Оглавление
Введение
Глава I. История казачества: от прошлого до настоящего.
I.1. Ранняя история казачества
I.2. Политико-административное самоуправление казаков
Глава II. Казаки на защите Отечества.
II.1. Военное искусство казаков
II.2. Казаки в военных операциях (XVIII – XIX вв.)
II.3. Казаки в I Мировой, Гражданской и Великой Отечественной войнах
Заключение
Литература
С 1990 года казачий вопрос, несмотря на все пережитое, снова в центре общественного внимания, и стал, пожалуй, одним из стержневых вопросов воскрешения и восстановления России. Однако вопрос о происхождении казачества является довольно сложным, и все же мог быть давным-давно разрешен, но беда в том, что его тесно связали с политикой. Уже какой год ведется сомнительная по содержанию и провокационная по направлению дискуссия – кто они, казаки: отдельный народ или нация, национальность или военное сословие, субэтнос или культурно-исторический этнос или еще что-то?
Очевидно одно: казачество – особое военное сословие в царской России и имеет оно вековую историю. Никто точно не знает, откуда пошло само слово «казак». Большинство ученых считают, что оно тюркского происхождения и означает «вольный человек». Другие полагают, что оно берет начало в монгольском языке, где слово «ко» означает «броня», «латы», а слово «зах» - «мета», «граница», то есть, «козах» - « защитник границы». Есть и другие версии происхождения этого слова.
Казачество не только обороняло границы, но и способствовало расширению территории Московского, а затем и Российского государства. Как же это удавалось казачеству? Какие обстоятельства на протяжении столетий формировали особое военное искусство казаков? Какова роль казачьего вольного сословия в военных успехах России, в обороне ее границ и расширении ее территорий? Какова роль казачества в современной России? Будут ли продолжены военные традиции казачества? Эти и другие вопросы определили актуальность исследования.
Объектом исследования является история становления казачества как привилегированного сословия. Предмет исследования: роль казачества в военной истории Руси и России
При выполнении дипломной работы были использованы сравнительно-исторический, структурно-функциональный и диалектический методы исследования.
Цель исследования – исследовать роль казачества в военной истории России и влияние исторических, культурных, природных факторов на становление и развитие военного дела у казаков.
Задачи исследования:
· Исследовать процесс становления казачества как военного сословия;
· Рассмотреть основные элементы военной организации казачества;
· Проанализировать основные события, связанные с военными операциями, в которых принимало участие казачество.
По данному вопросу были рассмотрены и использованы научные труды и монографии таких историков как Е.П.Савельев - «Древняя история казачества», монография П. Бибика «Терское казачество», Ю. Трофимова «Терские казаки: история, традиции, нравы», В.П. Чернышева «Казачество и его традиции», С.Н. Карагодин «Военное дело у казаков», Матвеев О.В. «Очерки традиционной культуры казачества», В.О. Ключевский «История сословий в России», Л.Н. Гумилев «Русь и Орда», В.Ф. Машоктов «История казачества России», В.А. Потто «История казачества», И.Л.Омельченко «Терское казачество», А.А.Гордеев «История казаков», С.А. Козлова «Кавказ в судьбах казачества» и многие другие.
Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения.
Работа может быть использована для проведения уроков и лекционной работы в школе, проведения классных часов и других внеклассных мероприятий.
I.1. Ранняя история казачества.
Большая часть восточного Предкавказья - степи и полупустыни. В давние времена огромная территория Северного Кавказа была покрыта водами Каспия. Человек осваивал Терско-Кумское междуречье. Древность происхождения казаков сложна и спорна. Судя по русским летописям, некоторые историки считают, что первое упоминание о казаках относится к 1444 г. «... казаки рязанскиа такоже на ртах с сулицами и с рогатинами и с саблями...» [25, c.61- 62]. Но это говорит о том, что народ существовал, а на уже обжитых территориях, по различным причинам оседал, так называемый «наброд». Исследователи считают, что древняя культура не могла сформироваться на пустом месте.
Известный кавказовед ХIХ в. Александр Петрович Берже, изучая древнюю историю племен и народов Кавказа, писал: « Немного найдется стран, которые на сравнительно небольшом пространстве заключали бы в себе столько древностей, сколько Кавказ!» В начале н. э степи и лесостепи представляли собой своеобразный коридор для миграции племен и народов. Они не только кочевали, но и оседали. Условно их можно объединить в группы. Например, славяноязычная, и это племена праславян: антов, склавинов, венетов, дулебов, росов-дромитов, др. Древнеримский историк Тацит сообщал о том, что воинственные племена дулебов с Волыни совершали походы до реки Албана (р. Самур a юге Дагестана). Жители Боспорского царства были представителями скифов, меотов, танаисов. «Степные пространства Северного Причерноморья всегда были удобны для развития скотоводства. Поэтому в Восточную Европу переселялись азиатские кочевники. Разумеется, эти миграции вызвали столкновения с местными славянами, хозяйство которых было связано с лесными массивами и речными долинами...» [9, С. 493-494]. Танаисы появились на юго-востоке Предкавказья в конце 1 -го тыс. до н.э. в пределах Азовского (Меотского) моря. Название они получили от р. Тана (Дон). Был и г. Тана, разрушенный в IVв. гуннами. Руфин Фест Авиен в IV в н.э. в путевых заметках отмечал: «Здесь, вблизи Каспийских вод скитается воинственный скиф, здесь же живут свирепые албанцы». Много народов обитало и в Предкавказье и на Северном Кавказе... В эпоху раннего железа появились ираноязычные племена алан и асов, жили они своим царством, Аланским. По - соседству кочевали тюркоязычные савроматы и их потомки сарматы [17, С. 35-92]. Позже обитали хазары, половцы… Л.Н.Гумилев пишет: « Русский летописец правильно сопоставляет хазар со скифами, под которыми... Георгий Амартол подразумевал древнее, досарматское население южной части восточной Европы...»[9, С.127]. В Х в. н.э. на древних территориях Северного Кавказа, в районе нынешней Кабарды, проживали племена кос-сака, о чем писал византийский император Константин Багрянородный VII- й. Они воевали с татарами, исповедовали христианство и говорили славянским наречием. Некоторые исследователи предполагают, что севернее Зихии была страна Папагия, где тоже говорили славянским наречием, но в средневековье грузинские хроники жителей этих мест уже называли черкесами. К Багрянородный писал: «Под Зихией находится Папагия, за Папагией - Казахия, за Казахией - Кавказские горы, а по ту сторону Кавказа - страна аланов...» В низовьях Дона, в Чигии, проживали славяноязычные чиги, воинственные и хозяйственные. У казаков до наших дней живут пословицы: «Чига остропузая - зеленые кишки», или - « Чига лыко драла, чига лапти плела». Но по мнению Л.Н. Гумилёва: «чики - этнос отнюдь не славянский, позднее слившийся с хопёрскими казаками, а между Донцом и славянским Днепром жипи савиры, ...выделявшие себя из числа русских...» [9,С. 138].
Русы Артану называли Казарским царством бродников. Город находился близ устьев Дона, на месте нынешнего Азова или близ него. До XIV в. итальянцы продолжали называть его Таной, как и древние. Об этом свидетельствует найденная в 1889 г. надмогильная плита венецианского консула Иоакова Карнаро [29, С. 142-143]. Там был православный храм во имя Иоанна Предтечи, покровителя города. В храме - знаменитый образ святого, датированный 637 г. с греческой надписью на иконе. Ежегодно 11 сентября казаки отмечают праздник Усекновения Главы Иоанна Предтечи.
Белокаменную крепость в конце X века называли Белая Вежа, то есть Белая постройка, или Белая Башня. Жители охраняли водный и торговый пути, сопровождали купеческие караваны. Но, судя по версии Л.Н. Гумилёва «потомки древних хазар (славян) в долине Дона приняли наименование «бродники». Потомки бродников впоследствии сменили этноним, они стали называться казаками. Тесные связи с Черниговским княжеством, русский язык, ставший обиходным, и православие, принятое ещё в конце IХ в. позволили им войти в русский этнос в качестве одного из его субэтносов» [9,с. 226.] Кто же эти бродники? Древние арабы называли их «сакалибами», белым народом славянской крови. Средневековые географы сакалибами называли пленников немусульман, в числе которых вполне могли быть и славяне-бродники. Древнегреческий ученый Никита Акоминат в своем «Слове...» писал: «И те бродники, презирающие смерть, ветвь русских». Обратим внимание на фразу «...ветвь русских». Одно из летописных сказаний повествует о союзе князя Мстислава с бродниками в 1020 - 1023гг., во время завоевания земель брата Ярослава. Личность Мстислава, сына князя Владимира «Красное Солнышко», тесно увязывается с бродниками Предкавказья. В древней истории известна бродницкая крепость Темрюк, завоеванная в 1064 – 1065 гг. русским князем Ростиславом. В ХП в. Владимир Мономах завещал сыновьям воссоединиться с многочисленным народом бродников. Одно из последних упоминаний о них относится к 1223 г. «На Дону монголы обрели союзников. Это был этнос бродников, потомков православных хазар и предков казаков. Бродники населяли пойму Дона и прибрежные террасы, оставив половцам водораздельные степи. Оба эти этноса враждовали между собой, и потому бродники поддерживали монголов. При татаро-монголах бродники носили традиционную одежду: мужчины - черные папахи из овечьего меха (черные клобуки), архалуки, а женщины оторачивали подолы своих юбок мехом белки, выдры или горностая и украшали волосы. Западно - славянскиее летописи отмечают: «Татары заставили платить дань особенно страны, которые с востока граничат с нашим (т.е. венгерским) царством: Русь, Куманию, Бродников, Булгарию...» В летописях XIV в. бродников называют черкасами - (вспомним древний город Черкасию), позже – казаками островными. «Бродники говорили на русском языке и исповедовали православную веру, но современные им летописцы никогда не смешивали бродников и русских». (10, с. 144.)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12