Пригородные пассажирские перевозки. С целью повышения эффективности деятельности пригородных перевозок предоставляется возможность покупки лицензий на право осуществления пригородных перевозок в течение определенного периода (франшиз).
Увеличивается число компаний по пригородным перевозкам, принадлежащих частично или полностью субъектам Российской Федерации и (или) муниципальным властям.
22. Система государственного регулирования железнодорожного транспорта
В соответствии с федеральным законом "О естественных монополиях" государственное регулирование естественных монополий направлено на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализованного ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.
Основными целями государственного регулирования в монопольных секторах экономики являются: обеспечение макроэкономической эффективности; справедливости по отношению к потребителю; справедливости по отношению к производителю товаров (работ, услуг), монопольного сектора.
Цели государственного регулирования в конкурентных секторах определены федеральным законом.
Общими задачами государственного регулирования железнодорожного транспорта являются: обеспечение гармоничного развития единой транспортной системы страны и ее экономики, национальной безопасности и обороноспособности государства, мобилизационной готовности железнодорожного транспорта; безопасности перевозок; равноправного доступа к продукции (работам, услугам) естественно монопольного и временно монопольного (потенциально конкурентного) секторов; эффективной тарифной политики, а также формирование стабильно развивающейся системы хозяйственных отношений (бизнесов) в железнодорожной отрасли и благоприятного инвестиционного климата; прогнозируемость изменений в правилах регулирования.
Требования к системе государственного регулирования железнодорожного транспорта. Эффективная система государственного регулирования железнодорожного транспорта должна удовлетворять ряду требований. В их число входят: равноудаленность от хозяйствующих субъектов; формирование системы "сдерживания и противовесов" в регулировании; ориентация на обеспечение единства и гармоничности транспортной системы; единство и последовательность регулирования; обеспечение обороноспособности и национальной безопасности; стабильность правил регулирования, предсказуемость изменений; обеспечение справедливости тарифов и обоснованности доходов монопольного сектора.
Минэкономразвития России
Федеральный орган регулирования на транспорте
Федеральный орган регулирования на железно- дорожном транспорте
Федеральный орган по регулированию естественных монополий
МАП России
Органы специального технического надзора
• Координация
развития ЕТС и
экономики
страны
• Государст-
венная
политика
в области
мобилизаци -
он ной
подготовки
деятельности и
транспортных
отраслей
• Руководство
мобилизацией-
ной подготовкой
и гражданской
обороной на
транспорте
(кроме ж/д
транспорта)
• Стандартиза-
ция,
сертификация
и надзор на
развития ж/д
транспорта (в
т.ч. ППЖТ)
мобилизацион-
обороной на ж/д
транспорте (в
и надзор на ж/д
• Лицензирова-
ние
деятельности
субъектов
конкурентного
сектора
• Установление
требований к системе
тарифного
регулирования
естественных
монополий
• Утверждение тарифного
прейскуранта на
услуги
ЕМС** и ВМС*
• Разработка правил
обеспечения
равноправного доступа к
ЕМС** и ВМС***
• Мониторинг соблюдения
установленных правил
регулирования доступа и
тарифной политики
• Формирование
совместно с Минфином
России методики
раздельного учета
доходов, затрат,
финансовых результатов
по видам деятельности
• Надзор и
контроль
равноправного
доступа
Согласование и
крупных сделок
и слияний
применения
установленной
тарифной
политики
• Обеспечение
специальных
вопросов
безопасности
и
соответствия
техническим
стандартам
* Разработка тарифного прейскуранта на услуги ЕМС и ВМС осуществляются ОАО «РЖД»
** ЕМС – естественно монопольный сектор
*** ВМС – временно монопольный сектор
Предлагаемое распределение функций государственного регулирования – первый этап реформ.
Минэкономразвития России
• Координация развития ЕТС* и экономики страны • Государственная политика в области мобилизационной подготовки
• Координация деятельности и развития ЕТС и транспортных отраслей
• Руководство мобилизационной подготовкой и гражданской обороной на транспорте
• Стандартизация сертификация и надзор на транспорте
• Обеспечение безопасности на железнодорожном транспорте
• Лицензирование деятельности субъектов конкурентного сектора
• Установление требований к системе тарифного регулирования естественных монополий
• Утверждение тарифного прейскуранта на услуги ЕМС** и ВМС***
• Разработка правил обеспечения равноправного доступа к ЕМС** и ВМС****
• Мониторинг соблюдения установленных правил регулирования доступа и тарифной политики
• Формирование методики раздельного учета доходов, затрат, финансовых результатов по видам деятельности
• Надзор и контроль обеспечения равноправного доступа
• Согласование и контроль крупных сделок и слияний
• Надзор и контроль установленной тарифной политики
• Обеспечение специальных вопросов безопасности и соответствия техническим стандартам
* Единая транспортная система
*** Разработка тарифного прейскуранта на услуги ЕМС и ВМС осуществляются ОАО «РЖД»
**** ВМС – временно монопольный сектор
Предлагаемое распределение функций государственного регулирования – второй этап реформ.
23. Реформирование тарифной системы
Основной целью совершенствования тарифной системы является достижение баланса экономических интересов государства, пользователей услуг и предприятий железнодорожного транспорта.
К тарифной системе предъявляются требования стабильности, обеспечивающей достижение поставленных целей при изменениях внешних условий, гибкости, позволяющей адекватно реагировать на изменения внешних условий и потребностей рынка, и прогнозируемое™.
Задачи тарифного регулирования в период структурной реформы. Система тарифного регулирования должна в максимальной степени способствовать эффективной реализации изменений, предусмотренных предлагаемой регуляторной моделью. В соответствии с этим закрепленные цели тарифного регулирования дополняются следующими задачами.
На первом этапе (2001—2002 гг.) решаются задачи по передаче функций тарифного регулирования независимому государственному органу; упорядочению существующей тарифной системы. В этот период создаются условия для финансового разделения различных видов хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта, в том числе: обеспечивается уровень рентабельности естественно монопольного сектора, достаточного для его устойчивого функционирования и модернизации; последовательно отменяется перекрестное субсидирование различных видов перевозок и осуществляется переход к прямому субсидированию; создаются условия для возникновения и развития конкуренции в отдельных видах железнодорожных перевозок.
На втором и третьем этапах (2003—2010 гг.) решаются задачи обеспечения эффективного функционирования железнодорожного транспорта и создания условий для развития конкуренции и организационного выделения конкурентных секторов.
Таким образом, тарифная политика в области железнодорожного транспорта должна строиться с учетом необходимости:
создания условий для развития конкуренции (внутриотраслевой, межтранспортной, межотраслевой, международной) и недопущения искусственной монополизации в отрасли;
отказа от регулирования в конкурентных сферах деятельности;
воздействия тарифными инструментами на улучшение качества услуг железнодорожного транспорта;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11