Датой увеличения валовых расходов производства (обращения) считается дата события, которое наступило раньше: или дата списания денежных средств с банковских счетов предприятия на оплату товаров (работ, услуг) (при расчетах наличными деньгами — день выдачи из кассы), или дата оприходования товаров либо фактического получения работ (услуг).
4. Вместо учета затрат на производство реализованной продукции предприятия (кроме производителей сельскохозяйственной продукции) для целей налогообложения должны вести учет прироста (убыли) балансовой стоимости материальных оборотных активов (запасов на складе, в незавершенном производстве и в остатках готовой продукции). Прирост балансовой стоимости этих запасов за отчетный квартал вычитается из суммы валовых расходов, а ее убыль прибавляется к валовым расходам плательщика налога в этом квартале.
5. Вместо нескольких ставок налога на прибыль, дифференцированных по видам деятельности, которые действовали ранее, применяется единая ставка (30 %) для всех плательщиков. В Законе осталось очень мало льгот по налогу на прибыль. Освобождается от налогообложения только прибыль предприятий, которые учреждены всеукраинскими общественными организациями инвалидов (если количество инвалидов составляет не менее 50 % общей численности работающих, а их фонд оплаты труда — не менее 25 % суммы общих затрат на оплату труда), и прибыль, полученная от реализации в Украине специальных продуктов детского питания собственного производства (в соответствии с перечнем, установленным Кабинетом Министров Украины).
Освобождаются от налогообложения также доходы неприбыльных организаций (к ним относятся учреждения образования, культуры, здравоохранения, которые содержатся за счет бюджета, благотворительные фонды, пенсионные фонды, кредитные союзы, ассоциации, религиозные организации, указанные в Законе), которые получены из источников, перечисленных в Законе (доходы от основной деятельности, безвозвратная финансовая помощь, добровольные пожертвования,
пассивные доходы). Несмотря на то, что в Законе Украины "О системе налогообложения" первым принципом построения налоговой системы страны названо стимулирование предпринимательской производственной активности путем предоставления льгот по налогообложению прибыли, направляемой на развитие производства, законом о налогообложении прибыли такие льготы не предусмотрены. Есть только норма, предусматривающая обложение прибыли от реализации инновационных проектов (продуктов), заявленных при регистрации в инновационных центрах, в размере 50 % действующей ставки налога.
Отмена дифференциации ставок налога и расширение базы налогообложения за счет сокращения льгот — это признак либерализации налогообложения прибыли.
Плательщики налога самостоятельно определяют сумму налога, подлежащего уплате, и уплачивают его не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Декларация о прибыли за отчетный квартал подается плательщиками государственным налоговым органам не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Предприятия-производители сельскохозяйственной продукции подают декларацию о прибыли и расчет налога на прибыль вместе с годовым бухгалтерским отчетом и платят этот налог раз в год. Остальные плательщики, за исключением нерезидентов и производителей сельскохозяйственной продукции, уплачивают авансовые взносы налога за 1 и II месяцы квартала нарастающим итогом с начала года соответственно до 20 числа II и III месяца квартала.
Нерезиденты, которые осуществляют деятельность на территории Украины через постоянное представительство, должны рассчитывать сумму налога на прибыль и уплачивать его по результатам отчетного квартала.
Дивиденды, выплачиваемые эмитентами корпоративных прав, выделены в отдельный объект налогообложения. Независимо от того, является ли источником выплаты дивидендов прибыль или принято решение об их выплате за счет других собственных источников, плательщик начисляет и удерживает из выплат налог на дивиденды в размере 30 % начисленной суммы выплат. Плательщик налога на прибыль — эмитент корпоративных прав — уменьшает сумму начисленного налога на прибыль на сумму уплаченного налога на дивиденды. Налог на дивиденды не уплачивается при выплате дивидендов акциями (долями, паями), эмитированными предприятием, которое начисляет дивиденды, если такая выплата не меняет пропорций участия всех акционеров (собственников) в уставном фонде предприятия-эмитента. Устранение двойного налогообложения прибыли предусмотрено следующим образом: суммы налога на прибыль, полученную из иностранных источников, которые уплачены субъектами предпринимательской деятельности за границей, зачисляются во время уплаты ими налога на прибыль в Украине при наличии договора Украины с данной страной об устранении двойного налогообложения.
2.3.Налоговый период.Отчетный период
Согласно законодательства Украины:
1. налоговым периодом по налогу признается календарный год;
2. отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.
В тех случаях, когда сумма налога на прибыль, исчисленная из фактически полученной прибыли отличается от суммы авансовых платежей, то производится расчет дополнительных платежей в бюджет по следующей формуле:
где: Пдоп=1/4*(Нфакт - Навенс)*С*100%,
Пдоп – дополнительный платеж;
Нфакт – фактическая сумма налога на прибыль;
Навенс – авнсовые платежи по налогу на прибыль;
С – ставка рефинансирования.
Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период.
Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.
Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.
Порядок уплаты налога на прибыль определяется самостоятельно, и он действует до конца отчетного года.
2.4. Налоги в системе доходов бюджета
В процессе рыночной реформы экономики важным является признан того, что макроэкономическая стабилизация не возможна без значительно глубинной перестройки государственных финансов в целом и бюджета к центрального их звена в частности. Бюджет является не только финансовым планом создания централизованного фонда и перераспределения государе венных ресурсов с использованием целостной системы платежей, учета отчетности, он — одно из основных средств макроэкономической стабилизации и экономического роста. Государственный бюджет фактически обе почивает существование страны, развитие ее экономики и культуры, социальную защиту населения. Посредством бюджета государство аккумулируют денежные средства для финансирования приоритетных направлений производства, социального развития, активизирует меры по увеличению поступлений в бюджеты всех уровней, а также целевому и экономному расходованию государственных денежных средств. Это обусловливает необходимое проведения комплекса мероприятий на государственном уровне и повседневной работы на местах для обеспечения полного и своевременного поступления в бюджет доходов и осуществления расходов, постоянного анализа доходов и расходов бюджета, а также их влияние на экономику.
Исходя из реалий сегодняшнего дня — экономического кризиса, продолжающегося спада производства ВВП, разлада финансово-кредитной систем роста неплатежей и обесценения национальной денежной единицы',— ос бую актуальность приобретает проблема построения совершенной и эффективной системы формирования доходной части государственного бюджета
Исследования формирования доходов бюджетов стран с рыночной экономикой показывают, что они формируются преимущественно за счет налоговых поступлений. В общем объеме ВВП удельный вес всех налоговых поступлений колеблется от 30% в США до 61% в Швеции, что свидетельствует о значительной доле налогов в ВВП развитых стран и главной их роли в перераспределении доходов государством. В развитых странах среди налогов преобладают прямые налоги: подоходный налог с предпринимателей и граждан, налог на прибыль корпораций, взносы на социальное страхование, составляющие 80—90 всех налоговых поступлений. Значительно меньший удельный вес имеют косвенные налоги (налоги на потребление — НДС и акцизы). Кроме этих налогов в сводные бюджеты поступают другие незначительные налоги общегосударственного (например, пошлина), регионального и местного значения. Современная структура доходов бюджетов Украины несколько иная. Наглядное представление о структуре доходов и налоговых источниках их образования дает таблица 2.3.
Таблица 2.3. Структура налоговых поступлении Сводного бюджета Украины в 2005—2007 гг.
2005 г.
(план)
2006 г.
2007 г.
(проект)
Налог на добавленную стоимость
Акцизный сбор
Налоги на международную торговлю и внешние операции
Налог на прибыль предприятий
Подоходный налог с граждан
Платежи за использование природных ресурсов Лицензии на предпринимательскую и профессиональную деятельность
Другие налоги
45,4
6,9
3,9
12,1
18,3
8,7
1,1
3,6
32,8
11,1
6,5
18,5
15,5
7,2
3,8
4,6
35,6
6,6
5,6
25,0
15,7
5,9
1,0
Как видно из таблицы I, основными источниками налоговых поступлений а сводный бюджет Украины в 2005 и 2006 гг. были:
— внутренние налоги на товары "и услуги (2006 г. — 47,7%): налог на добавленную стоимость; акцизный сбор с отечественных и импортных товаров; плата за лицензии на предпринимательскую и профессиональную деятельность;
— налоги на доходы, прибыль и увеличение рыночной стоимости (2006 г. — 34%): налог на прибыль предприятий и подоходный налог с граждан.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14