Второй этап – торговля, подкрепленная расширенным ассортиментом услуг.
На третьем этапе торговля, подкрепленная расширенным ассортиментом услуг, обрастает рациональной технологичностью процессов, создавая некую унифицированную систему.
Четвертый этап – это этап развития системного подхода в розничной торговле – мерчандайзинга, направленного на человека.
Среди предпосылок к зарождению мерчандайзинга как единой системы можно выделить такие факторы, как:[4]
– конкуренция между торговыми точками;
– внутривидовая конкуренция или конкуренция торговых марок;
– накопленный опыт технологии розничной торговли;
– активизация маркетинговых мероприятий, агрессивность маркетинга.
Розничная торговля товарами народного потребления является важнейшей сферой современной рыночной экономики, в которой занято, поданным статистики, 4% трудоспособного населения страны. Российские семьи тратят на розничную торговлю 40% своего бюджета.
После приватизации руководство большинства российских универсальных магазинов стало сдавать торговые площади в аренду различным владельцам. Естественно, что вместо понятных покупателю магазинов, где традиционно на первом этаже располагался продовольственный отдел, на втором – товары для женщин, на третьем – товары для мужчин и так далее
Размещение товарных групп определяется взаимным расположением арендаторов и никак не систематизировано. Например, по залу может быть произвольно «разбросано» несколько «бутиков» с однотипной обувью, несколько ювелирных лавок и т. д., при отсутствий, скажем, таких важных в повседневном обиходе вещей, как носки, брючные ремни, и т. д. Для того чтобы покупатель хоть как-то мог ориентироваться, при входе в торговый зал вывешиваются схемы расположения арендных торговых секций.
С целью продемонстрировать покупателю как можно большее количество товаров, движение по магазину и зонирование (по принципам мерчандайзинга) строится проектировщиками по сложной траектории, со своими островками, магистральными направлениями и так далее. При движении по кривой траектории происходит более яркое восприятие разных участков стены, где соответственно размещены разные ассортиментные группы. Особым воздействием обладают пути в виде окружности, вдоль которой как на арене можно эффектно демонстрировать товары для продажи.
Благодаря крупным централизованным службам снабжения и складирования сетевые супермаркеты предлагают своим покупателям товары «золотой середины» по качеству и стоимости. Несмотря на то, что здесь всегда широко представлены ходовые товары известнейших производителей, все сильнее развивается схема «собственных торговых марок» как неотъемлемый инструмент мерчандайзинга.
По уровню применения торговых услуг Запад опережает Россию на несколько шагов. К настоящему времени за рубежом основные преимущества глобальной организации и технологичности розничной торговли уже задействованы практически на 90% субъектах розничной торговли, и теперь активно совершенствуются такие элементы мерчандайзинга, как:
– ориентация на эмоциональное восприятие товаров целевыми группами покупателей;
– уход от безликости больших торговых пространств, оформленных в едином стиле, к выделению различных активных зон продажи (при сохранении единства общей концепции);
– динамичная презентация товаров благодаря использование современных мультимедийных средств.
Перспективы развития российской розничной торговли связаны, в первую очередь, с развитием и совершенствованием торговых услуг. Проводником в данном процессе будут выступать прогрессивные формы розничной торговли, такие как супермаркеты.
3. Роль и место малого бизнеса в развитии сферы услуг
Чем быстрее и эффективнее развивается общество, чем глубже разделение труда и чем сложнее процессы специализации общественного производства, тем очевиднее становится воздействие на рост производительных сил тех функций, которые считались в своё время не связанными непосредственно с производством как таковым.
История развития общества свидетельствует, что по мере его экономического роста меняется структура сфер приложения труда, их роль и место в сфере общественного производства. Зафиксировано три глобальных социальных процесса изменения в сфере занятости общественного производства, в его общей структуре. В результате промышленной революции и технического прогресса доля занятых в сфере промышленного производства возросла до 70–75%, а удельный вес работающих в сельском хозяйстве в масштабах общества сократился до 10%. И только менее ста лет потребовалось обществу, чтобы занятость в сфере услуг стала основной сферой приложения труда.
Мировые тенденции социально-экономического развития занятости населения и распределения его по сферам приложения труда показывают постоянное усиление ориентации общества на все большее развертывание масштабов производства материальных и нематериальных услуг, направленных на удовлетворение усложняющихся потребностей человека. На повышение сферы его жизнеобитания и жизнедеятельности.
Для современной системы хозяйствования в многоукладном общественном производстве характерно превращение нематериальных ресурсов, таких как интеллектуальный и образовательный потенциал общества (образование, культура, квалификация, информация, предпринимательское искусство и др.), а также результатов деятельности других отраслей сферы услуг в решающий фактор развития общества с развитой рыночной экономикой. И это не только потому, что отрасли сферы услуг являются приоритетной базой развития и могут динамичнее трансформироваться в рыночную экономику, но и в связи с тем, что роль и значимость сферы услуг в жизнедеятельности человека и в развитии производства неизмеримо возрастает и превращается в ведущую сферу занятости.
Необходимость социального развития общества все более принимает характер объективной закономерности вне зависимости от политического и экономического его устройства, что усиливает государственное воздействие на последовательное расширение данной сферы приложения труда путём различных методов стимулирования деятельности по оказанию услуг, имеющих не только социальную направленность и значимость непосредственно для общества в целом, а также для развития и непосредственно производства.
Все это вместе взятое привело к тому, что в развитых станах сформировалась особая совокупность всех видов деятельности по оказанию услуг в виде сферы сервиса. В сферу сервиса включаются разнообразные виды деятельности, которые в целом определяют качество жизни и уровень духовных ценностей общества.
К сожалению, решающим фактором расширения сферы услуг в России на современном этапе является не рост производительности труда, обеспечивающий высокую степень его разделения, а спад производства и, как следствие, деформацию структуры народного хозяйства. Однако, несмотря на кризисный характер нашей экономики, на современном этапе уже в доперестроечный период, когда сфера услуг была ориентирована в основном на обслуживание производства и общества в целом, и её развитие формировалось (особенно отраслей, оказывающих услуги личного характера) по остаточному принципу, уже тогда прослеживалась чёткая тенденция к её ежегодному росту. Вместе с тем, переход России к рыночной экономике повлек за собой ряд существенных перемен и в социально-экономической структуре общества.
Сервисизация рассматривается как всеобщий прогрессивный социально-экономический процесс реструктуризации в сфере занятости общественного производства за счёт возрастающих темпов развития и совершенствования её инфраструктуры, обеспечивающей как обслуживание всех видов жизнедеятельности конкретного человека (услуги индивидуальной направленности), включая и услуги, которые предоставляются обществу в целом (образование, культура, искусство, наука, здравоохранение и др.), так и обслуживание всех отраслей национальной экономики, включая материальное производство.
Таким образом, основная функция сервиса как такового – доведение до потребителя материальных и нематериальных благ в соответствии с индивидуальными вкусами и запросами путем:[5]
– удовлетворения соответствующих потребностей;
– обслуживания процесса их потребления;
–создания условий для быта, отдыха и досуга;
– способствования увеличению свободного времени и рациональному его использованию.
Следует также отметить, что наряду с развитием традиционных источников финансирования сферы услуг таких как кредитно-финансовая и банковская деятельность, используются такие нетрадиционные источники внешнего финансирования:
– финансирование без кредитования (лизинг),
– факторинг (превращающего долги в наличность),
– франчайзинг (кредитование и привилегии по контракту),
– коммерческий трансферт (взаимное приобретение партнёрами друг у друга капиталов в национальной валюте в условленных размерах и по договорной цене) и так далее.
Большое развитие получили страхование, в том числе и предпринимательских рисков, а также аудиторская деятельность и другое.
С известной мерой условности можно определить четыре основные укрупнённые направления сервисной деятельности и дать следующую классификацию:
– технико-технологический сервис, включая транспортное обслуживание,
– информационно-коммуникационный сервис,
– торгово-бытовой и жилищно-коммунальный сервис,
– социальный сервис (здравоохранение, образование, наука, культура).
Естественно, никакая классификация услуг не обеспечит развитие сферы сервиса, если не будет разработан механизм и определена чёткая политика государства в формировании и регулировании этого сложного и важнейшего сектора экономики.
На каждом этапе своего развития общество располагает количественно и качественно определенными материальными и трудовыми ресурсами, а также имеет объективно складывающиеся общественные потребности, размер и содержание которых регулируется комплексом социально-экономических, политических условий развития общества, и в первую очередь, общественной производительностью труда. Структура и пропорции общественного производства, в том числе и пропорции распределения материальных и трудовых ресурсов, формируются под влиянием тех или иных факторов и призваны обеспечивать высокий социальный и экономический эффект. Познание основных тенденций и закономерностей количественных и качественных изменений уровня занятости населения в отраслях сферы услуг и факторов, их определяющих, дают возможность по новому оценить социально-экономическую значимость проблемы использования трудовых ресурсов в этой сфере национального хозяйства, ибо её следует рассматривать не только как область приложения общественного труда, но и как систему отраслей, способствующую рациональному использованию свободного времени населения, росту производительности общественного труда.
В условиях формирования Российской рыночной экономики развиваются и углубляются структурные и функциональные взаимозависимости не только в материальной, производственной, но и в сфере услуг. Особое место в этой структуре перестройки рыночной экономики отводится усиливающемуся процессу сервисизации общественного производства и всех видов жизнедеятельности человека и общества в целом.
Сервисизация – всеобщий социально-экономический процесс осуществляемый за счёт развития сферы услуг, обеспечивающей обслуживание не только всех видов жизнедеятельности человека и общества в целом, но и оказание услуг всем отраслям общественного производства. При этом под услугой понимается процесс, деятельность, осуществляемая исполнителем по заказу конкретного потребителя в широком смысле слова. Услуга не составляет материального результата, то есть услуга имеет такие черты как неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качества и несохраняемость для последующей реализации. Производство, обмен и потребление услуги проходит как одновременный процесс.
Всевозрастающее воздействие отраслевой сферы услуг на производственные и хозяйственные процессы, на общество в целом и жизнедеятельность человека, названное за рубежом севисизацией, связано с серьезными изменениями в системе потребностей и ценностей рыночной экономики.
Важнейшими показателями сервисизации общества являются:
– увеличение удельного веса занятых в инфраструктуре по обслуживанию материального производства и сферы услуг. Каждая отрасль общественного производства имеет свою инфраструктуру со своей сферой услуг;
– рост доли отраслей сферы услуг, занятых в отраслях сферы обслуживания населения в расчёте на 10 тыс. населения в целом по России и отдельным её регионам;
– затраты средств (в млн. руб.) в год на развитие инфраструктуры в расчёте на 10 тыс. занятых по отраслям и видам деятельности общественного производства;
– увеличение доли сферы услуг (обслуживающей все отрасли народного хозяйства, общества в целом и жизнедеятельности человека) в валовом национальном продукте и в общей численности занятого населения в национальной экономике и др.
Анализируя эти показатели в динамике можно проследить основные тенденции и дать оценку уровню сервисизации общества в целом, по основным отраслям деятельности сферы услуг, регионам.
Заключение
Жизнедеятельность современного человека основана на потреблении товаров и услуг. Их создание, производство и распределение и потребление обеспечивают удовлетворение потребностей людей и динамичное развитие экономики страны.
В экономике государства сфера услуг и сфера товарного производства являются органичными взаимодополняющими отраслями.
Сфера услуг представляет собой одну из важнейших областей общественной жизни и оказывает заметное влияние на все стороны нашей деятельности. В связи с этим сервисная деятельность играет определенную роль в материальном жизнеобеспечении людей, здесь осуществляются самые различные виды их духовной деятельности.
Сфера услуг – это, с одной стороны ассортимент сервисных услуг, оказываемых населению, с другой – совокупность организаций и индивидуальных исполнителей, которые в рамках сервисной деятельности оказывают материальные и социально-культурные услуги потребителям.
Цель сервисной деятельности – удовлетворение общественных и индивидуальных потребностей людей, а результат сервисной деятельности – повышение качества жизни городского и сельского населения.
Инновация (нововведение, новшество) есть результат деятельности по обновлению, преобразованию предыдущей деятельности, приводящей к замене одних элементов другими. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, и выбор их зависит от конкретных целей исследования или анализа.
Результатом инновационной деятельности является продукт, технология, научное знание, которые являются новыми для индивида, организации или рынка и эффективно удовлетворяют имеющуюся или новую потребность.
Инновационный процесс — это процесс возникновения, разработки и диффузии нововведений, т. е. последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта или услуги и распространяется при практическом использовании.
Сущность франчайзинга может быть определена как форма договорных отношений, при которой товаропроизводитель или единоличный распространитель продукта или услуги, защищенных торговой маркой (обычно это крупная фирма, называется «франчайзер»), предоставляет своим малым партнерам («франчайзи») эксклюзивные права по кооперации в области производства и сбыта этих товаров и услуг. Франчайзи выплачивают франчайзеру платежи (роялти) и обязуются соблюдать технологию производства и обслуживающих операций.
Внедрение технологии мерчандайзинга как торговой услуги покупателю, которую на Западе применяют все магазины, а в России незначительное число, позволяет увеличить среднюю сумму покупки, сократить время выбора товара, а также увеличить площадь выкладки. По самым скромным подсчетам, сумма средней покупки возрастает в 2–4 раза.
Возникновение малого бизнеса обусловлено развитием спроса на продукцию и возможностью его удовлетворения с помощью ресурсов, которыми располагает то или иное предприятие. Взаимосвязь спроса и ресурсов является объективным условием функционирования предприятия и может рассматриваться в качестве исходной предпосылки для создания системы эффективного управления производственно-рыночной деятельностью. Ее реализация осуществляется в рамках ресурсной концепции малого бизнеса, ориентированной на эффективное использование ресурсного потенциала предприятия в сложившихся условиях рыночной конъюнктуры.
Новые экономические цели требуют эффективного управления, предполагающего принятие стратегических решений, реализация которых позволяет осуществить значительный качественный прорыв в сфере развития малого бизнеса. Это предопределяет необходимость неуклонного совершенствования маркетинга и менеджмента, инноваций, ориентированных на покупателей, предложения дополнительных потребительских услуг, улучшения потребительских функций продукции предприятий малого бизнеса. Качество, дизайн, разумные потребительские функции изделий все больше становятся решающим фактором продаж, что также выдвигает новые задачи перед управлением малым бизнесом и обуславливает неуклонное повышение его эффективности.
Реальное решение указанных и других подобного рода проблем возможно на основе конкретизации условий функционирования предприятий тех или иных областей национального хозяйства. Большинство объектов сферы услуг находится в региональной или муниципальной собственности, и действуют в условиях четко выраженной локальности рынка услуг.
Список используемой литературы
Нормативно-правовые документы
1) Конституция Российской Федерации: Официальный текст. ─ М.: Рольф, 2002.
2) Бюджетный кодекс РФ. Официальный текст. 2-е изд., доп. М.: Норма, 2000.
3) Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 22 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (совместное предприятие изменениями от 23 июля 1998г).
4) Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.95, №39-ФЗ.
Учебная и учебно-методическая литература
5) Балалова, Е.И. Сервисная деятельность, учет, экономический анализ и контроль: Учебное пособие / Е.И. Балабанова, О.В. Каурова. – М.: Издательсьво «Дело и сервис», 2006. – 288 с.
6) Карнаухова, В.К. Сервисная деятельность: учебное пособие / В.К. Карнаухова, Т.А. Краковская. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – С. 116.
7) Кулибанова, В.В. Маркетинг сервисных услуг / В.В. Кулибанова. – СПб.: Вектор, 2006. – 192 с.
8) Лапуста, М.Г. Малое предпринимательство: учебное пособие; 2-е изд. / М.Г. Лапуста, Ю.А. Старостин. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 68.
9) Пихлер, Й.Х. Малые и средние предприятия. Управление и организация / под ред. Й.Х. Пихлера, Х.Й. Пляйтнера, К.-Х. Шмидта. Пер. с нем. И.С. Алексеевой, Г.И. Токаревой. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 77.
10) Романович, Ж.А. Сервисная деятельность: Учебник; 3-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. проф. Ж.А. Романовича. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – С. 11.
[1] Романович, Ж.А. Сервисная деятельность: Учебник; 3-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. проф. Ж.А. Романовича. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – С. 11.
[2] Лапуста, М.Г. Малое предпринимательство: учебное пособие; 2-е изд. / М.Г. Лапуста, Ю.А. Старостин. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 68.
[3] Карнаухова, В.К. Сервисная деятельность: учебное пособие / В.К. Карнаухова, Т.А. Краковская. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – С. 116.
[4] Кулибанова, В.В. Маркетинг сервисных услуг / В.В. Кулибанова. – СПб.: Вектор, 2006. – С. 89.
[5] Пихлер, Й.Х. Малые и средние предприятия. Управление и организация / под ред. Й.Х. Пихлера, Х.Й. Пляйтнера, К.-Х. Шмидта. Пер. с нем. И.С. Алексеевой, Г.И. Токаревой. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 77.
Страницы: 1, 2, 3