Рефераты. Религиоведение как система теоретического знания

Источники:

·        Основы религиоведения: учеб.\ Ю.Ф.Борунков, И.Н.Яблоков, К.И.Никонов и др.; под ред. И.Н.Яблокова.- 4-е изд., переработ. и доп. – М.: высш. шк., 2002. с. 146-148

·        Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Электронный учебник

Буддизм— первая по времени возникновения мировая религия. Другие мировые религии появились значительно позднее: христианство возникло приблизительно через пятьсот лет после буддизма, а ислам — более чем через тысячу.

Буддизм возник на территории Индостана в VI в до н. э. В дальнейшем он завоевал миллионы последователей в разных странах Азии, но на территории Индостана утратил свои позиции и фактически исчез. Тем не менее, ранние стадии его истории связаны с этим субконтинентом, и освещать их следует на этническом и социально-историческом фоне Индостана VI в. до н.э.

VII—V вв. до н.э. были периодом сильного религиозного брожения в Индии. На это время приходится возникновение и оформление джайнизма и буддизма, а также многочисленных сект и религиозных движений как внутри указанных двух новых для того времени религий, так и вне их. Насчитывается до 17 толков, возникших в буддизме в течение второго столетия после смерти Будды, и, помимо того, еще шесть враждебных сект, основанных «лжеучителями» — современниками Будды. Одно это свидетельствует об интенсивности религиозной жизни и тех исканий, которые происходили в этой области в указанный период.

Возникновение буддизма связывается с жизнью и проповеднической деятельностью Сиддхартхи Гаутамы Будды. В основе мифа о Будде, как считали приверженцы этой точки зрения, лежало олицетворение солнца и перипетий его годового движения по небосводу. Большинство исследователей полагают, что нет оснований подвергать сомнению действительное существование основателя буддизма; некоторые из них даже признают Будду первым из числа исторических деятелей Индии, существование которых поддается почти точной датировке. Вероятно, данная точка зрения имеет больше оснований, ибо действительно для ее опровержения не выставлено достаточно серьезных аргументов. Во всяком случае, реконструкция истории возникновения буддизма немногим изменится от положительного или отрицательного решения вопроса об историчности Будды. Ясно, что духовный облик того человека или тех людей, которые были действительными основателями данного религиозного учения, должен был, в общем, соответствовать тому, каким в легендах предстает Сиддхартха Гаутама.

Согласно этим легендам, он родился около 560 г. до н. э. Местом его рождения считается северо-восток Индии (в современных ориентирах — у границы Непала). Он был сыном главы племени шакьев. В 29 лет, пораженный фактом обилия переживаемых людьми страданий, Гаутама расстался со всеми благами и соблазнами роскошной жизни, оставил жену с малолетним сыном и отправился странствовать. Шесть лет он вел жизнь бродячего аскета и искал истину в беседах с брахманами-аскетами, предаваясь подвигам самоистязания и умерщвления плоти. В дальнейшем он, однако, убедился в бесплодности выбранного пути и занялся размышлениями о причинах страдания и о способах его преодоления. Наконец, в некий момент, признаваемый буддистами по своему значению всемирно-историческим, Гаутама, сидя под деревом, которое отныне стало столь же прославленным, внезапно узрел истину; и именно с этого момента он стал Буддой, т. е. просветленным, озаренным, умудренным. Тут же он начал свою проповедническую деятельность. Для чего отправился в Бенарес и, найдя там пять своих учеников, обратился к ним с проповедью нового учения. 40 лет проповедовал, потом Будда это учение в Северной и Центральной Индии и умер около 480 г. до н. э., положив основание многолюдной и мощной церковной организации — сангхе.

Традиционно-каноническая версия дальнейшей истории новой религии представляет ее в виде триумфального шествия по всей стране, причем дело выглядит так, что новое учение принималось без каких-либо трудностей всем населением. Богатые и бедные, люди разных варн (каст) и родов занятий одинаково приветствовали Будду и с готовностью принимали его учение. За право принять и угостить просветленного велись острые споры между людьми, общинами. Последователями Будды сразу стали цари Бимбисара, Прасенаджит, Аджаташатру. Вскоре после смерти Будды наиболее выдающиеся его последователи собрались в Раджагрихе, где обсудили и утвердили ряд основоположений новой религии. Тем не менее, в течение первого столетия, последовавшего за этим, среди сторонников буддизма возникли разногласия и расхождения, так что понадобился созыв нового Собора, который и состоялся в Вайшали через столетие после первого. Еще через сто с лишним лет, при царе Ашоке (III в. до н. э.), в городе Паталипутра (современная Патна) состоялся третий Собор, на котором был утвержден текст священных книг буддизма, составляющих Типитаку (на санскрите—Трипитака), и принято решение о рассылке миссионеров во все концы страны, в частности на юг, вплоть до Цейлона.

Из всех толков и ответвлений раннего буддизма выделилось одно направление, завоевавшее прочные позиции на севере Индии и впоследствии распространившееся в ряде стран Азии. Его приверженцы назвали свое учение махаяной — «широкой колесницей», «широким путем» к истине; «узкой колесницей», или хинаяной, они именовали прежнее учение, господствовавшее на юге. Буддизм в его махаянистской форме был принят царем Кушанской империи Канишкой, с именем кото­рого связано предание о новом Соборе, проходившем около 100 г. н. э. в Кашмире. Собор сформулировал и утвердил основные положения махаяны. Махаянистские историки буддизма тоже говорят о трех Вселенских соборах и вынуждены поэтому кашмирский Собор как-то втискивать в эти рамки. Для этого им приходится или вовсе игнорировать третий Собор, или же смешивать воедино второй и третий, вследствие чего получаются хронологические несообразности, в частности продление жизни отдельных лиц, нужных для авторитетности, до невообразимых размеров. Даже несомненно историческая личность Ашоки здесь мистифицируется довольно странным образом: махаянисты относят второй Собор к царствованию Дхарма-Ашоки (благочестивого Ашоки), а хинаянисты говорят в этой связи о Кала-Ашоке (Черном Ашоке). Не исключено, что имеется в виду один и тот же персонаж, исторический Ашока, но какой именно Собор происходил в его царствование, остается неясным. Основателем махаяны, впервые употребившим даже этот термин, считается буддийский богослов Ашвагхоша (жил в начале нашей эры), а главным идеологом, сыгравшим наибольшую роль в распространении махаянистского буддизма, был, очевидно, Нагарджуна (ок. середины II в. н. э.).

Примерно в середине первого тысячелетия нашей эры сформировалось новое направление махаяны, известное под названием варджаяны — «алмазной колесницы». По-иному оно именуется буддийским тантризмом, или тантраяной. Некоторые исследователи высказывают мнение, что варджаяна зародилась не позже хинаяны и махаяны. В литературе бытуют и такие взгляды, по которым варджаяну следует считать третьим направлением в буддизме наряду с хинаяной и махаяной.

Среди исследователей существуют разногласия по поводу того, надо ли считать ранний буддизм религией или только философским и этическим учением, приобретшим характер религии лишь в дальнейшем ходе своего развития.


2. Каковы основные положения вероучения буддизма?

Источники:

·        Основы религиоведения: учеб.\ Ю.Ф.Борунков, И.Н.Яблоков, К.И.Никонов и др.; под ред. И.Н.Яблокова.- 4-е изд., переработ. и доп. – М.: высш. шк., 2002. с. 146-148

·        Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Электронный учебник

Вероучение буддизма включает в себя две основные доктрины: учение о личности и учение о жизни. Буддизм как религия парадоксален. Это не теистическая религия, т.е. в ней нет признания существования богов, которые почитаются в др. религиях. Буддизм отрицает и существование души человека как особой сущности бессмертной и бестелесной. С точки зрения буддизма, личность – это комбинация особых элементов, драхм. Драхма – является носителем психофизического состояния, комбинации их образует данную индивидуальность. Драхмы изначально ни кем не созданы и бесконечны, они только рекомбинируются в неком замкнутом индивидуальном единстве (сантана), образующем живое существо. И таким образом ведическое учение о сансаре в буддизме выступает не как переселение душ, не как перевоплощение, а как бесконечный поток чередования рождения и смертей, циклическое существование в разных формах одного и того же набора драхм. Карма в буддизме это не судьба, не фортуна, не воздаяние или возмездие. Карма выступает как объективный неотвратимый закон. Будущее рождение определяется суммой всех «действий» в предыдущем рождении. Под «действием» понимается и физическое действие, и слово, и даже мысли. Совокупность этого неотвратимо и однозначно определяет следующие рождение. Так возникает мучительная цепь рождений и смертей. Вырваться из этого бесконечного круга становится смыслом жизни.

Вторая вероучительная доктрина – учение о жизни. Именно в этой сфере был совершен духовный подвиг Гаутамы, результатом чего произошло его превращение в Будду. Будда провозгласил четыре Благородные истины:

1.     Согласно первой истине все существование человека есть страдание. “Рождение — страдание, старость — страдание, — говорил он, — болезнь — страдание, смерть — страдание, невозможность достигнуть желаемого — страдание...” И даже счастливые моменты жизни приводят к страданию, так как счастье недолговечно.

2.     Но хотя, по учению Будды, страдание пронизывает всю жизнь человека, оно не является неизбежным. Оно лишь следствие. А причина — в желании жить в этом мире, чувствовать, получать удовольствие. Это вторая благородная истина.

3.     Третья истина гласит: поскольку причина страдания лежит в самом человеке, значит, и избавление от нее подвластно собственной воле. Нужно научиться ограничивать свои желания, чтобы, в конце концов, освободиться от них совсем.

4.     Достичь полной духовной свободы можно, выполняя восемь заповедей буддийского образа жизни — Благой восьмеричный путь.

Благой восьмеричный путь.

1. Правильное воззрение

т.е. постижение Четырех благородных истин.

2. Правильная решимость

Возникающая у человека в результате познания четырех Благородных Истин, стремление изменить преобразовать свою жизнь.

3. Правильная речь

Воздержание от лжи, клеветы, брани.

4. Правильное поведение.

Выполнение 5 заповедей: не причини зла живому, запрещение убивать, лжесвидетельствовать и клеветать, запрещение воровства и прелюбодеяния, запрещение употребления опьяняющих напитков.

 

5. Правильный образ жизни

То же что и правильное поведение, но в контексте жизни общества.

6. Правильное усердие

Самоконтроль за состоянием психики, борьба с соблазнами и дурными мыслями.

7. Правильное направление мысли

Надо тщательно взвешивать свои мысли, эмоции и поступки, не поддаваться позывам желаний.

8. Правильное сосредоточение или правильный транс

Полная отрешенность от мира, предельная форма созерцания в котором нераздельно, в котором нераздельно как единое существуют субъект созерцания, объект созерцания и сам процесс созерцания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.