Рефераты. Рейтинговая оценка уровня жизни населения регионов Сибирского федерального округа

Республика Хакасия характеризуется низкими показателями обеспеченности населения врачами и числом семей, получивших жилье за год. Но республика отмечается наиболее высоким показателем обеспеченности населения личными автомобилями.

Алтайский край характеризуется низкими показателями среднемесячной заработной платы и соотношения среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума.

В третью группу с наиболее низким уровнем жизни были отнесены Читинская область, республика Бурятия, республика Алтай, республика Тыва. В этих регионах наименьшие показатели социальной сферы и жилищных условий населения. А также показатели розничного товарооборота и объема платных услуг на душу населения.

Республика Алтай характеризуется низким показателем соотношения среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума. В 2001 году он составлял 108 %, в 2002 – 130 %, в 2003 – 140 %, в 2004 – 144 %,в 2005 – 168 %.[48] Также низкий показатель по обеспеченности населения врачами, числа семей, получивших жилье за год.

В Читинской области низкие показатели обеспеченности населения автобусами общего пользования и городского населения телефонами. Остальные показатели также находятся не на высоком уровне.

Республика Тыва занимает последнее место по уровню жизни населения среди регионов Сибирского федерального округа. Она имеет низкие значения по ряду показателей: соотношение среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума, число студентов на 10 тыс. населения, розничный товарооборот на душу населения (в 2001 году – 7550 руб., в 2002 – 9529 руб., в 2003 – 11704 руб., в 2004 – 14288 руб., в 2005 – 17732 руб.)[49], объем платных услуг на душу населения (в 2001 году – 1572 руб., в 2002 – 2043 руб., в 2003 – 2623 руб., в 2004 – 3560 руб., в 2005 – 4592 руб.)[50], число семей, получивших жилье за год  (в 2001 году – 0,2 тыс., в 2002 –  0,2 тыс., в 2003 – 0,1 тыс., в 2004 – 0,1 тыс., в 2005 – 0,2 тыс.)[51],обеспеченность личными автомобилями на 1000 населения (в 2001 году – 95, в 2002 – 96, в 2003 – 97, в 2004 – 98,1, в 2005 - 98,6)[52], обеспеченность городского и сельского населения телефонами.     

Республика Бурятия имеет низкие индексы по ряду показателей. Это обеспеченность населения врачами (на 10 тыс. населения в 2001 – 37,7, в 2002 – 38,3, 2003 – 38,4, в 2004 – 38,3, в 2005 – 39,4 – почти вдвое меньше, чем в Томской области)[53]; число семей, получивших жилье за год (в 2001 году – 0,5, в 2002 – 0,6, в 2003 -0,6, в 2004 – 0,7, в 2005 – 0,7 – в восемь раз меньше, чем в Красноярском крае)[54], тыс.; обеспеченность населения автобусами общего пользования (на 100 тыс. населения в 2001 – 44, в 2002 – 40, в 2003 – 36, в 2004 – 24 и в 2005 – 26)[55]; обеспеченность населения личными автомобилями (на 1000 населения в 2001 – 88, в 2002 -89, в 2003 – 91, в 2004 – 95,2, в 2005 – 96,5)[56]. Среднемесячная заработная плата составляла в 2001 году – 2734,7 рубля, в 2002 – 3941,1 рубль, в 2003 году - 5011,2 рубля, в 2004 – 6162,7 рубля, в 2005 – 8026 рубля. Это среднее значение по сравнению с другими регионами. В 2005 году среднемесячная заработная плата в Красноярском крае составляла 10137 руб. – это наибольшее значение среди регионов СФО. Наименьшее значение имеет Алтайский край, размер среднемесячной заработной платы, которой составил 4869 руб[57]. Соотношение среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума составлял в 2001 году – 151 %, в 2002 – 174 %, в 2003 году 168 %, в 2004 – 196 %, в 2005 – 176 %. [58] Это тоже среднее значение по сравнению с другими регионами. В республике Тыва соотношение среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума в 2005 году составил 140 % - наименьшее значение; в Кемеровской области – 307 % - наибольшее значение.[59] Остальные показатели также имеют среднее значение или ниже среднего.

Как видно, для регионов с высоким уровнем жизни характерно высокий уровень среднемесячной заработной платы. В регионах со средним и низким уровнем жизни этот показатель ниже. У населения с высокой заработной платой есть возможность обеспечить себя жильем, средствами связи, пользоваться платными услугами. Поэтому в этих регионах высокий розничный товарооборот, объем платных услуг и ряд других показателей. В регионах с невысокой заработной платой эти возможности ниже, поэтому и остальные показатели уровня жизни населения невысокие. Таким образом, основным показателем, характеризующим уровень жизни, является среднемесячная заработная плата, так как от ее величины зависит величина других показателей.

Итак, по совокупности показателей, отображающих уровень жизни населения регионов Сибирского федерального округа в 2001 – 2005 годы на первых местах оказались Томская область, Красноярский край, Новосибирская и Омская области. В этих регионах высокие индексы по ряду показателей. Здесь отмечается высокий уровень среднемесячной заработной платы, соотношение среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума, высокие показатели розничного товарооборота, объема платных услуг на душу населения. На наиболее высоком уровне находятся показатели социальной сферы, жилищных условий, обеспеченности населения средствами связи по сравнению с другими регионами Сибирского федерального округа.

Вторыми по уровню жизни идут Кемеровская и Иркутская области, республика Хакасия и Алтайский край. Эти регионы в целом характеризуются средними значениями показателей уровня жизни населения в Сибирском федеральном округе. Здесь высокие показатели розничного товарооборота на душу населения, отмечается низкий показатель числа зарегистрированных преступлений, высокий показатель обеспеченности населения личными автомобилями, низкие показатели уровня безработицы. В то же время здесь высок показатель уровня смертности. В республике Хакасия и в Алтайском крае прослеживаются низкий уровень среднемесячной заработной платы, соотношение среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума, низкий показатель социальной сферы.  

Наиболее низкий уровень жизни сформировался у населения Читинской области, республики Бурятия, республики Алтай и республики Тыва. Здесь отмечаются наименьшие индексы по ряду показателей по сравнению с другими регионами Сибирского федерального округа: показатели социальной сферы, жилищных условий, соотношение среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума, розничного товарооборота и объема платных услуг на душу населения.

Основным показателем уровня жизни является среднемесячная заработная плата.

Коэффициент региональной дифференциации (отношение максимального и минимального индекса) в 2001 году равен 8,36, в 2002 – 7,75, в 2003 -  9,5, в 2004 – 4,29, в 2005 – 6,92.  Идет тенденция к уменьшению региональной дифференциации.

2.2.         Основные направления повышения уровня жизни населения в Сибирском федеральном округе

По результатам проведенного сравнительного анализа выделим три группы регионов:

-с высоким,

-средним,

-низким уровнем жизни.

К регионам с высоким уровнем жизни населения относятся Томская, Омская, Новосибирская области и Красноярский край. В группу со средним уровнем жизни населения входят Кемеровская и Иркутская области, республика Хакасия и Алтайский край. И в группу регионов с низким уровнем жизни населения входят Читинская область, республики Алтай, Бурятия и Тыва.

Для регионов с высоким уровнем жизни населения характерны высокие индексы по ряду показателей. Это и показатели социальной сферы, и жилищных условий, обеспеченности населения средствами связи, показатели розничного товарооборота, объема платных услуг на душу населения, высокая среднемесячная заработная плата, высокое соотношение среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума.

Регионы второй группы в целом характеризуются средними значениями показателей уровня жизни населения в Сибирском федеральном округе. Здесь высокие показатели розничного товарооборота на душу населения, высокий показатель обеспеченности населения личными автомобилями, низкие показатели уровня безработицы. В то же время здесь высокий показатель уровня смертности. В республике Хакасия и в Алтайском крае прослеживаются низкий уровень среднемесячной заработной платы, соотношение среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума, низкий показатель социальной сферы.

В третьей группе регионов отмечаются наименьшие индексы по ряду показателей по сравнению с другими регионами Сибирского федерального округа: показатели социальной сферы, жилищных условий, соотношение среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума, розничного товарооборота и объема платных услуг на душу населения. Невысокие показатели среднемесячной заработной платы.

Несмотря на то, что для оценки уровня жизни населения используется ряд показателей, таких как показатель социальной сферы, жилищных условий, показатель обеспеченности населения автобусами общего пользования, личными автомобилями, обеспеченность населения средствами связи, основным показателем, характеризующим уровень жизни, является среднемесячная заработная плата. Она лежит в основе всех остальных показателей. Заработная плата является основным источником дохода населения. От ее величины зависит степень удовлетворения потребностей людей. Люди с высоким уровнем дохода имеют возможность обеспечить себя жильем, транспортом; появляется возможность удовлетворять не только свои материальные потребности, но и духовные. Поэтому основным направлением повышения уровня жизни населения должно быть увеличение среднемесячной заработной платы.

По этому направлению должны быть решены следующие задачи: последовательное повышение минимального размера оплаты труда и поэтапное приближение к уровню прожиточного минимума, развитие системы регулирования заработной платы на основе коллективных договоров и тарифных соглашений в системе социального партнерства и устранение на этой основе неоправданно высокой дифференциации в оплате труда по категориям работников, создание правовых, экономических и организационных условий, обеспечивающих своевременную и в полном объеме выплату заработной платы.

В данном направлении в республике Бурятия реализуется Концепция реформирования системы заработной платы и доходов населения в республике Бурятия, межотраслевое и внутриотраслевое тарифное регулирование оплаты труда; реализуется Региональное соглашение между Объединением организаций профсоюзов, союзами работодателей и Правительством РБ на 2006-2007 годы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.