Рефераты. Разработка алгоритма и инструментария для выявления профессиональной компетентности психолога органи...

Данные показатели характеризуют претендента как человека эмоционально неустойчивого, переменчивого, беспокойного. Вызывающий недоверие, игнорирует обязанности, неорганизованный, невнимателен, неделикатен. Однако отличается самоуверенностью.

Получив отказ в приеме на вакантную должность, претендентка устроила скандал и потребовала дальнейшего проведения испытания. Было принято решение о проведении претенденткой тренингового занятия в группе.

Занятие прошло неудовлетворительно. Цель тренинга была не ясна. В конце занятия образовалась ситуация конфликта между реабилитантами и претенденткой на вакансию.

После проведения занятия претендентка приняла самостоятельное решение отказаться от вакансии.

2. Г. 29 лет. Замужем. Сын 2 года. Образование: Самарский государственный университет. Специальность преподаватель истории. Самарский институт переподготовки кадров работников образования (СИПКРО) по специальности педагог-психолог. Опыт работы педагогом в школе- интернате для трудных подростков 3 года.

Ответы на вопросы анкеты четкие, лаконичные. Пропущенных пунктов нет.

Внешний вид аккуратный. В беседе внимательна, собранна, доброжелательна. При оценке выраженности личностных качеств были получены следующие результаты (таблица 4):

Таблица 4

Личные качества (представлены в порядке присвоенных рангов)

Степень выраженности

«Низкая»

«Средняя»

«Высокая»

1. Умение разбираться в людях



Х

2. Эмоциональная уравновешенность



Х

3.Творческое отношение к делу


Х


4. Коммуникабельность


Х


5. Целеустремленность



Х


Данные полученные при проведении ПФСИ были подтверждены наличием показателей методики Р. Кеттелла:


Таблица 5

А

В

С

Е

F

G

Н

I

L

M

N

O

Q1

Q2

Q3

Q

6

9

7

5

6

7

5

5

6

5

6

5

4

6

7

6


Претендентка характеризуется как эмоционально уравновешенный человек. Добродушный, целеустремленный, ответственный, внимательный. Сильный характер, добросовестный, уравновешенный с выраженными лидерскими качествами.

После проведенного собеседования претендентке было предложено провести тренинговое занятие с группой. Занятие прошло удовлетворительно. Четко поставлена цель. Реабилитантами в конце занятия была дана положительная обратная связь.

В итоге принято решение о принятии на вакансию психолога данной претендентки. Она работает по настоящее время психологом организации весьма успешно.

Заключение

 

Исходя из цели настоящей работы на теоретическом уровне были изучены различные способы получения информации о человеке. 

Наиболее распространенными способами получения информации о претенденте являются:

- заявление: из него  обычно становятся известными первые сведения, его  польза  будет  зависеть  от  того, как оно составлено.

 - анализ анкетных данных: предполагает, что биография человека является достаточно надежным индикатором его потенциала успешно выполнять определенные производственные функции.

- тестирование - метод психологической диагно­стики, при котором используются стандартизирован­ные вопросы и задачи (тесты), имеющие определен­ную шкалу значений. Существует несколько видов тестов. Их можно разделить на несколько групп: 1) Тесты на определение способностей (тесты интеллекта, тесты определяющие технические и творческие способности и т.д.); 2) Квалификационные тесты; 3) Личностные опросники (16- факторный личностный опросник Р. Кеттелла, методика Г. Айзенка, ММРI и т.д.); 4) Тесты для отбора группы.

Преимущества тестирования состоят в возможности оценки сегодняшнего  состояния кандидата с учетом особенностей организации и будущей должности. Недостатки этого метода первичного отбора – высокие издержки, часто необходимость сторонней помощи, условность и ограниченность тестов, не дающих полного представления о кандидате.

Кроме того, существуют дополнительные, альтернативные методы получения информации: 1) Экспертиза почерка; 2) Проверка честности; 3) Оценка коллег; 4) Самооценивание; 5) Астрология; 6) Рекомендации.

Однако на сегодняшний день одним из самых важных элементов процесса отбора персонала является собеседование (интервью). Существует несколько видов интервью: 1) Стандартизированное (структурированное); 2) Нестандартизированное интервью; 3) Интервью с полуформализованной схемой (ПФСИ). Причем последнее является наиболее надежным и информативным.

Подводя итоги теоретической части, можно сказать что, выбор методов отбора определяется в каждой конкретной ситуации характером вакантной должности, ее важности для организации, традициями и финансовым состоянием последней, а также квалификацией сотрудников, занятых процессом отбора.

В дальнейшем, исходя из цели настоящей работы, с помощью данных профессиограммы разработана программа для выявления профессиональной компетентности психолога ОАО «ОРЦ».

Программа состоит из шести этапов:

1) Первичный отбор претендентов по телефону;

2) Заполнение биографической анкеты. Данные анкеты анализируются заведующим отделения.

3) Беседа с заведующим отделения психологической реабилитации. Беседа проводится в форме полуформализованного интервью. Для проведения ПФСИ составлена программа вопросов, отображенная  в пункте 2.2, настоящего исследования.

4) Уточнение данных полученных в результате ПФСИ с помощью методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (№187).

5) Тест на профессиональное выполнение работ. В ОАО «ОРЦ» чаще всего претендентам на вакансию предлагается провести тренинговое занятие с группой.

6) Заключительная беседа с главным врачом ОАО «Областной реабилитационный центр».

В третьей главе рассмотрено действие программы отбора претендентов на вакансию психолога ОАО «Областной реабилитационный центр» на практике, на примере двух претендентов.

В заключение еще раз хочется отметить что тщательная и планомерная подготовка процедуры отбора персонала – в будущем залог успеха функционирования персонала организации.

Список использованных источников

1.

Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2002. – 688 с.

2.

Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: Учеб. пособие. 3-е издание. – М.: Дело, 2003. –

3.

Вьюжек Т. Логические игры, тесты, упражнения. – М.: Эксмо, 2006. – 304 с.

4.

Гринберг Д. Управление стрессом / Пер с англ. Л. Гительман., М. Потапова. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 496с.

5.

Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нефтельев А.И. Психология труда и инженерная психология. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 134 с.

5.

Должностная инструкция психолога ОАО Областной реабилитационный центр»

7.

Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 1999. – 624 с.

8.

Журавлев П.В., Карташов С.А. Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера. – М.: Экзамен, 1999. – 576 с.

9.

Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности: Учеб. – метод. пособие для студентов фак. псих. гос. ун-тов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. – 94 с.

10.

Купер Д., Робертсон А. Психология в отборе персонала. – СПб.: Питер, 2003. – 240 с.

11.

Методы исследования в психофизиологии: Учеб. пособие / Дорошенко В.А., Кануников И.Е., Смирнов А.Г. и др.; Под ред. Батуева А.С. – СПб.: Издательство С-Петербургского университета, 1994. – 144с.

12.

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. В.Д. Балина, В.К. Гайда, В.К. Гербачевского. – СПб.: Питер, 2004. – 560 с.

13.

Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента: Учеб. пособие / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Изд-во С. – Петерб. ун-та, 2001. – 24

14.

Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2004. – 480 с.

15.

Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. – 672.с.

16.

Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. – М.: Апрель-Пресс, изд-во Института Психотерапии, 2004. – 224 с.

17.

Словарь-справочник менеджера / Под ред. М.Г. Лапусты, “ИНФРА – М”,  М.- 1996.

18.

Травин В. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента - М.: «Дело», 1995

19.

Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 560 с.

20.

Физиогномика. /Сост. Г.М. Новоселова. – М.: Библиополис, 1993. –

21.

Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно – практическое пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Интел-Синтез, 2000. – 368 с.

22.

Шмелев А. Г. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов пед. вузов. – М., Ростов-на Дону: «Феникс», 1996. – 544 с.

23.

Психографология.

24.

Методы исследования профпсихологии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.