ГУМАНИТАРНО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Факультет- педагогический
Специальность-033200 иностранный язык
Дисциплина-фонетика английского языка
КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА: Развитие системы фонем английского языка
Научный руководитель: Коржанова А.А.
Выполнил: студент 3-го курса
о/з отделения Трубникова Г.В.
ЛЮБЕРЦЫ-2007 ГОД
Содержание:
1.Введение - с.3
-фонетика как наука
-классификация звуков (согласных и гласных)
2.Основная часть – с.7
Согласные:
-основные признаки;
-первое передвижение;
-нейтрализация;
-геминация.
Гласные:
-происхождение древнеанглийских гласных;
-древнеанглийские дифтонги: их структура, источники;
-велярная перегласовка;
-развитие безударного вокализма;
-изменение гласных от древнеанглийского к среднеанглийскому периоду;
-монофтонгизация древнеанглийских дифтонгов.
Ударение:
-общегерманское;
-в заимствованных словах.
3.Заключение – с.16
Список литературы – с.17
Речь доступна для восприятия слушающих благодаря материальности своих знаков. Знаки эти – звуковые при устном общении и графические –при письменном. Поэтому изучение звуковой стороны языка является неотъемлемой частью языковедения. Этот раздел называется фонетикой. Фонетику можно назвать грамматикой произношения. Фонетика-это наука, изучающая звуки, издаваемые людьми, их фактические или слышимые формы. Фонетика изучает звуковые системы языка, отдельные фонемы, ударение слов, силлабические структуры и интонацию.
Фонетика не сразу вошла в науку о языке, несмотря на блестящие достижения в этой области древнеиндийских ученых и удачную классификацию звуков у греческих александрийских ученых; в дальнейшем лингвистика мало обращала достижения внимания на звуковую сторону языка. Исключением являются работы француза Кордемуа, видного представителя славянской общественной мысли XII в. Ю. Крижанича, М. Ломоносова XVIII в. и некоторых других. Но даже еще в первой половине XIX в. ученые плохо различали звуки и буквы.
Необходимость составлять грамматики туземных языков в колониях, изучение бесписьменных диалектов и сравнительно-исторические описания языков и их групп двинули фонетику вперед.
Материальные знаки языка- звуки (а во-вторых, и буквы)- выполняют две функции: функцию доведения речи до восприятия (звуки- ухом, буквы- глазом)- перцептивную и функцию различения значимых единиц языка морфем и слов- сигнификативную. Поэтому следует прежде всего ознакомиться с материальной природой звуков, что необходимо для понимания того, что же мы можем воспринимать органами чувств (ухом).
Работа органов речи, направленная на производство звуков речи, называется артикуляцией. Артикуляция складывается из трех частей: из приступа (или экскурсии) звука, когда органы «выходят на работу» средней части (или выдержки), когда органы установились для данной артикуляции, и отступа (или рекурсии), когда органы возвращаются в нерабочее состояние.
Звуки с мгновенной выдержкой- мгновенные звуки (например, [п], [б], [т], [д], [ц], [ч], [к], [г]), их протягивать или вовсе нельзя (таковы [п], [б], [т], [д], [к], [г]), или же при протягивании они дают другое слуховое впечатление: не [ц], а [с], не [ч], а [щ]. Звуки с более или менее продолжительной выдержкой- длительные звуки, хотя их длительность может и не всегда проявляться, но их при желании можно протягивать (таковы гласные, а также звуки [м], [н], [л], [р], [ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [й], [х]; в русском всегда длительно [щ]).
Все звуки можно разделить прежде всего на гласные и согласные, и это деление может исходить как из акустических, так и из артикуляционных признаков.
Акустически звуки речи разделяются на сонорные (звучные) и шумные. Сонорные определяются резонаторными тонами, шумы в них или вовсе не присутствуют (гласные), или участвуют минимально (например, в р- разного типа); в шумных (а это только согласные) тембр определяется характером данного шума.
Так называемые «полугласные» звуки (й [j], y [w] и т.п.), находящиеся между гласными и согласными, на поверку всегда оказываются либо теми, либо другими; граница гласных и согласных как раз и проходит между артикуляциями гласных [и], [y] и соответствующих согласных й [j], y[w].
Сила выдоха (экспирации) неодинакова у разного рода звуков: она всего сильнее у глухих согласных, слабее у звонких согласных, еще слабее у сонорных и, наконец, самая слабая у гласных.
Проход во рту, по которому идет струя воздуха из легких, может быть: 1)свободным, когда нет никакого препятствия и воздух проходит без трения о стенки; звуки свободного прохода- это гласные; 2)суженным, когда те или иные органы во рту, сближаясь, образуют щель, в которой струя воздуха производит трение о стенки прохода; звуки суженного прохода- это фрикативные согласные (иначе спиранты, щелевые, проточные, придувные): к фрикативным согласным относятся [ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [j], [х], а также и гортанные придыхательные [h]; 3)сомкнутым, когда на пути струи воздуха соприкасающиеся органы воздвигают полную преграду- смычку, которую либо надо прямо преодолеть, либо струе воздуха следует искать обход смычки; это смычные согласные, подразделяющиеся на ряд подвидов в зависимости от того, как преодолевается смычка.
Смычные подразделяются на:
1)взрывные, когда смычка взрывается под напором струи воздуха и струя воздуха проходит прямо из ротовой полости наружу; это [п], [б], [т], [д], [к], [г];
2)аффрикаты (смычно-фрикативные), когда смычка сама раскрывается для прохода струи воздуха в щель и воздух проходит через эту щель с трением, но в отличие от фрикативных не длительно, а мгновенно; это [пФ], [ц], [дз], [ч], [дж];
3)носовые (или назальные), когда смычка остается ненарушенной, а воздух проходит обходом через нос; это [м], [н] и другие н (gn французское, ng немецкое и английское);
4)боковые (или латеральные), когда смычка остается ненарушенной, но бок языка опущен вниз, и между ним и щекой образуется боковой обход, по которому и выходит воздух; это разного типа л;
5)дрожащие (или вибранты), когда смычка последовательно и периодически размыкается до свободного прохода и опять смыкается, т.е. органы речи производят дрожание, или вибрацию, вследствие чего струя воздуха выходит наружу прерывисто только в моменты размыкания; это разного рода р.
Классификация по активным органам (губные, переднее-, средне- и заднеязычные) ближе определяет ход развития артикуляции и позволяет дать более точные указания правильного произношения, что особенно важно при овладении иностранными языками, тогда как классификация по пассивным органам (губные, зубные, переднее-, средне-, и задненебные) более статична, но зато позволяет легче связать артикуляционную характеристику согласных с их акустической характеристикой (свистящие, шипящие, твердые, мягкие и т.п.), так как указывает на те или иные зоны резонатора.
Сверх указанных признаков различие согласных может быть еще и в некоторых дополнительных признаках, накладывающихся на основные. Это прежде всего палатализация и веляризация.
Палатализация –это дополнительный к основной артикуляции согласного звука подъем средней части языка к твердому небу (т.е. йотовая артикуляция), что резко повышает характерный тон и шум (метафорически это называется «смягчение»).
Веляризация- это дополнительный подъем задней части языка к мягкому небу, что резко понижает характерный тон и шум (метафорически это называют «отвердение»).
Дополнительные гортанные артикуляции могут различать придыхательные и смычно-гортанные согласные.
Придыхательные согласные (или аспираты) отличаются от простых взрывных и аффрикат тем, что одновременно со смычкой во рту образуется сужение междусвязочной щели без напряжения мускулатуры, и тогда взрыв сопровождается фрикацией воздуха о связки (придыхание), т.е. получаются не [п], [т], [к], а [пh], [тh], [кh].
Смычно-гортанные согласные отличаются от простых взрывных и аффрикат тем, что одновременно со смычкой во рту образуется вторая смычка в гортани между связками; ротовая смычка взрывается не струей воздуха, идущей из легких, а усилием мускулатуры рта, и почти одновременно следует гортанный взрыв силой струи воздуха, идущей из легких, а усилием мускулатуры рта, и почти одновременно следует гортанный взрыв силой струи воздуха, идущей из легких, т.е. получаются не [п], [т], [к], а [п`], [т`], [к`]; звуки эти на слух очень слабые. Они характерны для многих кавказских языков, где обычных взрывных и аффрикат часто не бывает; имеются только одноместные пары придыхательных и смычно-гортанных.
Система согласных называется консонантизмом.
Признаки, характеризующие согласные, не подходят для определения гласных.
Действительно, согласные прежде всего отчетливо подразделяются по способу образования, гласные же все принадлежат к одному способу –свободного прохода. В пределах свободного прохода гласные по широте раствора рта можно разделить на широкие, как а, средние, как э, о, и узкие, как и, у, акустически это деление соответствует степени сонорности (звучности): широкие –максимально сонорные, средние- средней сонорности и узкие -минимально сонорные; однако, чем отличается э от о или и от у, этим методом показать нельзя.
Положение губ –очень важное условие для характеристики гласных; растягивание губ укорачивает переднюю часть резонатора, что повышает резонаторный тон; округление губ в колечко и вытягивание их в трубочку увеличивают переднюю часть резонатора, что понижает резонаторный тон; эта артикуляция называется огублением или лабиализацией. Не растянутые и не вытянутые губы (нейтральное положение губ, как при [а]) не влияют на резонаторный тон. Лабиализованные гласные ниже нелабиализованных (с нейтральным укладом губ и с растянутыми губами).
Артикуляционно гласные распределяются горизонтально по ряду, т.е. по той части зыка, которая поднята при произношении данного гласного звука; гласные [и], [э] –переднего ряда; гласные [у], [о] –заднего ряда; к гласным среднего ряда относится нормальное русское [ы].
Страницы: 1, 2, 3