|
1.3 Промышленность НИС Юго-Восточной Азии.
Южная Корея и Сингапур сначала ориентировались преимущественно на тяжелую промышленность - металлургию, машиностроение, нефтепереработку, нефтехимию и некоторые другие.
В Южной Корее за короткое время значительно увеличилось производство чугуна, стали и проката. По размерам выплавки стали, страна вышла на второе место в Азии после Японии, причем с самого начала черная металлургия была ориентирована на самые прогрессивные технологии (электросталеплавильные печи, кислородные конверторы). Были построены крупные металлургические комбинаты в Пхохане и Кваньяне. Возросло также производство цветной металлургии (медь, цинк, свинец, алюминий).
На основе металлургии стало создаваться и собственное машиностроение. В этой отрасли на первый план выдвинулись станкостроение, связанное с индустриализацией и расширением внутреннего рынка, и судостроение, ориентированное в основном на экспорт. За 1980-е гг. тоннаж спускаемых на воду судов вырос более чем в пять раз. Было освоено производство супертанкеров, а затем и балкеров, контейнеровозов, танкеров-метановозов (70% мирового производства). Стали ускоренно развиваться основная химия (минеральные удобрения) и нефтехимия (пластмассы и химические волокна). Была укреплена энергетическая база, прежде всего благодаря развитию атомной энергетики; первая АЭС вступила в строй в 1978 году.
В Сингапуре с началом осуществления ускоренной индустриализации стала, быстро расти портовая промышленность, ориентирующаяся на переработку импортного сырья. В первую очередь это относится к такому «грязному» производству, как нефтепереработка и нефтехимия, которое с 70-ых годов стало здесь ключевой отраслью. Мощность пяти нефтеперерабатывающих заводов Сингапура достигла почти 60 млн. тонн, и но этому показателю он занял третье место в мире после американского Хьюстона и голландского Роттердама.
Интересно, что в Сингапуре нефтеперерабатывающие заводы вместе с нефтехранилищами вынесли на семь небольших островков в Малаккском проливе, расположенных к югу от первого по времени возникновения и самого крупного промышленного ядра Сингапура - Джуронга. Эти островки к тому же фактически объединили в один остров, что облегчило создание здесь небольшой промышленной зоны. Японские и немецкие химические концерны на базе этой зоны уже начали развивать крупное современное производство. Проект предусматривает сооружение дамбы, которая соединит «нефтяной» остров Джуронг с главной частью этого промышленного района.
К числу отраслей портовой промышленности нужно отнести и судостроение. Здесь строят супертанкеры тоннажем до 500 тысяч тонн, нефтяные буровые платформы. Большое значение имеет также судоремонт. Эти отрасли тесно связаны с работой крупнейшего в мире сингапурского порта, годовой грузооборот которого превышает 300 млн. тонн.
Такая оптимизация экономической модели в свою очередь стимулировала инвестиции в НИОКР. Одновременно стал поощряться импорт передовой иностранной технологии. Были созданы свои производственные и технологические парки, где также разрабатывались новейшие технологии. Фактически во всех странах повой индустриализации возникли свободные экономические зоны разных типов, но экспортно-ориентированной направленности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.