Рефераты. Региональное информационное вещание

          Кроме видеосюжетов во всех местных программах новостей репортеры делают так называемые "устные информации". Критерием устной информации является ее оперативность и лаконичность.

          Одна из основных диксуссий как в мировой, так и в местной тележурналистике - может ли новость быть объективной. Большинство исследователей утверждают, что, так как журналист практически всегда обладает собственным мнением по рассматриваемой проблеме, даже в максимально беспристрастном с его точки зрения отборе фактов будет присутствовать элемент субъективизма. На красноярском информационном телевидении программа "ИКС" и "Новости ТВК", как правило, оставляют за собой право комментировать событие, а "Новости Афонтово", напротив, по возможности стараются исключить из репортажа любую оценку.

          Практика показала, что репортеру просто необходимо уметь пользоваться видеокамерой. Сегодня в любой новостийной программе большинство репортеров - "снимающие". В "Новостях Афонтово", например, всегда есть 2 видеокамеры для того, чтобы репортер мог сам в отсутствие оператора поехать и снять событие. Также репортер должен уметь владеть азами монтажа. Это необходимо, чтобы во время эфира успеть самому смонтировать оперативный сюжет.

          Одной из тем, о которых журналисты сегодня предпочитают не говорить, является тема "заказных" репортажей. Все очень просто: некая фирма за определенную плату предлагает журналисту сделать сюжет о ней. Более или менее цивилизованно это выглядит, когда к сюжету об этой фирме добавляется какая-то событийная информация. Количество заказных репортажей зависит от личных качеств репортера, а также, от степени финансовой независимости компании в целом. Если говорить откровенно, во всех трех красноярских программах новостей явно заказные сюжеты редки.

          Репортер должен понимать всю ответственность, когда он берется за заказной сюжет. Ведь честность, все-таки, главное качество репортера.



ОПЕРАТОР


          На съемках сюжета репортер обязан работать в тесном контакте с оператором и руководить им. Еще до съемок репортер должен посвятить оператора в свои планы относительно сюжета, а затем наступает очередь оператора творчески разработать тему. Любое событие можно снять по-разному. Есть несколько очевидных планов, например, общий, который дает приблизительную картину происходящего, или план докладчика, выступающего с трибуны. В то же время профессиональный оператор всегда сможет найти что-нибудь нестандартное, план, который при умелом его использовании может создать психологический фон сюжета в целом.

          Однако основная масса сюжетов на красноярском телевидении, в принципе, по видеоряду не отличаются друг от друга, и у постоянно практикующего оператора вырабатывается шаблонный подход к съемкам. Этот шаблон можно выразить так: сначала - адресный план места события, потом - общий план действия, какие-то детали, лица людей и панорамные планы. При оперативных съемках оператору приходится работать быстрее, и это заставляет его отказываться от шаблона. Кроме того, появляются профессиональная и чисто человеческая заинтересованность снять нестандартную ситуацию лучше, чем кто-нибудь другой. При этом вполне оправданна потеря качества "картинки" для повышения "репортажности" съемок, для того, чтобы показать ситуацию изнутри.

          Время от времени оператор просто не успевает снять какой-либо план или для упрощения монтажа хочет снять его с нескольких ракурсов. В этом случае именно оператор должен попросить объект съемок повторить заинтересовавшее его действие. Иногда при съемках интервью, особенно, если это обращение к аудитории или политическое заявление, оператору приходится останавливать интервьюируемого и начинать съемку заново.  Это связано со сложностью настройки камеры и часто говорит о профессионализме оператора. Так, например, поздравление губернатором Валерием Зубовым женщин с 8-м Марта было окончательно снято лишь с пятой попытки.

          Качество видеоряда напрямую зависит от аппаратуры, которую использует оператор. В Красноярске практически все операторы программ новостей пользуются камерами полупрофессионального формата "супер-ВХС" (S-VHS). Иногда приходится производить съемки и на любительских, "ВХС-ных" камерах. Переход на профессиональную аппаратуру системы BETACAM-SP в планах большинства редакций.

          На Центральном телевидении обязательной считается съемка  всех сюжетов со штатива. Это обеспечивает устойчивость кадра и, соответственно, высокое качество картинки. В Красноярске этот прием пытались использовать "Новости Афонтово". Пока это у них получается не часто из-за слишком быстрого ритма работы программы новостей.

          Главные качества оператора: умение взаимодействовать с репортером и, если потребуется, суметь поймать в объектив острую ситуацию, которая зачастую длится лишь мгновение.



РЕЖИССЕР


          Оформление видеоряда, снятого оператором - задача режиссера. Именно он должен свести воедино текст, написанный репортером, и картинку в соответствии с правилами монтажа. "Телевизионный режиссер должен выработать в себе умение усвоить авторский замысел и выявить средства, с помощью которых можно воплотить его на телеэкране... Непременное требование к профессии телережиссера - совершенное владение телевизионной техникой, знание ее скрытых возможностей" [8. - c.60]. Сразу оговоримся, что непосредственный технический монтаж видеосюжетов в "Новостях Афонтово" и "Новостях ТВК" осуществляют сами режиссеры. В программе "ИКС" задача режиссера - управлять действиями видеоинженера, который работает непосредственно с оборудованием. Руководство КГТРК "Центр России" объясняет это материальной ответственностью за монтажное оборудование технического персонала студии, а режиссеры относятся к творческой группе программы "ИКС". На наш взгляд, подобное разделение не способствует быстроте монтажа, потому что видеоинженеру, которым руководит режиссер, не остается возможности творчески работать над сюжетом, и к концу рабочего дня он просто устает, не заинтересованный в конечном продукте.

          При монтаже программ новостей у режиссеров всех местных телекомпаний возникает несколько профессиональных проблем. Несогласованность на съемках репортера и оператора вызывает нехватку видеоматериала, соответствующего сценарию. Как следствие, режиссерам приходится перекрывать начитанный текст не соответствующим ему "видео". Из опыта программы "ИКС" можно привести такой пример. Бывший собственный корреспондент программы в Шушенском А.Милонов прислал сюжет о военной части, где видеоряд состоял только из общего плана ворот этой части и интервью с матерью одного из военнослужащих. От монтажа этого сюжета пришлось даже отказаться.

          Ни одна красноярская программа новостей не практикует выезд режиссеров на съемки. В этом году программа "ИКС" в порядке эксперимента отправляла режиссеров на съемки, и, по оценкам самих режиссеров, качество сюжетов улучшилось. Из-за не до конца продуманной организации подобной практики от нее пришлось отказаться.

          Кроме монтажа сюжетов, задача режиссеров всех трех красноярских программ новостей - выдать программу в эфир. На время эфира режиссер становится главным действующим лицом в студии. Он управляет всем процессом выхода в эфир, работой ведущего, осветителя, оператора и звукорежиссера. В его власти снять с эфира любой сюжет по одному ему известным причинам. Правда, после эфира он должен будет отчитаться о своем решении перед главным редактором.

          Среди основных качеств режиссера можно отметить целостное психологическое видение сюжета при монтаже, хорошую реакцию на нестандартные ситуации во время эфира и умение сплотить вокруг себя эфирную группу.



Заключение.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ВЫВОДЫ


(1)     Все три новостийные телепрограммы Красноярска: "ИКС", "Новости Афонтово" и "Новости ТВК" имеют индивидуальные приемы вещания. При одинаковом стремлении каждой программы подробно информировать телезрителя о происходящих событиях возможности и способы этого информирования различны. Индивидуальность каждой программы обусловлена: спецификой ее организации, наличием собственных политических позиций и взглядов на различные стороны общественного развития.


(2)     Ограниченность информационного пространства Красноярска обуславливает освещение во всех трех программах одних и тех же тем и событий.


(3)     При подаче информации "Новости ТВК" и программа "ИКС" предпочитают давать собственную оценку событиям. А "Новости Афонтово" сознательно отказываются от этого.


(4)     Журналисты всех трех программ новостей часто нарушают классические принципы тележурналистики, например, пересказывая видеоряд или делая неправильные логические выводы из использованной в сюжетах информации.


(5)     Все местные программы новостей используют, в принципе, одну и ту же сеть информаторов. Это вызывает появление в эфире практически одинаковых по содержанию сюжетов.


(6)     Если рассматривать новостийные программы отдельно, то можно выделить несколько главных проблем каждой.

          У программы "ИКС" - не до конца сложившийся коллектив, не совсем продуманная организация программы, отсутствие программного стиля (устаревшие перебивки, выгородка и др.) и слишком малое использование возможностей компьютера.

          В "Новостях ТВК" основные проблемы - это определенная вторичность в использовании программного оформления и стиля и некоторая агрессивность ведения программы.

          Проблемами "Новостей Афонтово" являются: недостаточно профессиональная репортерская работа, вызывающая нарушение в подаче информации (повторение текстом видеоряда) и большое количество рекламы в выпуске.


(7)     Несмотря на выше перечисленные проблемы, каждая программа новостей заняла определенную нишу в системе телевидения и имеет своего зрителя, а также желание и возможности для дальнейшего прогресса.



БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Багиров Э.Г. Основы телевизионной журналистики.: М., Изд-во                 МГУ, 1987г. - 238с.

2. Борецкий Р.А., Кузнецов Г.Н. Журналист ТВ: за кадром и в кадре.:            М., "Прогресс", 1990. - 325с.

3. Васильева Т.В. Теле- и радиоинформация.: Л., Изд-во ЛГУ, 1987г. -           63с.

4. Вачнадзе Г.Н. Всемирное телевидение. Новые средства массовой               информации - их аудитория, техника, бизнес, политика.: Тбилиси,            "Ганатлеба", 1989г. - 627с.

5. Введение в журналистику.: М., "Высш. шк.", 1986. - 336с.

6. Вильчек В.Я. Под знаком ТВ.: М., "Знание", 1987. - 214с.

7. Глушков В.М. Основы безбумажной информатики.: М., "Знание",              1982г. - 184с.

8. Егоров В.В. Телевидение: теория и практика.: М., МНЭПУ, 1992г. -            312с.

9. Кузнецов Г.Н. Журналист на ТВ. // "Мастерство журналиста", М.,              1977г.

10. Новогодний выпуск ТВК. // Красноярск, 7 мая 1995г. - 8с.

11. Попа Е.И. Информация в структуре республиканского вещания.:               Кишинев, "Штиинца", 1989г. - 119с.

12. Саппак В.В. Телевидение и мы.: М., "Наука", 1988г. - 178с.

13. Сапунов Б.М. Телевидение и культура.: М., "Наука", 1989. - 436с.

14. Синицын Е.Г. Я веду репортаж.: М., "Знание", 1983г. - 216с.

15. ТВ-репортер. Сборник статей.: М., Изд-во МГУ, 1976г. - 86с.

16. Телевидение вчера, сегодня, завтра. Сборник статей.: М.,       "Знание",             1986г. - 286с.

17. Телевизионная журналистика.: М., Изд-во МГУ, 1994г. -         237с.

18. Телеэкран - неограниченное господство?: М., "Прогресс", 1987г. -            228с.

19. Ученова В.В. Творческие горизонты журналистики.: М.,        "Знание",             1976г. - 284с.

20. Чекалова Е.Л. До и после "Взгляда".: М., "Знание", 1990г. - 61с.

21. Юровский А.Т. Телевидение - поиски и решения.: М., "Наука",                           1983г. - 370с.

22. Юшкявичус Г.З. Программа на ХХI век. // "Новое время", 1988г.,

          ¹ 11.


23. Brody E.W. Communication Tomorrow.: N.Y., Webster, 1990. - 250p.

24. Orlik Peter B. The Electronic Media: An Introduction To The                            Profession.: Boston, Allyn & Bacon, 1992. - 491p.

25. Stan Le Roy Wilson. Mass Media / Mass Culture.: N.Y., McGraw-Hill              Inc., 1992. - 460p.

26. The Journalism Of Outrage.: N.Y., McGraw-Hill Inc., 437p.



Приложение 1

ВОПРОСЫ  ИНТЕРВЬЮ,  ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ

ПРИ  СЪЕМКЕ  ФИЛЬМА.


1. Что такое телевизионные новости?

2. В чем суть информационной программы?

3. Должна ли информационная программа освещать все события, о               которых узнает?

4. Что главное: новость или ее оценка?

5. Какова роль подачи новости в восприятии ее телезрителями?

6. Что меняет конкуренция?

7. Какова концепция вашей программы?

8. Оценка конкурентов.

9. Роль оператора в сюжете.

10.Есть ли смысл использовать в местной программе федеральные                          новости?

11.Какую роль в популярности программы играет сетка вещания?

12.Роль "видео" в восприятии новостей.

13.Можно ли манипулировать сознанием зрителя?

14. Как делается верстка выпуска?

15.На какого зрителя ориентируется ваша программа?

16.Каково соотношение "видео" и текста в вашей      программе?*

17.Отношение к универсальности репортера.

18.Каким должен быть язык теленовостей и стиль репортера?

19.Какими должны быть качества репортера?

20.Какова роль ведущего в информационной программе?

21.Пожелания начинающим тележурналистам.


Приложение 2.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЖАРГОН

КРАСНОЯРСКИХ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТОВ:

 КРАТКИЙ СЛОВАРЬ


          Как и у любой профессиональной группы, у тележурналистов существует свой арго. Техническая неразвитость отечественной радиоэлектроники, естественно, обуславливает привлечение иностранной аппаратуры, а значит, и большого потока иностранных слов (в основном, английских). Это же касается и обозначения работающих на телевидении людей и профессиональных понятий.

          Словарь разбит на 3 части:

          1) обозначения людей, работающих на телевидении;

          2) обозначения аппаратуры;

          3) понятия, используемые в процессе профессиональной                       деятельности тележурналистов.

1. Люди, работающие на телевидении.


ВЕДУЩИЙ - человек, который во время эфира программы читает из студии устные информации и представляет сюжеты. Отличается от диктора тем, что непосредственно           принимает участие в создании программы.

ВЫПУСКАЮЩИЙ (дежурный редактор, ответственный редактор) - ответственный за выпуск, координирующий действия репортеров, операторов, режиссеров, водителей и др.

ВЫПУСКАЮЩИЙ РЕЖИССЕР - человек, который следит     за правильностью выхода в эфир новостийных блоков, за       их очередностью.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ - генеральный директор (телекомпании).

ДИКТОР - человек, зачитывающий в эфире какую-либо информацию.

ЗВУКАЧ - звукорежиссер, человек, который обеспечивает правильность наложения звукоряда на видеоряд.

МОНТАЖЕР, МОНТАЖНИК - человек, который монтирует и "склеивает" сюжеты.

ОПЕРАТОР - человек, который работает с кино- и видеокамерой.

РЕКЛАМЩИК - сотрудник отдела рекламы.

РЕПОРТЕР - человек, который собирает новости и работает в штате телекомпании.

СВЕТ - осветитель.

СТРИНГЕР - то же, что и репортер, но не работает в штате телекомпании.

ШЕФ ИНФОРМАЦИИ - начальник отдела новостей.

ШЕФ-РЕДАКТОР - главный редактор.


2. Обозначения аппаратуры.

БЕТАКАМ (бетакамка) - профессиональная видеоаппаратура стандарта BETACAM (англ.).

ВОСЬМЕРКА (мартышка) - компакт-камера стандарта Video-8.

ВХС - любительская видеоаппаратура     стандарта VHS (Video Home System).

МОНТАЖКА - монтажная линейка.

ПТС - передвижная телевизионная студия.

ПУШКА - встроенный в камеру микрофон.

СЕМЕРКА - любительская видеокамера стандарта VHS Panasonic M7000.

СУПЕР-ВХС - полупрофессиональная видеоаппаратура стандарта Super-VHS. Наиболее часто используется в красноярских программах новостей.

ТЖК - телевизионный журналистский комплект. Состоит из видеокамеры и видеомагнитофона, совмещенных, либо по отдельности.

ТРОЙКА   видеокамера стандарта VHS Panasonic M3000.


3. Понятия, используемые в процессе

профессиональной деятельности тележурналистов.


В/К - информация, которую читает в кадре диктор или ведущий.

ВЫЗВОНИТЬ НОВОСТЬ - получить информацию по телефону.

ЖИВОЙ ЭФИР, ПРЯМОЙ ЭФИР - немонтированный выход программы в эфир.

ЗАСТАВКА - фирменный знак программы, как правило, начинает выпуск.

З/К, ЗАКАДР - закадровый текст сюжета.

КАРТИНКА - видеоизображение.

КОДА - графически оформленное окончание программы.

НАКОЛКА - 1. непроверенная информация. 2. информация, полученная от информированного источника.

ОБОИ - нейтральные планы, подходящие для любого сюжета (идущие люди, проезжающие машины и т.д.)

ОЗВУЧКА, НАЧИТКА - наложение на видеоряд текста журналиста.

ОТБИВКА - короткая заставка (см.), ставится после сюжета.

ОТМОНТИРОВАТЬ - смонтировать сюжет, в определенном порядке "склеить" видеоряд.

ОТСМОТРЕТЬ           - просмотреть снятый или смонтированный видеоматериал.

ОТСНЯТЬ - снять какой-либо сюжет.

ПЕРЕБИВКА - короткая отбивка (см.), ставится между сюжетами.

ПОДВОДКА - устная информация, произносимая ведущим, которая логически подводит к сюжету.

СНХ, СИНХРОН - синхронизация звука и видеоряда, эффект прямого говорения; интервью.

СТУДИЯ - место, откуда происходит вещание.

ТИТРЫ - надпись на экране.

УСТНАЯ - устная информация.

ШАПКА - то же, что и заставка (см.).


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.