Африке, Азии и других континентах. И, наконец, четвертый подрод, в него ученые выделяют азиатских полуослов: куланов, онагров, киангов.
И вот что интересно. Разветвление (дивергенция) рода лошади обеспечило каждому подроду дальнейшее развитие «в чистоте». То есть хотя скрещивание особей различных подродов и возможно, но от таких «браков» рождаются животные не способные давать потомство. Так, от спаривания лошади, а точнее кобылы с ослом, получается мул и, наоборот, если ослицу оплодотворяет жеребец то – лошак. От скрещивания лошадей с зебрами рождаются – зеброиды и т.д. При этом помеси развиваются нормально, они жизнеспособны, но размножаться уже не могут. На этом природа ставит точку и строго охраняет границы между подродами, и не допускает закрепления каких либо промежуточных форм.
Ученым удалось понять причину этого свойства гибридов. Оказалось, что животные разных подродов имеют в ядрах клеток разное количество хромосом, и у гибридов не набирается необходимого количества таковых для образования полноценной половой клетки – гаметы.
В процессе эволюции лошадь приобрела такие ценные качества, как силу, быстроту передвижения, выносливость. Эти качества и привлекли к ней древнего человека, который решил её приручить.
К тому времени он уже успел одомашнить собаку, овцу, козу. В конце неолита – нового каменного века, то есть в четвертом – третьем тысячелетии до нашей эры, человек начал одомашнивать лошадь. В первую очередь это происходило там, где уже возникли и развивались очаги животноводства – на обширных плодородных равнинах.
Многие исследователи, изучая археологические находки и памятники древнейших культур, пришли к выводу, что еще в период неолита на территории Европы и Азии существовали огромные табуны диких лошадей, и что тогда там существовало несколько довольно крупных древнейших культур с развитым коневодством. Возникнув во многих местах, оно начало быстро развиваться. Люди использовали лошадь как продуктивное животное и средство быстрого передвижения.
У народов Средней Азии этот вид животноводства достиг высокого развития. Особенно славились лошади Хорезма, даванские аргамаки, нисейские, древнеперсидские и другие. Оттуда одомашненные лошади попали в Сирию и Малую Азию.
Как считают исследователи, в Месопотамии начали приручать лошадей в начале второго тысячелетия до нашей эры. Позднее одомашненные лошади появились в Древнем Египте, в первом тысячелетии – в Палестине и намного позже – Аравии.
Памятники древней Ассирийской культуры, относящиеся к 668 году до нашей эры, хранят изображения ловли диких лошадей.
На территории нынешней Украины существовала древнейшая, так называемая трипольская, культура. Там, в родовых общинах, где еще господствовал матриархат, лошади были приучены за две с половиной тысячи лет до нашей эры.
По археологическим находкам ученные установили, что на обширной территории к северу от Кавказа, лошадь была одомашнена в третьем тысячелетии до нашей эры. Кроме того, на огромной территории от Азовского до Баренцева моря уже за полторы тысячи лет до нашей эры было развито животноводство, в том числе и коневодство. А центр одомашнивания лошади находился в донских степях.
Много останков домашних лошадей было найдено на Урале, в Киргизии, предгорьях Алтая, в могильниках, относящихся ко второму тысячелетию до нашей эры.
На реке Улаган, что на Алтае, в слое вечной мерзлоты обнаружены застывшие трупы лошадей в сбруе с многочисленными предметами снаряжения. Они настолько хорошо сохранились, что ученые смогли рассмотреть, как за ними ухаживали их хозяева.
Еще в пятом веке до нашей эры древние историки, и в частности Геродот, сообщали высоком уровне развития коневодства у скифов. Об этом свидетельствует и многочисленные скифские памятники. Недаром же отец Александра Македонского – Филипп приказал привести с Дона 20 тысяч кобылиц для улучшения местных лошадей.
У скифов была замечательная конница - их воины на резвых лошадях, словно вихрь, налетали на противника.
Как гласят летописи, в 513 году до нашей эры скифские всадники разгромили войско древнеперсидского царя, вторгшегося на их земли, а спустя 183 года та же участь постигла и фракийского наместника Александра Македонского.
Забегая вперед, отметим, что некоторые исследователи утверждали, что почти все породы домашних лошадей, разводимые у народов, населявших в прошлом территорию нашей страны, ведут начало от монгольских лошадей. Они мотивировали это тем, что в период монголо-татарского нашествия чуть или не все конское поголовье завоеванных территорий состояло из монгольских лошадей. Но эта точка зрения не выдерживает критики, потому что многочисленные археологические находки доказывают: что ко времени нашествия орды на территорию нашей страны, в частности, на юго-востоке Европы, на севере Средней Азии и на юге Сибири, коневодство уже достигло высокого расцвета. Поэтому не монгольская лошадь повлияла на местных лошадей, а скорее на оборот.
Интересна история коневодства в Америке. Несмотря на то, что многие из находок ископаемых предков лошади найдены именно в Северной и Южной Америке, дикая форма лошадей там не сохранилась. Произошло это потому, что в период сплошного оледенения Северной Америки они, вероятно, все погибли. И только несколько тысяч лет спустя, после открытия Америки Колумбом, европейские колонисты завезли туда домашних лошадей. Впервые это произошло в 1493 году. С этого времени начался массовый ввоз в Америку лошадей различных пород: арабской, английской верховой чистокровной, першеронской, хакнэ и многих других. Впоследствии, на основе завезенных лошадей, там были созданы свои конские породы, такие как американский рысак, иноходец, верховые квортерхорс, аппалуза и другие.
И коль речь зашла об Америке, то есть об американских лошадях, то, пожалуй, стоит вспомнить о мустангах. Практически все люди читали или слышали о них в детстве. И, естественно, задавались вопросом, какие они, эти лошади, и откуда взялись? У ученных существуют различные точки зрения на происхождение мустангов, но большинство из них считает, что в ранний период колонизации американского континента, там оказалось немало завезенных лошадей, которые уходили в прерии по многим причинам: В то время шла беспрерывная война с коренными народами, населявшими территории, попавшие под колонизацию, поэтому многих хозяев лошадей убивали, или они умирали от болезней, была еще масса других причин, почему лошади дичали. Эти лошади дичали на протяжении столетий, размножались на воле и осваивали земли, до которых даже человек еще не добрался. Так и появились в прериях табуны диких лошадей, прозванные мустангами. Вплоть до девятнадцатого века поголовье мустангов было многочисленным. Но потом постепенно их истребили или одомашнили.
Проникновение лошадей на Австралийский континент чем-то напоминает появление лошадей в Америке. В Австралии также не было диких лошадей, и только в семнадцатом веке колонизаторы завезли туда одомашненных представителей самых разнообразных пород. Затем долгое время там шло их стихийное, беспорядочное скрещивание. Так же как в свое время на американском континенте, в Австралии появились многочисленные табуны одичавших лошадей, наподобие американских мустангов. Но здесь их прозвали «браби». Впоследствии браби постигла та же участь что и американских мустангов.
Как полагают ученые, на африканском континенте тоже не было собственных диких форм лошадей. Были зебры, но не лошади. Туда попали, уже одомашненные лошади . В последствии в Африке были созданы такие породы как донгольская, варварийская и позднее на основе пород легкого типа – базуто.
Человек, одомашнив еще в середине неолита лошадь, начал целенаправленно развивать у этого животного те качества, которые считал хозяйственно полезными. В результате длительной работы древних селекционеров еще до наступления новой эры лошади разных местностей, краев, континентов заметно отличались друг от друга. К тому времени накопилось множество секретов выращивания и обучения этих животных.
Лошади уже тогда имели четкую специализацию: верховые, тягловые, для боевых колесниц и так далее.
Одним словом, приняв эстафету от природы, человек добросовестно потрудился над дальнейшей эволюцией лошади. (Моисеенко, Служит людям добрый конь, 1988 г.)
Значение лошади в Казахстане.
На территории Современного Казахстана лошадь появилась 6 тысяч лет назад, вместе с первыми кочевыми племенами, зародившимися на этой земле, то есть с первыми культурными цивилизациями, занимавшимися коневодством, в середине неолита - это была андроновская культура.
У андроновцев были лошади очень крупных размеров, заметно превосходившие все последующие более поздние породы.
Все последующие племена, населявшие территорию Казахстана – саки, канглы, кангюи, гунны, хунны и многие другие были неразрывно связаны с коневодством, так как само их существование на землях огромных масштабов без лошадей было бы просто невозможно. Вся их жизнь полностью зависела от наличия или отсутствия у них лошадей. Перемещение людей на тысячи километров, захватнические войны попросту неосуществимы без хорошей конной армии. Само название «кочевые племена» подразумевает мобильность, быстроту, молниеносную откочевку при нападении и т.д.
Лошадь в Казахстане можно назвать – национальным животным, так как она играла огромную роль в судьбе казахского народа. Конь был для казахов в буквальном смысле слова другом и товарищем, потому что они можно сказать, никогда не расставались.
Лошадь была не только единственным средством передвижения и источником полноценного питания человека, лошадь была и есть символ казахской жизни, не только кочевой жизни, но и жизни вообще, так как для оседлого человека символом жизни является дом, для казахов домом являлась лошадь, потому что единственным надежным существом которое может помочь в трудной кочевой жизни была она. Только во владениях у казахов были огромные территории, кочевые пространства по которым им было необходимо ежесезонно кочевать с летнего пастбища на осеннее и т.д.
Можно без преувеличения сказать, что только благодаря лошади казахи выжили как нация. Без этого четвероногого друга они давно бы вымерли или ассимилировались в народах пытавшихся завоевать казахские племена. Лошадь помогла казахам сохранить свою национальную и культурную идентичность и самобытность. (Казахская лошадь, А. И. Имангалиев, 1976)
Нет ей равного на Земле животного.
«Лошадь гораздо щедрее, чем человек, одарена инстинктами и физиологическими чувствами. Слышит лошадь лучше кошки, обоняет тоньше собаки, она чувствительнее к ходу времени к перемене погоды…. Нет ей равного на земле животного», – так отзывался о лошади замечательный русский писатель А. Куприн.
Страницы: 1, 2, 3