Таблица 3.2.1.
Понятие профильности
Профильность
привлекательность данного предприятия для города
привлекательность города для предприятия
Привлекательным для города предприятием можно назвать предприятие, своим присутствием и функционированием в составе хозяйственного комплекса города содействующее достижению целей социально-экономического развития, положительно влияющее на интегральные характеристики эффективности и конкурентоспособности местной экономики. Степень привлекательности – сравнительная характеристика, определяемая на основе учета определенного набора факторов, отражающая сопоставительные преимущества данного предприятия перед другими.
Приживаемость предприятия - характеристика степени соответствия требований предприятия к месту размещения и характеристик городской среды производства и жизнедеятельности, показывающая вероятность эффективного функционирования данного предприятия в данном городе. Воздействуя на характеристики хозяйственного климата местные власти одновременно изменяют показатели приживаемости различных отраслей, в разной мере чувствительных к разным составляющим местной среды производства. Например, открытие университета увеличит приживаемость наукоемких отраслей, а строительство электростанции – энергоемких.
Профильность представляет собой способность предприятия успешно для себя функционировать в городе, содействуя одновременно достижению социально-экономических целей стратегии города.
Профильным является привлекательное предприятие, обладающее высокой степенью приживаемости.
Имиджевыми отраслями называют высокопрофильные отрасли, определяющие лицо города, входящие в его пропагандируемый имидж. Например, для Санкт-Петербурга имиджевыми являются туризм, наука, кластер отраслей связанных с портом и транспортом.
Понятие профильности применимо к отдельным предприятиям, производствам, отраслям, а также кластерам, т.е. взаимосвязанным комплексам производственных и обслуживающих фирм, обеспечивающих выпуск определенного конечного продукта или услуги.
С учетом выше изложенного можно сказать, что задача формирования местной экономической политики для привлечения инвестиций на рынок строительных услуг в составе Стратегического плана сводится к решению следующих подзадач:
1. предварительная оценка конкурентоспособности экономики города на основе сравнения вектора показателей состояния отдельных факторов городской среды производства и жизнедеятельности с другими городами; построение вектора целевых показателей;
2. оценка привлекательности отраслей и предприятий, отбор высокопривлекательных (целевых) объектов для развития инвестиционно – строительной политики в регионе, развитие которых в городе наилучшим образом повлияет на состояние хозяйственного комплекса, которые надо стремиться закрепить в городе или привлечь извне;
3. оценка степени приживаемости привлекательных отраслей и предприятий для вложения в них инвестиций,
4. отбор профильных отраслей и предприятий для организации рыночного механизма взаимодействий рынка инвестиций и рынка строительных услуг из числа привлекательных для города и имеющих достаточную степень приживаемости, то есть соответствующих профилю социально- экономического комплекса;
5. выявление ключевых сдерживающих общих факторов среды производства и жизнедеятельности, ограничивающих инвестиционные вложения в городе в наиболее привлекательные отрасли и уточнения оценки конкурентоспособности экономики города на базе оценок приживаемости отраслей,
6. разработка системы мер экономической политики взаимодействия рынка инвестиций и рынка строительных услуг, направленных на: а) улучшение ключевых сдерживающих факторов в целях расширения перечня привлекательных отраслей, имеющих высокие показатели приживаемости, б) поддержку профильных предприятий и отраслей, в) вытеснение или санацию непрофильных предприятий.
На этой основе формируется оценка конкурентоспособности города и определяются мероприятия по ее повышению.
IX. Концепция социально-экономического развития Мирнинского улуса на 2001-2005 год (проект)
Промышленность.
1. Алмазодобыча: строительство подземных рудников, эксплуатация месторождений с . низким содержанием ценного компонента: «Зарница», «Комсомольская», россыпные месторождения в Мирном.
2. Строительство НПЗ в г. Мирный.
3. Ввод в действие Вилюйской ГЭС-3.
4. НПЗ в п. Таас-Юрях: производство дизтоплива, мазута, бензина и битума.
5. Реконструкция асфальтобитумного завода, ввод в эксплуатацию мебельного цеха.
Агропромышленный сектор.
1. Обеспечение более полной трудовой занятости сельского населения – поддержка семейной экономики.
2. Внедрение передовых технологий.
3. Реконструкция и модернизация объектов пищевой промышленности для расширения ассортимента и увеличения объема выпускаемой продукции (производство консервированной рыбной продукции (Чернышевский рыбзавод), детских и лечебно-профилактических продуктов).
Инфраструктура.
1. Строительство газопровода Мирный-Айхал-Удачный: газификация поселков:
2001 г. - поселки Таас-Юрях и Моркока, 2002-2003 гг. - поселки Чернышевский, Айхал, г. Удачный.
2. Созданий сети автостанций и организация регулярного автобусного сообщения по маршрутам Мирный - Ленск, Мирный - Айхал - Удачный, Мирный - Сюльдюкар, Мирный - Таас-Юрях, Мирный - Сунтары.
3. Обновление самолетного парка Мирнинского авиапредприятия.
4. Внедрение новых технологий в области связи: прямая адресная реклама, гибридная почта.
5. Переход на цифровую телефонную связь, расширение сети сотовой связи.
6. Расширение сети эфирного вещания.
7. Организация доступа к Интернет в городах и поселках улуса.
Социальная сфера.
1. Строительство жилья и объектов соцкультбыта, в том числе с участием АК
«АЛРОСА».
2. Развитие новых типов и видов образовательных учреждений, подготовка и
переподготовка педагогических кадров, развитие системы дистанционного образования.
3. Развитие стационарзамещающих форм лечения – дневной стационар, стационар на дому, внедрение информационных технологий в систему здравоохранения.
В своё время в нашей стране была принята федеральная комплексная программа «Развитие малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы».
Указанная программа была концентрированным выражением государственной политики России по выводу российской провинции из кризиса.
Федеральная комплексная программа «Развитие малых и средних городов РФ в условиях экономической реформы» была одобрена Указом Президента Бориса Ельцина 24 мая 1996 года и принята постановлением правительства 28 июня 1996 года.
Она должна была действовать до 2005 года. Однако распоряжением правительства РФ от 1 марта 2001 года на основе этой программы решено разработать другую - федеральную целевую программу «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов».
На деле это означает подмену комплексного решения вопросов экономики и социально-духовной сферы частными и не столь актуальными на данном этапе вопросами архитектуры и отказ от специальной программы для малых городов России.
Очевидно, что с ликвидацией программы не исчезают проблемы 40 миллионов граждан малых городов России, которые сегодня гораздо острее проблем больших городов.
Так, по данным Союза малых городов РФ, 77% малых городов с монопрофильной градообразующей базой неблагополучны в экономическом отношении; более чем в 60% малых городов смертность существенно превышает среднероссийские показатели; в 65% малых городов доходы населения ниже прожиточного минимума.
Утратив в результате ошибок реформирования (проведенного без учета специфики малых городов) свои градообразующие предприятия и рабочие места, жители многих малых городов в массовом порядке переходят, в целях выживания, к ведению натурального хозяйства.
Любой город имеет свою неповторимую судьбу, свой глубоко индивидуальный облик, и в этом смысле, безусловно, не существует даже двух похожих городов.
Но есть города, сами условия существования которых поистине экстраординарны. И город Мирный, административный центр Мирнинского улуса Республики Саха (Якутия), - из их числа.
К числу основных особенностей города в первую очередь относятся сложные климатические условия – достаточно отметить, что в период с ноября по март температура редко поднимается выше минус 30 градусов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13