Рефераты. Роль государства при переходе к рыночной экономике

     Следующий блок факторов связан с созданием условий для благоприятного инвестиционного климата в Японии и новых индустриальных странах. К этим условиям относятся: льготное налогообложение, свободный ввоз и вывоз капитала, накопление золотовалютных запасов, льготное кредитование и субсидирование, создание специальных экономических зон торговли и промышленного производства, льготное таможенное обложение, развитие производственной и социальной инфраструктуры, финансовая стабилизация и укрепление местных валют, государственная поддержка экспортно ориентированных отраслей. Все это сделало возможным привлечение крупных заемных средств и льготной иностранной помощи для структурной модернизации экономики и проведения ее широкомасштабной индустриализации.

Все экономические модели были основаны на пос­ледовательном проведении государством политики по­этапного перехода от аграрной структуры экономики к высокотехнологичному промышленному производству. Начальные этапы реформирования экономик основы­вались на структурных преобразованиях в области аг­рарного сектора, которые привели к созданию слоя фермерс­ких хозяйств/слоя сельскохозяйствен­ных арендаторов (Китае). Высвободившаяся в результате рефор­мирования аграрного сектора рабочая сила направля­лась на основные отрасли промышленности начального периода: легкая, текстильная, пищевая и др. Развитие высокорентабельных отраслей на первых этапах проведения реформ позволило создать необходимый фунда­мент для освоения высокотехнологичных, наукоем­ких производств. Постепенно нарастал крен в сторону перехода от преобладания трудоемких отраслей про­мышленности к высокотехнологичным и наукоемким. Развитие промышленности отвечало поэтапным зада­чам реформирования экономики: переходу от первоначально выбранной модели импортозамещения продукции, после ее исчерпания к стратегии экс­портной ориентации промышленного производства.

Заметную роль играло государство в эффективном распределении ресурсов, главной целью которого было достижение гибкости рынка рабочей силы и повышение конкурентоспособности экономики. Жесткая ори­ентация на экспорт предполагала жесткую конкурен­цию, не допускала превышения внутренних цен на промышленные ресурсы уровня цен на мировых рын­ках. Правительства НИС активно вмешивались в эко­номику с целью протекционизма отечественной про­мышленности. Импорт контролировался в целях защи­ты стратегически важных секторов экономики с выде­лением компенсационных дотаций экспортным отрас­лям промышленности, обеспечивалось льготное креди­тование предприятий-экспортеров.

Учитывая низкую эластичность спроса на сырье на ми­ровых рынках, страны-экспортеры природного сырья решают задачу изыскания дополнительных экспортных ресурсов, за счет которых можно избежать ослабления собственных позиций в международной торговле и обес­печить эффективное участие в международном разде­лении труда.

         Внедрение в производство достижений научно-тех­нического прогресса в развитых странах мира, широ­кое освоение ими новых высокотехнологичных отрас­лей параллельно с внедрением новых технологий в тра­диционные отрасли приводит к резкому и качествен­ному по своему характеру подъему производительнос­ти труда. Но все это делает затруднительным дальней­шее эффективное использование развивающимися стра­нами такого собственного преимущества, как дешевая рабочая сила. Тенденция сниже­ния удельного веса заработной платы на единицу про­мышленной продукции развитых стран мира позволя­ет говорить о снижении конкурентоспособности про­дукции развивающихся стран, связанной с использова­нием фактора дешевизны рабочей силы. Обеспечивая резкое увеличение производительности труда, новые технологии уменьшают значимость данного фактора, и на это уменьшение также действует рост стоимости рабочей силы в развивающихся странах. Следует отме­тить, что на мировых рынках тенденция выпуска ка­чественных товаров в последнее время оттесняет на зад­ний план стоимостные характеристики товара, что так­же принижает роль дешевой рабочей силы.

Важнейшие изменения последних лет в экономи­ке развитых стран за счет привлечения новых техноло­гий ведут к уменьшению материало- и энергоемкости на единицу продукции, росту удельного веса добавлен­ной стоимости в товарах, производимых по новым технологиям. Все это делает важнейшим для оптимально­го и эффективного развития экономики обеспечение диверсификации экспорта в сторону производства го­товых изделий, машин и оборудования по новейшим технологиям с использованием собственных преиму­ществ и преимуществ международного разделения тру­да.

Основное направление развития экономики в раз­вивающихся странах делается на оптимальное исполь­зование совокупности факторов преимущества новей­ших высокопроизводительных технологий, имеющих­ся природных богатств и дешевизны местной рабочей силы. Доля готовых изделий в экспорте развивающих­ся стран постоянно растет. Безусловно, лидерами в данном на­правлении являются новые индустриальные страны АТР и Китай.

В этой связи значимость экспансии новых индустриальных стран, обеспе­чивающих возрастание собственной доли на мировых рынках готовых промышленных изделий и особенно машин и оборудования, для национальных экономик огромна, поскольку на фоне мировых тенденций сни­жения материалоемкости продукции и увеличения до­бавленной стоимости данная экспансия позволяет фор­сировать темпы развития экономики НИС.

Опыт реформ в новых индустриальных странах показывает, что решающим фактором реформирования экономики выступало и выступает государственное ре­гулирование макроэкономических процессов с исполь­зованием и административных, и рыночных методов управления экономикой.

Таким образом, единая модель рыночной экономики для современных странах неприемлема. Отталкиваясь от классических принципов рынка, каждая страна выбирает для себя наиболее подходящие принципы и условия. Как результат - возникновение и функционирование специфических экономических моделей развития.

Заключение.


 Соотношение государство - рынок и экономическое развитие - достаточно сложная дилемма.

 В устоявшихся представлениях деятельность рынка направлен на создание баланса между спросом и предложением, тогда как государство отвечает за гармонизацию всего общественного развития, в том числе, развитие экономики. Однако ни государство, ни рыночный механизм самостоятельно не могут решить проблемы экономического развития. В этом случае возникают ситуации, когда фиаско терпит и рынок, и государство. Иначе говоря, рынок и государство взаимосвязаны. Вместе с тем, эта зависимость не всегда позитивна.

 Так, попытка государства "оседлать" рынок может обернуться рядом негативных процессов в социально - экономическом плане, общественном производстве. Не исключено коренное преобразование самого государства. В то же время современный рынок требует демократизации внутренней системы государства, снижения роли командного управления, приведения к оптимизации соотношений администрирования на иерархической основе и демократической активности структуры.

 Весьма полезной для всех субъектов экономики будет следующая модель отношений: если рыночные отношения активизируют предпринимательство на создание избытка товаров, услуг и т.д., то государственное регулирование должно воздействовать на развитие производства в пределах максимально полезного объема не только данного предприятия, но и отрасли в целом. В то же время государственное регулирование не должно вытеснять рыночный механизм. Следовательно, только оптимальное соотношение взаимодействия рынка и государства могут обусловить нормальное развитие рыночной экономики. В этой ситуации рынок и государство предстают как две противоположные части единого, целостного процесса.

 Рассмотрение содержания функционирования государственного механизма в современных странах позволяет выявить различные стороны процесса регулирования рыночных отношений в экономике.       

 Одним из аспектов, раскрывающим содержание механизма функционирования государства, выступает определение цены государства как общественно необходимой величины. Проблема государственного регулирования переходной экономики также связана со стимулированием всех субъектов в зависимости от их вклада в развитие экономики и общества. Научная основа ценообразования, налогообложения позволит в переходный период стабилизировать экономическое положение. Справедливое перераспределение также является необходимым моментом в содержании механизма государственного регулирования рыночных отношений.

 Наконец, важной составляющей выступает проблема приведения в соответствие с требованиями прогрессивного развития экономики механизма государственного регулирования. Адаптация национальной экономики к мирохозяйственным процессам особо значима для нашей страны. Необходимость в ней обусловлена не только углублением и расширением интеграционных процессов между современными государствами. Непосредственным результатом новой стратегии, новых механизмов видится экономический рост, решение назревших социальных проблем. В соответствии с положениями национальной Стратегии "Казахстан - 2030" обеспечение экономического роста является стратегическим приоритетом.

1. Нормативно - правовые акты

 

1.1. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 01 марта. Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии.


2. Специальная литература


  2.1. Айнабек К. С. Теория рыночно экономики: Учебное пособие. - Алматы: Жеты жаргы, 2004. - 376 с.

  2.2. Борисов Е.Ф., Волков Ф.М. Основы экономической теории. – Москва: Высшая  школа, 1993. – 224с.

  2.3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – Москва: Юрайт, 1999. – 384с.

  2.4. Елемесов Р., Жатканбаев Е. Государство и рынок. – Алматы: Каржы-каражат, 1997. – 100с.

  2.5. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. М.: “Владос”, 1996г.

  2.6. Камаев В.Д. Экономическая теория. Учебник. М.: Владос, 1998г.

  2.7. Лившиц А.Я., Никулина И.Н. Введение в рыночную экономику. М.: Высшая школа, 1995г.

  2.8. Реформирование экономики Казахстана: проблемы и их решение./ Под ред. М. Б. Кенжегузина. Алматы, 1997. Том 1.

  2.9. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – Москва: Дело, 1999. – 864с.

2.10. Хан И. Г. Политология. Учебное пособие. Алматы, 2000. - 337с.

2.11. Чепурин М.Н., Киселёва Е.А. Курс экономической теории. Киров “АСА”,1995г.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.