Рефераты. Социальная помощь в Украине и её виды

В соответствии с Постановлением Ка­бинета Министров Украины от 27.04.98 г. № 571 “Об исчислении размеров помо­щи по временной нетрудоспособности” данная помощь исчисляется исходя из общего стажа работы в следующих раз­мерах:

а)    100% заработной платы (дохода), рассчитанной в соответствии с законо­дательством:

работникам, имеющим общий трудо­вой стаж 8 и более лет;

работникам, у которых временная нетрудоспособность наступила вслед­ствие трудового увечия или профессио­нального заболевания;

работникам, которые имеют на со­держании 3-х и более детей до 16 лет (учащихся до 18 лет);

работникам, отнесенным к І-ІV кате­гории лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы;

одному из родителей или лицам, их заменяющим и осуществляющим уход за ребенком до 14 лет, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы;

б)    80% заработной платы (дохода), рассчитанной в соответствии с законодательством:

работникам, имеющим общий стаж от 5 до 8 лет;

в)    60% заработной платы:

работникам, имеющим общий стаж до 5 лет.

Общий трудовой стаж рассчитывается в соответствии с Правилами расчета обще­го трудового стажа для назначения ра­ботникам помощи по временной нетру­доспособности, утвержденными Кабине­том Министров Украины от 19.10.98 г. № 1658 [11, c. 304]. В общий трудовой стаж включается время работы на условиях трудового до­говора (контракта) на предприятиях, в уч­реждениях, организациях независимо от форм собственности и отраслевой при­надлежности или иной работы, на протя­жении которой работник подлежал стра­хованию независимо от ее характера и длительности.


2.5. Социальная защищенность ветеранов войны, труда и воинской службы


Проблема правового статуса ветеранов очень сложна. Основу правового статуса ветеранов составляют конституционные права и свободы человека и гражданина.

Статус ветеранов возведен в ранг специальных законов. Он отличается по сравнению с обычным статусом граждан некоторыми особенностями, которые выражаются в основаниях признания гражданина ветераном войны, труда или воинской службы и способах их социальной защиты.

После провозглашения государственного суверенитета Украины создана новая национальная нормативно-правовая база по социальной защите ветеранов войны, труда и воинской службы. По этой проблеме приняты следующие Законы Украины:

1.    “Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине”

2.    “О пенсионном обеспечении”

3.    “О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы”



4.    “О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты”

5.    “О статусе ветеранов воинской службы и их социальной защите” и другие.

Действующие законы о социальной защите ветеранов гарантируют им равные возможности с другими гражданами осуществлять трудовую деятельность.

В законодательстве не предусмотрено никаких ограничений права на труд граждан (ветеранов, инвалидов) через государственную службу занятости.

Сейчас, даже при достижении пенсионного возраста или установления одной из групп инвалидности не является причиной, для того, чтобы ветераны прекращали свою трудовую деятельность. Наоборот, законодательство стимулирует трудовую деятельность лиц с ограниченной трудоспособностью путем выплаты им полной пенсии независимо от получаемых доходов за свой труд.

Государство, создавая условия для трудовой деятельности граждан с ограниченной трудоспособностью, берет под свою защиту людей, нуждающихся в трудоустройстве, и обеспечивает им возможность выбора профессии и рода занятий через государственную службу занятости.

Ветеранами войны законодатель признает лиц, при­нимавших участие в защите Родины или в боевых дей­ствиях на территории других государств. К таким ли­цам относятся: участники боевых действий, инвалиды: войны, участники войны [6, c. 318].

К участникам боевых действий относятся, прежде всего, военнослужащие, которые принимали участие в выполнении боевых заданий по защите Родины в соста­ве воинских подразделений, соединений, объединений всех видов и родов войск Вооруженных Сил действующей армии (флота), в партизанских отрядах и подполье, иных формированиях, как в военное, так и в мирное время [11, c. 21].

Круг лиц, которые считаются участниками боевых действий, определен ст. 6 Закона Украины “О статусе вете­ранов войны, гарантиях их социальной защиты” от 22 октября 1993 г. (с последующими изменениями и допол­нениями).

К инвалидам войны относятся лица из числа воен­нослужащих действующей армии и флота, партизан, под­польщиков, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья, заболевания, полученных при защите Родины, исполнении обязанностей военной службы (слу­жебных обязанностей) или связанных с пребыванием на фронте, в партизанских отрядах и соединениях, подполь­ных организациях и группах и иных формированиях и т. д.

Еще одна категория ветеранов войны — участники войны. Участниками войны признаются как военнослужащие, проходившие военную службу в период войны в Вооруженных Силах бывшего СССР, так и труженики тыла, а также другие лица, предусмотренные законода­тельством о ветеранах войны. Круг лиц, относящихся к участникам войны, приводится в ст. 9 Закона Украины от 22 октября 1993 г. Таких лиц в Украине, как свиде­тельствует статистика, более 3 млн. человек [9, c. 19].

Статус ветеранов труда регламентируется Зако­ном Украины “Об основных принципах социальной за­щиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине” от 16 декабря 1993 г. (с последую­щими изменениями и дополнениями) [7, c. 204]. Ветеранами труда признаются граждане, которые добросовестно работали в народном хозяйстве, государственных учреж­дениях, организациях и объединениях, имеют трудовой стаж (35 лет — женщины и 40 лет — мужчины) и выш­ли на пенсию. Кроме того, к ветеранам труда относятся работники, которым назначены пенсии на льготных ус­ловиях в связи с работой на особо вредных и особо тя­желых производствах по Спискам № 1 и № 2, при нали­чии, соответственно, общего трудового стажа — по перво­му Списку у женщин — 25 лет и у мужчин — 30 лет, а по  второму Списку — у женщин — 30 лет и у мужчин — 35 лет. К ветеранам труда относятся также инвалиды I и II групп, получающие пенсии по инвалидности, если они имеют общий трудовой стаж не менее 15 лет, все другие пенсионеры, награжденные медалью “Ветеран труда” по законодательству бывшего Союза ССР.

Размеры повышений пенсий, предусмотренных законом Украины “О статусе ветеранов войны, гарантий их социальной защиты” (табл.2) [10, С. 2]:

Размеры повышения пенсий, предусмотренных законодательством.

Таблица 2

Наименование повышения

% от прожит. мин.

01.01.06

350,00

01.04.06

359,00

01.07.06

359,00

01.10.06

366,00


01.01.07


Инвалидам войны 1-ой группы

50

175,00

175,50

179,50

183,00


Инвалидам 2-ой группы

40

140,00

143,60

143,60

146,40


Инвалидам 3-ей группы

30

105,00

107,70

107,70

109,80


Участникам боевых действий

25



89,75

91,50


Военнослу-

жащим, которые выполняли интернаци-ональный долг


25




89,75


91,50


Малолетним узникам

25



89,75

91,50


Женам умерших участников боевых действий


10




35,90


36,60


Женам умерших участников войны


10




35,90


36,60


Членам семей умерших военнослу-

жащих


25




89,75


91,50


Участникам войны, удостоенным наград за работу в годы войны


15






15%

Участникам войны

10





10%


Если правительство выполнит свое обещание, и сначала 2007 года увеличит пенсии участникам войны, то это может с одной стороны привести нашу социальную политику хотя бы до достойного уровня. А с другой стороны хоть немного улучшит материальное положение людей, которые нуждаются в государственном обеспечении.

3. ФОРМЫ И СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ПРАВА ГРАЖДАН В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


Утверждая и обеспечивая права и свободы человека (ст. 3 Конституции Украины), государство в законодатель­ном порядке устанавливает гарантии осуществления и защиты этих прав, что имеет важное значение для их ре­ализации. Каждый гражданин может рассчитывать на за­щиту со стороны государства своих субъективных прав.

Защита прав - разрешение споров между заинтересован­ными физическими, юридическими лицами, когда одна из спорящих сторон считает, что нарушены ее права. Формы и средства защиты прав, мера ответственности виновных лиц за их нарушение закреплены в норматив­но-правовых актах [11, c. 113].

Защита прав граждан на социальное обеспечение осу­ществляется в судебном и административном порядке, основанном на законах. Среди них ведущее место при­надлежит Закону Украины “О пенсионном обеспечении” от 5 ноября 1991 г. и принятых на его основе подзакон­ных актах (постановлениях Кабинета Министров Укра­ины, инструкциях, приказах и разъяснениях Министер­ства труда и социальной политики Украины).

Согласно ст. 104 Закона Украины “О пенсионном обеспечении” решение органа, назначающего пенсию, может быть обжаловано в район­ную государственную администрацию, органы местного самоуправления или в суд.

В современных условиях обращение к суду с иском, жа­лобой или заявлением — один из основных способов пра­возащиты. Правда, гражданам, особенно лицам пожило­го возраста, порой сложно преодолеть психологический ба­рьер обращения в суд.

Объектом обжалования являются действия тех ор­ганов социальной защиты и должностных лиц, в чью ком­петенцию входит решение соответствующих вопросов. Так, назначение пенсий по действующему законодатель­ству отнесено к ведению районных (городских) управ­лений социальной защиты населения.

В суд можно обжаловать следующие решения орга­нов социальной защиты:

1)    об отказе в назначении пенсии или любого вида пособия;

2)    о назначении пенсии не на тех условиях, на которые претендовал заявитель (например, пенсия назначена на общих условиях, а не в льготных размерах); 

3)    о назначении пенсии в конкретной сумме, когда зая­витель не согласен с ее размером, порядком исчисления его стажа, заработка и соответственно пенсии;

4)    действия работников органов Пенсионного фонда, связанные с задержкой выплаты пенсий, с прекращением выплаты пенсий, включая и взыскание невыплаченных сумм пенсий по вине органов Пенсионного фонда за про­шлое время;

5)    о перерасчете пенсии, а именно об отказе в перерасчете пенсии, о размере пенсии при перерасчете;

6)    о переводе с одного вида пенсии на другой, включая отказ в переводе, о новом размере пенсии и т.д.;

7)    об отказе установления стажа по свидетельским показаниям, о продолжительности установленного стажа и т.д.

В суд можно обращаться и по поводу установления фактов, необходимых для назначения пенсии, когда их невозможно подтвердить во внесудебном порядке. В ча­стности, суд устанавливает факты регистрации рождения, усыновления, брака, развода и смерти, отцовства, признания отцов­ства, несчастного случая на производстве.

Согласно ст. 6 Закона Украины “Об основах социаль­ной защищенности инвалидов в Украине” гражданин вправе в судебном порядке оспаривать решение органа медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК) о при­знании либо непризнании его инвалидом.

Законодательством установлен определенный поря­док подачи и рассмотрения жалобы судом. Жалоба по­дается в суд в письменной форме. Она должна соответ­ствовать требованиям ст. 137 ГПК Украины и содер­жать в себе:

фамилию, имя, отчество заявителя и его адрес; наи­менование органа социальной защиты (должностного лица), чьи действия, решение обжалуется, а также место его нахождения; какой акт обжалуется и дата его выне­сения;

обращался ли заявитель в вышестоящий орган соци­альной защиты, какое решение им было принято по жа­лобе; обстоятельства, которыми заявитель обосновывает свое несогласие с решением органа социальной защиты, доказательства, подтверждающие его доводы и позицию; формулируется просьба заявителя (например, обязать районное управление социальной защиты назначить пен­сию по возрасту в конкретном размере с зачетом в стаж всего времени работы по представленным документам).

К жалобе прилагаются ее копия, марка госпошлины, доказательства, подтверждающие обоснованность требо­ваний заявителя. Жалоба подается в суд либо самим гражданином, либо его уполномоченным представителем по доверенности. Жалоба подастся в суд по месту нахож­дения управления социальной защиты или по месту на­хождения должностного лица, чьи действия обжалуются.

Порядок рассмотрения жалоб судом несколько упро­щен с целью их более быстрого разрешения. Так, жало­ба должна быть рассмотрена в 10-дневный срок со дня подготовки дела к разбирательству (на подготовку от­водится судье срок до 7 дней, который может быть продлен по сложным делам до 20 дней со дня принятия жалобы судьей).1

В судебное заседание приглашается руководитель орга­на социальной защиты, решение которого обжалуется.

Решение суда по жалобе выносится в зависимости от результатов проверки. Если суд признает обжалуемые действия неправомерными, то он выносит решение об удовлетворении жалобы. Суд обязывает орган социаль­ной защиты совершить конкретные действия для устра­нения допущенных нарушений. Например, при установ­лении незаконности отказа в назначении пенсии суд обя­зывает орган социальной защиты назначить пенсию. При неисполнении решения следует обращаться в суд за при­нятием мер по статье 417 ГПК Украины. На виновное должностное лицо может быть наложен штраф в разме­ре до двух необлагаемых минимумов доходов граждан и назначен новый срок для исполнения решения. Штраф взыскивается в доход государства. При неисполнении решения после наложения штрафа на должностное лицо размер штрафа может быть увеличен в три раза. Уплата штрафа не освобождает должностное лицо от обязаннос­ти выполнить предусмотренные решением суда действия.

ВЫВОДЫ


После рассмотрения и анализа вышеизложенных проблем и предложений по их решению, без которых немыслимо существование и плодотворная жизнедеятельность нашего общества, напрашивается вывод, что для нормального функционирования рыночной экономики Украины и успешного создания эффективного социально-защитного механизма является незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения;

Важным фактором, который определяет степень социальной защиты, является резкое снижение уровня экономического благосостояния экономически неактивной части населения (пенсионеров, инвалидов, безработных и др.). Потеря работы в связи с потерей трудоспособности приводит людей к нищете и безысходности. В наше время, время независимой Украины и развития рыночных и международных отношений требует серьезного подхода вопрос о социальной помощи и защите населения. Постоянное ограничение средств на социальные нужды сформировала сама идеологию динамики социального развития: социальная сфера не может улучшаться тогда и настолько, когда и сколько в государственном бюджете есть “лишних” средств. Другое дело, не пересматривая основ социальной политики, провести разовые компенсационные выплаты. Но, к сожалению, такая “забота” не только не влияет на благосостояние пенсионеров и нетрудоспособных граждан, а и не может компенсировать постоянно возрастающую инфляцию. Поэтому необходимы не локальные действия, а серьезные программы улучшения социального состояния отдельных категорий населения.

Поэтому развитие социальной помощи остается одним из важных направлений социальной политики и деятельности государства.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.          Ведомости Верховной Рады Украины, 1991 - № 21 - Ст. 252;1994 - №45. - с 404, 406.

2.         Ведомости Верховной Рады Украины, 1993. - № 45. - с. 425; 1995 - №44 - с. 329; 1996. - № 1. - с. 1;№ 3. - с. 11; 1997. - № 8. - с. 6

3.         Ведомости Верховной Рады Украины, 1994. - № 4. - с. 18; 1995. - № 45. - с. 339; 1996. - № 3. - с. 11; 1997. - № 8. - с. 62.

4.          Все о пенсиях, пособиях, социальной защите граждан Украины: (Науч.-практ. коммент. и сб. нормат. актов) / Сирота И. М., 4-е изд., перераб. и доп. – Х.: “Одиссей”: Фолио, 2003. – 687 с.

5.          Конституція України

6.          Норми права соціального забезпечення. [Б. Сташкін] // Право України. – 2002. - № 2. – с. 74 – 78.

7.     Офіційний вісник України, 1998. — №15 — с. 569.

8.    Предмет права соціального забезпечення: Погляд на проблему. [Б. Сташкін] // Право України. – 2000. - № 9. – с. 71 – 75.

9.          Про державну соціальну допомогу малозабезпеченим сім’ям: Затв. 1 червня 2000 р. № 1768 – III. / Від Верх. Ради України. – 2000. - № 35. – с. 662 – 665.

10.     Сирота И. М. Право социального обеспечения в Украине: Учебник. – Х.: “Одиссей”, 2000. – 384 с.

11.      Соціальній захист; Інформаційний бюллетень, 1997. - № 1. - c. 33.

12.      Трудове право право соціального забезпечення: // Вісник Львівського ун-ту. – Львів, 2005. – Вип.72 – с. 361 – 404.

13.     Н. Б. Болотіна, Трудове право України: Підр. ; За ред. Н. Б. Болотіної, Г. І. Чанишевої. – К.: Знання, 2000. – 563 с.

14.     Трудове право України: Збірник нормативно-правових актів. Видання 2-е випр. та доп./ Упоряд. П. А. Бущенко, І. А. Вєтухова. – Х.: Консул, 2002. – 464 с.

15.     Трудове право України: Навч. Посіб. / [Пилипенко П. Д., Бурак В. Я., та ін.]; За ред. Пилипенко. Львів. нац. ун-т ім. І. Франка – К.: Істина, 2005. – 206с.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.