочих выступили перед государством с инициативой ввести такую оплату на всех предприятиях обрабатывающей промышленности, то они вступили в сферу политических отношений.

Следовательно, политика—это отношения внутри общества между классами, нациями, социальными группами, возникающие по вопросу государственной власти, а также отношения между государствами на международной арене.

В современном обществе главными участниками развитых политических отношений являются не столько сами классы, нации, социальные группы, сколько созданные ими негосударственные организации. Именно через них различные социальные силы оказывают влияние на государство, на процесс выработки и осуществления политической линии. Вокруг государства возникает густая сеть негосударственных организаций, которые стремясь оказать влияние на государственную власть, вступают друг с другом в конкурентную борьбу, заключают между собой союзы и компромиссы. Эта широкая панорама политических отношений представляет собой не просто разрозненные явления, а целостную взаимосвязанную систему.

В науке принято выделять четыре основных компонента политической системы:

1) Политические отношения

2) Политические организации

3) Политические нормы

4) Политические взгляды, идеи, теории, политическая культура.

К политическим институтам относятся государство, политические партии, общественно – политические организации и движения. Они создаются для того, чтобы выражать, защищать в политической системе многообразные социальные интересы: классовые, молодежные, женские, профессиональные.

Среди негосударственных организаций главнейшую роль в политической жизни современного общества играют политические партии. В течении длительного времени партия определялась как наиболее активная и организованная часть класса или слоя, выражающая и защищающая его интересы. По своей политической направленности партии обычно делятся на социал-демократические и коммунистические, консервативные и либеральные. С середины нынешнего столетия, когда основной формой политической борьбы стала парламентская деятельность, на смену классовым партиям стали приходить общенародные партии.

Термин общенародная нельзя понимать буквально, так как ни одна партия не может удовлетворить интересы всех. Но каждая стремится учитывать в своей программе интересы не только определенного класса или строя, но и целого блока социальных сил. Например, социал-демократические партии ориентируются на государственное регулирование экономики, достижение социальной справедливости, солидарности, на защиту трудящихся. Естественно, что в такой политике заинтересованы и рабочие, и часть мелких средних собственников, и пенсионеры, и безработные, а также другие, наиболее ущемленные слои населения.

Консервативные и либеральные партии, напротив, выступают чаще всего за ограничение вмешательства государства в экономическую сферу, за активизацию её наиболее мощного - частного сектора.

Ряд партий считаются партиями классического типа. Они имеют разветвлённый партийный аппарат, партийного лидера, постоянное членство и источники финансирования. Лейбористские партии, например в Великобритании, Канаде и других странах, выражающие преимущественно интересы рабочих, были созданы по инициативе профсоюзов, которые стали коллективными членами этих партий и финансируют их.

К 80-м годам относится появление новых партий-партий движенческого типа. Обычно они берут за образец организационную структуру и деятельность социальных движений. Так партия «зелёных» возникшая на базе экологического движения, характеризуется полной открытостью и гласностью внутрипартийной жизни, сокращением до минимума профессионального партийного аппарата (в него входят всего 11 человек), отсутствием постоянного партийного лидера, а также традиционно оформленного постоянного членства. «Зелёные» создали только первичные (земельные) организации, отказавшись от объединения партий в единый федеральный союз. Такая облегчённая, неформальная структура, рассчитанная не столько на массовость, сколько на более оперативную и гибкую работу с избирателями, имеет свои преимущества и даёт нередко положительный результат.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.