Рефераты. Пути усовершенствования налогообложения в РБ

·              оффшорный сбор – объектом налогообложения является перечисление денежных средств резидентом РБ нерезиденту, зарегистрированному в оффшорной зоне.[17,с.12] 


                        Налоговое администрирование в РБ.


Одно из важнейших  условий стабилизации финансовой системы любого государства – это обеспечение устойчивого сбора  налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Уплата налогов оказывает мощное регулирующее воздействие на жизнь общества.

В начале рыночных преобразований в Республике Беларусь отсутствовали традиции рыночного хозяйствования, в том числе и в области налогообложения.  Большинство государственных контролирующих органов  и налогоплательщиков оказалось не готовым к принципиально новой экономической  ситуации.  Прежде платежи в бюджет осуществлялись автоматически  и граждане считали, что перечисление налогов в бюджет – обязанность, скорее, самого государства. [8,c.49]

Возникла необходимость в создании самостоятельной государственной структуры, обеспечивающей не только сбор налогов  в бюджет и контроль за соблюдением законодательства о налогах  и предпринимательстве, но и осуществляющей разработку методологической базы по налогообложению и доведение ее до сведения налогоплательщиков. Весной 1990 года такая структура появилась: в составе Министерства финансов на базе инспекции государственных доходов была образована Главная государственная  налоговая инспекция при Министерстве финансов  БССР. В течение последующих 10 лет  налоговая служба республики неоднократно преобразовывалась: это была и Главная государственная налоговая инспекция при Кабинете Министров  Республики Беларусь, и Государственных налоговый комитет  Республики Беларусь. И, наконец, Указом Президента РБ от 24.09.2001г. №516 «О совершенствовании  системы республиканских органов государственного управления  и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь»  Государственный налоговый комитет РБ был преобразован в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.

В РБ к числу государственных органов,  осуществляющих налоговое администрирование, относятся также  таможенные и иные государственные органы, обладающие  полномочиями налоговых органов (например, органы Комитета  государственного контроля РБ).

Специфика вопросов, решаемых органами налогового администрирования, предопределяет содержание их деятельности и функции.

Функции налоговых органов, их права и обязанности, права и  обязанности должностных лиц налоговых органов изложены в Законе РБ «О государственной налоговой  инспекции Республики Беларусь».

Основные задачи налоговых органов – это:

1.                 контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве,

2.                 обеспечение правильного исчисления, полного и своевременного внесения налогов в бюджет,

3.                 обеспечение учета налогов,

4.                 разработка предложений по совершенствованию налогового  законодательства и организации  работы государственных налоговых органов,

5.                 осуществление валютного контроля в пределах своей  компетенции,

6.                  предупреждение, пресечение правонарушений в сфере своей компетенции,

7.                  привлечение к ответственности лиц, виновных в правонарушениях, предусмотренных законодательством о налогах и предпринимательстве,

8.                  подготовка налоговых соглашений  с другими государственными,  осуществление связей с их налоговыми службами, изучение  опыта их работы,

9.                  издание методических указаний и разъяснений о порядке  исчисления и взимания налогов.[14,c.29-30]

Налоговые органы используют правовые и не правовые формы управления.

  Правовой считается деятельность, которая непосредственно влечет правовые последствия  и осуществляется на основе нормативного оформления (например, издание инструкций, методических указаний и разъяснений). Не правовыми формами управления принято считать организационные действия.

Одним из важнейших институтов налогового законодательства является налоговый контроль, который определяется  как контроль за исчислением, полнотой и своевременностью внесения в бюджет  налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей.  По временному критерию различаются предварительный, текущий и последующий контроль. Выбор конкретного вида контроля  в каждом государстве зависит от многих причин, в том числе от уровня  развития налоговой системы и общей организации контроля.  В настоящее время в республике преобладает последующий контроль, применение которого обусловлено, с одной стороны, недостаточным уровнем информатизации субъектов налогообложения, налоговых органов и государства в целом, с другой – по-прежнему недостаточной правовой культурой.  Однако, как показывает опыт государств с давними налоговыми традициями, по мере развития  компьютеризации и налоговой культуры в обществе приоритет  последующего контроля утрачивает свою главенствующую роль. Предварительный и текущий контроль,  непосредственно  связанные с уровнем правовой культуры, возможностями обработки и анализа сведений о налогоплательщиках, должны  в равной мере сочетаться с последующим контролем.

Основными условиями осуществления налогового контроля  являются учет налогоплательщиков и учет поступления налогов. В  настоящее время налоговый контроль проводиться посредством  проверок.  По кругу исследуемых в ходе проверки вопросов налоговые  проверки подразделяются на камеральные, выездные (плановые и  внеплановые; комплексные, тематические, встречные) и рейдовые.  Правовой режим и правовая регламентация проверки  зависят от ее вида и регулируются соответствующими нормативными правовыми актами.

Следует иметь в виду, что выполнение главной задачи  налогового администрирования – обеспечение «собираемости» налогов – зависит не только и не сколько от эффективности работы  налоговых администраций, сколько определяется  прежде всего  возможностями самой экономики. [5,c.23]

II. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.

2.1.        Налоги, уплачиваемые из выручки.

 

Налоги, уплачиваемые из выручки, подразделяются на:

1. Налог на добавленную стоимость.

Плательщиками налога являются  организации и физические лица, признаваемые плательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РБ в соответствии с таможенным законодательством РБ, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющих отдельный баланс и текущий либо иной другой банковский счет. Объектами налогообложения являются: обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности на территории РБ;  обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности за пределы РБ; товары, ввозимые на таможенную территорию РБ.[21,c.26]

 Зачетный метод исчисления налога на добавленную стоимость заключается в том, что налогоплательщик вместе с выручкой за реализованные товары (работы, услуги) получает от своих  покупателей не только стоимость своих товаров (работ, услуг), но и дополнительно налог, причитающийся к уплате в бюджет.  В свою очередь  каждый налогоплательщик сам производит различные платежи за товары (работы, услуги) в пользу других  субъектов хозяйствования и при этом также, кроме стоимости товара (работы, услуги) уплачивает  поставщику и НДС. Разница между полученным и уплаченным налогом уплачивается в бюджет, если она положительная, или возвращается (зачитывается) государством налогоплательщику, если она отрицательная.[16,с.10]

С 01.01.2005г. вступило в силу Соглашение между Правительством РБ и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте или импорте товаров, выполнения работ, оказании услуг, следовательно, с 2005 года при экспорте товаров применяется принцип взимания налога на добавленную стоимость  по стране назначения – освобождение от налога экспортируемых (ввозимых)  товаров и взимание налога по импортируемым (ввозимым) товарам.

Ставки налога на добавленную стоимость:

0%: при реализации экспортируемых товаров; работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных  подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией экспортируемых  товаров;  экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, а также  экспортируемых услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов).

10%: при реализации  производимой на территории РБ продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства;  при реализации предприятиями продовольственных товаров и товаров для детей по перечням, определяемым Советом Министров РБ по согласованию с  Президентом РБ;  при ввозе на таможенную территорию РБ продовольственных товаров и товаров для детей по перечням, определяемым Советом Министров РБ по согласованию с  Президентом РБ.

18%: во всех других случаях реализации товаров (работ, услуг),

9.09%: при реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым розничным ценам с учетом НДС,

15.25%: при реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым розничным ценам с учетом НДС.

Освобождаются от налогообложения НДС обороты от реализации на территории РБ:

ü                лекарственные средства, а также медицинская техника,

ü                услуги по уходу за больными,

ü                услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.