Следует заметить, что в современных условиях предпринимательство имеет место как в городе, так и на селе, в последнем случае речь идет о сельском (аграрном) предпринимательстве.
Кроме того, предпринимательство бывает крупным, средним и малым. Малое предпринимательство выступает как динамичная форма хозяйствования, для которой характерны гибкость и способность чутко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Осуществляя хозяйственную деятельность, субъекты малого предпринимательства ориентируются прежде всего на потребности местного рынка, объем и структуру локального спроса.
Рассмотренная выше структура предпринимательства в России находится в динамике, подвергается изменениям в зависимости от многих факторов и поэтому возможно появление его новых видов и форм, что составит предмет исследования будущих научных работ.
Экономическая и социальная эффективность предпринимательства.
Здесь можно обратиться к развитию предпринимательской деятельности на конкретном примере, Калининградской области.
Обратимся к показателям развития малого предпринимательства в Калининградской области. Приведем общие данные.
Наиболее успешно в Калининградской области развивается мебельное производство, изготовление телевизоров, строительство, туризм и торговля. При этом предприятия региона успешно осваивают внутренний российский рынок и также успешно осуществляет экспорт за рубеж.
Отраслевая структура малого бизнеса Калининградской области за последние годы не претерпела существенных изменений. Наиболее распространенным видом деятельности за 2006 год остается торговля и общественное питание, к которому относится 44,5% от общего количества предприятий, доля промышленности составляет 19%, строительства - 12%, на транспорт приходится 5%, другие виды деятельности составляют 19,5%
По состоянию на 01.01.2004г. на территории области зарегистрировано около 70 тысяч действующих субъектов малого предпринимательства. Из них 7479 малых предприятий, более 55000 индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица и 5770 агрофермерских и крестьянских хозяйств в сельскохозяйственном производстве.Темпы роста числа МП в регионе и их вклад в рост ВРП – высокие.
Общее число занятых в малом бизнесе составляет, по расчетам, не менее 150 тыс. человек, что составляет более 35% от числа занятого населения области.
Отраслевая структура по малым предприятиям приведена в таблице:
(на конец года, единиц)
2000
2001
2002 г.
Всего
В % к
итогу
7582
7569
7479
100
Промышленность
1429
1403
18,8
Сельское хозяйство
217
216
133
1,8
Строительство
809
807
889
11,9
Транспорт
202
361
4,8
Связь
26
54
0,7
Торговля и общественное
питание
3917
3910
3331
44,5
Другие виды деятельности
982
978
1308
17,5
Доля предприятий, занятых в промышленности, сохранилась на уровне 2001 года (18,8%).
Увеличение числа малых предприятий отмечено в строительстве (+10%) и на транспорте (+79%), т.е. в отраслях, развивающихся в регионе наиболее динамично. Вместе с тем, заметно снизилось количество предприятий в торговле и общественном питании (-17%).
Из других видов деятельности следует отметить рост количества предприятий, занятых в общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка (+55%), информационном обслуживании (+628%), ЖКХ и бытовом обслуживании населения (+30%), а также в здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении (+32%).
Объём произведенной малыми предприятиями продукции в 2002 году – около 9 млрд. руб. в действующих ценах, что составило 155,4% к уровню 2001 года, при этом налоговые отчисления в областной бюджет составили, по расчетам, не менее 750 млн. руб.
Доля малых предприятий в валовом региональном продукте в 2002 году составила, по оценке, не менее 22,5%.
На тысячу человек постоянного населения в Калининградской области приходилось более 8 малых предприятий.
В рамках системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства ГОУ ФПМП в Калининградской области за 4-й квартал 2001г. и 2002 год отработало нормативно-правовую базу по выдаче льготных займов, микрокредитов и гарантий для СМП. Выдано 4 льготных займа на общую сумму 760 тыс. руб., на срок до 18 месяцев под 12-14% годовых. Выдано 3 микрокредита на общую сумму 300 тыс. руб. на срок от 2 до 6 месяцев под 3-3,5% в месяц. Возврат займов и микрокредитов составляет 100%. Выдана одна гарантия по банковскому кредиту на сумму 240 тыс. руб., средства возвратные. В бюджете области на 2003 год зарезервировано 2 млн. руб. для гарантии ГОУ ФПМП.
В 2002 году началось внедрение единой системы информационного обеспечения малого предпринимательства. Основу системы составляет информационный портал «Малое предпринимательство в Калининградской области», который объединяет ресурсы систем информационного обеспечения субъектов малого предпринимательства Калининградской области и соответствует информационным потребностям предпринимателей региона. В состав баз данных инфо-портала включена вся информация, необходимая предпринимателям для ведения бизнеса. Его основная цель – предоставить предпринимателям по возможности исчерпывающую информацию об организации и ведении собственного бизнеса в Калининградской области, начиная от общих законодательных норм и заканчивая конкретными рекомендациями и советами, касающимися повседневной предпринимательской практики.
Основные проблемы развития предпринимательства
В современной России сделаны шаги в сторону демократических преобразований и формирования рыночных отношений. Можно говорить о том, что миллионы российских граждан занимаются предпринимательской деятельностью, которая дает ощутимый экономический и социальный эффект. Однако, если рассматривать потенциальные возможности нашего общества, то доля предпринимательского сектора в укреплении рыночной экономики пока явно недостаточна. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь МП, тогда как в странах – членах Европейского Союза – не менее 30.
Развитие предпринимательства в регионах Российской Федерации сталкивается с многочисленными проблемами, которые являются в основном типичными:
- отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;
- пробелы в действующем законодательстве, особенно налоговом;
- нехватка ресурсов, прежде всего финансовых;
- сложность доступа к деловой информации – сведения о продукте, конкуренте и т.п.;
- неурегулирован ность вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе;
- отсутствие положительного имиджа отечественного предпринимателя;
- нестабильность экономической ситуации в стране;
- недобросовестность крупного бизнеса;
- доступ к кредитным ресурсам и высокая ставка кредитования (22%);
- правовая неграмотность самих предпринимателей;
- отсутствие явного развития производства;
- высокая планка единого социального налога (26%);
- недостаточность кадрового потенциала;
- длительное оформление документации, особенно на землю
Это, прежде всего, – проблемы широкого «теневого» сектора предпринимательской деятельности, сложность и запутанность регионального законодательства, высокие административные барьеры, препятствующие возникновению новых фирм, недостаточность налоговых поступлений от малых предприятий в региональный и местный бюджеты.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5