Рефераты. Рекламное сопровождение деятельности библиотек

 Направления работы РГБ по связям с общественностью определяются ее основными функциями. Это – формирование максимально полного фонда отечественных и зарубежных документов; создание источников библиографической, реферативной и обзорно-аналитической информации, электронных баз и банков данных; консервация и реставрация документов; библиотечное и информационное, в том числе и справочно-библиографичекое обслуживание посетителей; проведение культурно-просветительских и образовательных мероприятий; осуществление научно – исследовательской и научно – методической работы в области библиотечного дела, участие в федеральных целевых и иных программах; образовательная деятельность, повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров в форме организации послевузовского профессионального и дополнительного образования; реализация программ ООН, ЮНЕСКО, Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений,Международной организации по стандартизации, Совета Европы, других международных организаций, сотрудничество с зарубежными библиотеками, другими организациями в сфере культуры, образования и науки.

 РГБ активно использует ПР – технологии, которые апробированы и могут быть успешно применены в любой библиотеке: это издательская деятельность, выставки, конференции, циклы лекций, докладов, литературно-музыкальные композиции.

 Важную роль в развитии общественных связей играет веб-сайт РГБ, дизайн которого в 2001 г. был полностью изменен и сконструирован в соответствии с потребностями развития библиотечно-информационной деятельности. Сегодня уже несколько подразделений Библиотеки претендуют на создание собственного сайта для того, чтобы самостоятельно развивать рекламу своей продукции.

 В формировании позитивного имиджа РГБ, «внутреннего» и «внешнего» ПР трудно переоценить значение информационного бюллетеня «Новости РГБ» и профессионального журнала «Библиотековедение». Если «Новости» представляют интерес в первую очередь для сотрудников Библиотеки и отражают основные события в работе различных ее структур, то журнал «Библиотековедение» предоставляет возможности для контактов профессионалов, знакомства с корпоративной, в частности, профессиональной деятельностью сотрудников РГБ и их коллег из других библиотек, субъектов Федерации, стран СНГ и библиотек мира.

 Кроме того, РГБ совместно с профессиональным журналом о связях с общественностью и ПР-рынке «Советник» выступила инициатором общероссийского проекта «ПР и Библиотека». Его участниками являются: РГБ, журнал «Советник», профессиональный ПР-портал sovetnik.ru, Международный народный институт рекламы, Международный пресс-клуб, Российская ассоциация по связям с общественностью, Центральная библиотека № 132 Центрального административного округа Москвы, Методический центр «ПР – услуги для экономики и бизнеса», Высшая школа экономики, Вольное общество социальных технологов.

 Цель проекта – научное, информационное и методическое обеспечение темы «ПР и Библиотека». По этому проекту подготовлен и недавно выпущен в свет издательством РГБ «Пашков дом» и издательством Международного института рекламы библиографический указатель книг на русском и иностранном языках «Реклама и ПР».

 Одно из направлений данного проекта – комплектование Открытой библиотеки по рекламе и ПР в РГБ – как отельного фонда (для ее читателей) и в Международном институте рекламы (для студентов и преподавателей, специалистов по рекламе и ПР).

 В рамках проекта «ПР и Библиотека» 7 февраля 2001 г. состоялся «Библиотечный день», программа которого включала: презентацию этого проекта в РГБ; встречу с авторами современных книг о ПР; выставку-продажу специальной литературы; презентацию специализированного консультационного пункта «ПР-информация для всех» и методического центра «ПР услуги для экономики и бизнеса»; предоставление тематических блоков: библиотечный ПР-фонд, базы данных по связям с общественностью в Интернете.

 РГБ выступает в качестве эксперта в проекте по проведению конкурса на национальную премию в области развития связей с общественностью «Серебряный Лучник». Его организаторами являются Торгово-промышленная палата РФ, Союз журналистов России, Российская Ассоциация по связям с общественностью, агентство «Р.И.М.».

 В рамках проекта объявлены номинации: «Лучший ПР-проект»; «Лучшая работа по теории ПР»; «ПР-персона года»; «Лучшее издание, освещающее вопросы «паблик рилейшнз»; «Регион, в котором наиболее развиваются связи с общественностью». Национальной премией «Серебряный Лучник» отмечаются авторы наиболее интересных работ, профессионалы, внесшие существенный вклад в развитие связей с общественностью, лица, применяющие ПР-методы в своей политической, общественной, профессиональной деятельности. В каждой номинации победителям вручается диплом и статуэтка «Серебряный Лучник».

Агентсва и авторы,чьи работы заняли высшие позиции в рейтинге, награждаются дипломами.

 В рамках конкурса будет проходить презентация книги «50 лучших ПР-проектов», которая позволит ознакомиться с наиболее интересными решениями в рамках ПР-технологий и поможет библиотекам продумать свои проекты и представить их на соискание национальной премии. Такой прецедент уже есть. В 2001 г. на соискание премии был представлен проект Национальной библиотеки Республики Башкортостан. Более того, являясь частью инфраструктуры конкурса «Серебряный Лучник», РГБ могла бы провести переговоры с учредителями премии и исполнительной дирекцией о том, чтобы открыть номинацию «Лучший ПР-проект библиотеки», если это предложение поддержит библиотечная общественность.

         Перспективные ПР-направления РГБ будут в дальнейшем развиваться в векторе: Москва – Россия – страны СНГ – библиотеки и информационные центры зарубежных стран, международные профессиональные организации.

         В числе перспективных направлений – совместные проекты с национальными библиотеками стран СНГ и Балтии в рамках Библиотечной Ассамблеи Евразии; активизация сотрудничества с издательствами, издающими организациями России и зарубежных стран; деловое сотрудничество по многим направлениям с Российской национальной библиотекой, с библиотеками различных систем и ведомств, с отельными информационными, культурными центрами России. В частности, предлагается проект «Публичные библиотеки России – центры народного творчества» совместно с Государственным республиканским центром народного фольклора. Впереди еще много планов. Успех их реализации в неменьшей степени зависит не только от РГБ, но и от инициативы наших коллег, партнеров, общественности, усилий Министерства культуры РФ как гаранта осуществления на государственном уровне библиотечной политики в целом и, в том числе, в сфере общественных связей.

 7. Связи с общественностью: новый импульс развития библиотек.


 Деятельность любого государственного учреждения в любой стране

 невозможна без систематических связей с общественностью. Особую актуальность для России они приобретают сегодня, когда в ее социокультурной сфере рыночные принципы завоевывают все более прочные позиции. На первый план выходят экономические методы управления, в том числе и библиотечном деле. Посредством связей с общественностью библиотеки сообщают различным слоям населения о себе, о тех возможностях, которыми располагают их фонды, о спектре библиотечно-информационных услуг.

 Как показывает опыт российских библиотек, которые уже активно включились в рыночные процессы, связи с общественностью могут вносить существенный вклад в стабилизацию и улучшение их материального положения, повышение статуса как культурно-информационных учреждений. Пресс-конференции, торжественное открытие выставок, недели и декады библиотек, чтения, празднование круглых дат в жизни библиотечной общественности, музеи в библиотеках, привлечение внимания местных властей, спонсоров, деловое сотрудничество и партнерство – все это в той или в иной степени используется библиотеками различных систем и ведомств. Естественно, что без активных мероприятий по связям с общественностью современная библиотека не может успешно развиваться как социальный институт и наращивать потенциал для будущего.

 В области организации связей библиотек с общественностью известен опыт США, Великобритании, Швеции, Дании, Германии. Столкнувшись с практикой сокращения государственных ассигнований на развитие библиотечного дела, библиотеки этих стран внуждены были отстаивать свои позиции, используя силу общественного мнения. Они первыми вступили в «эпоху» конкуренции с современными средствами социальной коммуникации, бурное развитие которых повлекло за собой падение общественного интереса к книге и библиотеке.

 Сегодня достаточно распространено мнение о том, что библиотеки, якобы, начинают уступать Интернету свои ведущие позиции в сферах образования, науки, просвещения, культуры. Это еще один аргумент в пользу того, что библиотеки должны больше уделять внимания связям с общественностью, придавать им планомерный, системный характер,использовать все возможные каналы, в том числе и электронные средства массовой информации. Последние, при продуманной, целенаправленной политике, могут способствовать развитию библиотек на качественно новом уровне.

 Тема связей с общественностью очень обширна и многогранна. С точки зрения деятельного подхода она предполагает постановку цели, задач, выбор способов их решения и достижение конечного результата. Связи с общественностью – это комплекс проблем, касающихся философии, социологии, психологии, теории социальных коммуникаций и т. д.

 В библиотечно – информационной политике есть несколько инструментов ее формирования, но ведущим является ПР-инструмент.

 В качестве главной причины его использования чаще всего выдвигается недофинансирование библиотек. Действительно, в современных экономических условиях при формировании ресурсов библиотеки и, прежде всего материальных,финансовых, определении стратегии и тактики развития, трудно переоценить роль налаженных связей с властными структурами, от которых зависит выделение средств. Точно так же с точки зрения прагматических интересов важны контакты с реальными и потенциальными спонсорами, с деловыми партнерами.

 Объемы финансирования библиотек особенно на региональном уровне в немалой степени зависят от умения показать результативность деятельности библиотеки как главного документно-информационного ресурса города, района, без которого невозможно нормальное функционирование всех сфер общественной деятельности: производства, науки, образования, культуры. Опыт различных регионов свидетельствует, что местные власти, не говоря уже о различных фондах, а также коммерческих структурах, готовы выделять средства прежде всего на конкретные, выверенные с точки зрения социальной значимости, достаточно быстрой отдачи и экономической целесообразности библиотечные проекты.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.