* Расходы
федерального правительства, правительств штатов и местных властей;
административные расходы исключаются.
Источник: Statistical Abstract of the United
States, 1989.
Эта программа
охватывает почти 90% всех работающих в гражданских отраслях экономики. Размеры
платежей и количество недель, в ходе которых выплачиваются пособия, значительно
отличаются друг от друга в разных штатах. В целом пособия составляют примерно
половину зарплаты — рабочего после уплаты налогов и выше. В 1987 г. они
составляли в среднем 140 дол. в неделю. Ясно, что количество получателей
пособий и общий уровень расходов очень отличаются друг от друга в зависимости
от экономического цикла. Следует вспомнить, что пособия по безработице являются
одним из важных встроенных стабилизаторов.
ПРОГРАММЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ
Многие нуждающиеся,
обстоятельства которых не соответствуют условиям программ по социальному
страхованию, получают помощь по другим программам. Начиная с 1972 г.
федеральное правительство перестало выдавать субсидии штатам для оказания
помощи престарелым, слепым и нетрудоспособным, и была создана новая
финансируемая федеральным правительством Дополнительная программа социального
обеспечения (ДСО). Цель этой программы — установить единый общенациональный
минимальный уровень дохода для этих трех категорий людей, которые не могут
работать. Более половины штатов предоставляют дополнительные средства
престарелым, слепым и нетрудоспособным.
Программа помощи
неполным семьям с детьми (ПНСД) финансируется штатами, но частично
субсидируется федеральным правительством. Цель этой программы — помочь семьям,
в которых дети не имеют финансовой поддержки одного из родителей, обычно отца,
вследствие его смерти, нетрудоспособности, развода или ухода из семьи.
Программа
продовольственных талонов направлена на то, чтобы обеспечить всех американцев,
имеющих низкие доходы, "достаточно питательными продуктами". По этой
программе соответствующие семьи ежемесячно получают талоны, подлежащие обмену
на пищевые продукты. Количество получаемых продовольственных талонов обратно
пропорционально доходу семьи.
Медикэйд
оказывает помощь в финансировании расходов на медицинское обслуживание тех лиц,
которые принимают участие в программах ДСО и ПНСД.
"СУЕТА
ВОКРУГ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ"
Нет сомнений в
том, что система поддержания уровня доходов, не говоря уже о муниципальной
помощи, субсидиях на жилье, законодательстве о минимальной заработной плате,
субсидиях фермерам, пособиях ветеранам, частных пожертвованиях через
благотворительные общества, пенсиях, дополнительных пособиях по безработице и
т. д., оказывает существенную помощь в уменьшении бедности. С другой стороны,
эта система вызвала в последние годы множество разнообразных критических
замечаний.
1.
Неэффективность управления. Оппоненты утверждают, что вынужденное увеличение числа
благотворительных программ создало неповоротливую, неэффективную бюрократическую
систему, зависящую от огромного управленческого аппарата. Управленческие
расходы составляют довольно большую долю всего бюджета многих программ.
Сумма,
необходимая для того, чтобы поднять каждого мужчину, женщину и ребенка в
Америке над чертой бедности, уже вычислена, и она составляет одну треть
фактических расходов на программы по борьбе с бедностью. Ясно, что значительная
часть пособий оседает в карманах высокооплачиваемых администраторов,
консультантов и сотрудников. Кроме того, часть пособий по тем программам,
которые рекламируются как программы борьбы с бедностью, получают лица с более
высокими доходами.
2.
Несправедливость. Благотворительные программы порождают существенную
несправедливость, потому что люди, в равной степени нуждающиеся, получают
неодинаковые пособия.