Доклад
по теме
Выполнил:
Проверил:
Рязань
Оглавление
I Вступление
II Основная часть
1. система смазки ЗИЛ-130
а) масляные шестеренчатые насосы
б) масляные фильтры
в) система вентиляции картера
2. система смазки ГАЗ-33021
а) система смазки двигателя
б) система вентиляции картера
3. система смазки МАЗ-500
а) масляный насос
б) фильтр масляный (центрифуга)
в) масляный фильтр турбокомпрессора
4. система смазки ГАЗ-3307
б) масляный насос
в) масляные фильтры
г) система вентиляции картера
III Заключение
IV Литература
Система смазки двигателя должна обеспечивать бесперебойную подачу масла к трущимся поверхностям с целью снижения потерь мощности на трение, уменьшая износ деталей, защиты их от коррозии, отвода тепла и продуктов износа от трущихся поверхностей.
От исправного состояния системы смазки, своевременного проведения ТО и устранения неисправностей в процессе эксплуатации автомобиля в значительной степени зависит надежность работы двигателя.
В процессе эксплуатации автомобиля необходимо периодически проверять уровень и состояния масла в картере двигателя, своевременно менять масло, очищать и промывать фильтры, менять фильтрующий элемент тонкой очистки, следить за давлением масла в системе смазки и не допускать подтекания масла из фильтров, масляного радиатора, картера двигателя и соединительных маслопроводов.
Низкий уровень масла в картере двигателя приводит к нарушению его подачи к трущимся поверхностям, к их перегреву и даже к выплавлению антифрикционного сплава вкладышей подшипников коленчатого вала.
При повышенном уровне масла появляется нагар на стенках головки цилиндров, днищах поршней и головках клапанов. Избыток масла приводит к утечке его через сальники и уплотнительные прокладки.
Причинами повышенного расхода масла могут быть: износ, пригорание или поломка поршневых колец, закоксование отверстий в кольцевых канавках поршня, износ канавок поршневых колец по высоте, износ цилиндров, образование на них царапин. Изношенные поршневые кольца, поршни и гильзы цилиндров следует заменить.
Повышенный расход масла может быть также от засорения клапана или трубки вентиляции картера двигателя.
Во время работы двигателя (вследствие нагрева и распыливания) масло в картере интенсивно окисляется, в результате чего образуются твердые (кокс) и мягкие (смолы) продукта окисления. Смолы, отлагаясь на горячих деталях картера, клапанной коробки и в маслопроводах, ухудшают условия подачи масла к трущимся частям. Образовавшиеся кислоты вызывают коррозию трущихся поверхностей и особенно сильно воздействуют на антифрикционный сплав тонкостенных вкладышей.
В результате не полного сгорания пары топлива в виде конденсата попадают из цилиндра в картер, разжижают масло, ухудшают его смазочные свойства – вязкость и липкость.
При заправке двигателя маслом необходимо соблюдать требуемую чистоту заправочного шланга с наконечником, заправочной посуды и маслозаливной горловины, так как в картер могут попадать механические примеси, которые увеличивают абразивный износ трущихся деталей двигателя.
Причинами понижения давления масла могут быть: снижение уровня масла в поддоне двигателя, повышение его температуры, загрязнение маслосборника, фильтрующего элемента фильтра грубой очистки или трубопроводов (масляных каналов), течь масла в соединениях, недостаточная производительность масляного насоса, неплотное прилегание редукционного клапана или износ подшипников коленчатого вала. Для устранения причин пониженного давления масла прежде всегда надо убедиться в наличии необходимого количества масла в поддоне двигателя, исправности указателя давления масла и его датчика.
Исправность указателя давления масла проверяют заменой его контрольным прибором. Пониженная вязкость масла может быть вызвана попаданием топлива в цилиндры из-за неполного его сгорания. Повышенная температура масла (свыше 120° С) возможна из-за неисправной системы охлаждения. Уменьшение вязкости масла в поддоне может быть связано с разжижением его топливом. Эта неисправность устраняется подтяжкой соединений сливной топливной магистрали у дизеля или устранением причин, вызывающих перебои в работе свечей зажигания, повышение уровня топлива в карбюраторе.
При обнаружении течи масла следует ее устранить подтяжкой штуцеров, пробок и креплений приборов системы смазки.
Своевременное и качественной ТО системы смазки обеспечивает постоянную техническую готовность механизмов, агрегатов и двигателя в целом.
СИСТЕМА СМАЗКИ ЗИЛ-130
Масляные шестеренчатые насосы, устанавливаемые на двигателях, надежны в работе и не требуют, кроме насосов двигателей семейства ЗИЛ-130, обслуживания и регулирования в процессе эксплуатации. На двигателях ЗИЛ-130 установлены двухсекционные масляные насосы с нагнетающей и радиаторной секциями. Нагнетающая секция нагнетает масло в масляную магистраль, а радиаторная – в масляный радиатор. Редукционный клапан служит для поддержания определенного давления в системе смазки, а перепускной клапан предотвращает масляный радиатор от повреждения при пуске двигателя в холодное время года (при загустевании масла), а также в случае загрязнения радиатора.
Редукционный и перепускной клапаны отрегулированы на определенные давления (МПа) срабатывания соответственно по маркам двигателей: ЗИЛ-130 – 0,32 и 0,12.
Давление масла (МПа) на выходе из нагнетающей секции насоса на скоростном эксплуатационном режиме работы двигателя и при минимальной частоте вращения коленчатого вала должно быть у двигателя ЗИЛ-130 – 0,2 –0,4 и 0,05.
При падении давления масла в системе смазки двигателей на щитке приборов загорается сигнализатор аварийного давления масла. Загорание сигнализатора на средней и большей частоты вращения частотного коленчатого вала двигателя указывает на наличие неисправности. При этом двигатель необходимо остановить и устранить неисправность.
Редукционный клапан регулируется шайбами, установленными между колпачком клапана и пружиной.
При температуре воздуха более 15-20° С необходимо включить масляный радиатор. Его также следует включать независимо от температуры при езде в тяжелых дорожных условиях с большой нагрузкой и малыми скоростями движения.
Масляные фильтры служат для очистки масла от механических примесей (частиц металла, нагара и пыли) с целью увеличения продолжительности его работы, а также уменьшения износа деталей двигателя.
На двигателе ЗИЛ-130 установлен центробежный масляный фильтр (центрифуга) с реактивным приводом вращения корпуса. Масло, нагнетаемое насосом двигателя, через каналы поступает под вставку, от куда частично проходит через сетчатый фильтр к двум жиклерам и частично через отверстия во вставке для очистки в центрифугу. Масло, под давлением вытекая струями через жиклеры, придает вращательное движение корпусу центрифуги вокруг оси. При давлении масла до 0,3 МПа корпус вместе с содержащимся в нем маслом вращается с частотой 5000-6000 об/мин.
Работа центрифуги ежедневно проверяют на слух. Исправность центробежного фильтра определяется по характерному звуку высокого тона, который продолжается в течение 2-3 мин после остановки двигателя.
При смене масла в картере двигателя необходимо снять и очистить центрифугу от осадков.
Для очистки центрифуги необходимо соблюдать следующий порядок:
Отвернуть гайку кожуха и снять кожух;
Отвернуть пробку, вставить в отверстие трубку соответствующего диаметра или стержень для удержания корпуса от вращения;
Отвернуть гайку крышки свечным ключом, снять крышку корпуса вместе с гайкой, очистить крышку от грязи и промыть в керосине или бензине;
Снять вставку центрифуги, очистить ее от отложений и промыть в керосине или бензине;
Снять сетчатый фильтр, промыть его в керосине или бензине и продуть сжатым воздухом;
Очистить от грязи кожуха и промыть кожух.
Запрещается снимать корпус с оси центрифуги во избежание повреждения подшипников скольжения корпуса. Снятие корпуса с оси допускается в случае заедания центрифуги на оси. Для этого следует:
Отвернуть гайку на оси центрифуги, снять шайбу и корпус с оси;
Проверить состояние узла ось – втулка;
При снятии корпуса с оси следить, чтобы упорное кольцо шарикового подшипника не выпало в корпус фильтра;
Проверить состояние отверстий жиклеров. При необходимости прочистить отверстия таким образом, чтобы не нарушить калиброванное отверстие жиклера;
Произвести сборку центрифуги в обратной последовательности. При этом следить за правильной установкой сетчатого фильтра с таким расчетом, чтобы обеспечить его центрирование на буртике корпуса;
Перед установкой кожуха проверять легкость вращения центрифуги от руки;
Гайку крепления кожуха затягивать только от руки;
После сборки фильтра проверить вращение центрифуги на прогретом двигателе на слух, как указано выше.
Кроме очистки в центрифуге, масло очищается в грязесборниках, находящихся в шатунных шейках коленчатого вала. Грязесборники очищают при ремонте двигателя.
При каждой смене масла в картере двигателя необходимо заменить фильтрующий элемент масляного фильтра.
Страницы: 1, 2, 3