Рефераты. Прокуратура РФ и её роль в надзоре за исполнением законов

Возрастает роль прокурора по надзору за законностью исполнения наказания в виде смертной казни. Так, при отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании с участием прокурора администрацией исправительного учреждения составляется соответствующий акт (ч. 3 ст. 184 УИК). Прокурор также присутствует при исполнении смертной казни (ч. 2 ст. 186 УИК).[36]

Учитывая особую важность и актуальность этой отрасли прокурор­ского надзора,— вспомним, что речь идет об ограничении конституционного права человека и гражданина на свободу и личную неприкосновенность,— Генеральный прокурор РФ приказом № 67 от 12 декабря 1994 г. «О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением законов в местах предварительного заключения, при исполнении уголовных наказаний» обязал прокуроров «при проверке состояния законности в исправительно-трудовых и воспитательно-тру­довых учреждениях режима и условий содержания осужденных, реализации правовых норм, регулирующих их трудовое использование, проведение воспитательной работы, особое внимание обращать на причины вскрытых нарушений, реальность принятых мер по результа­там предыдущих прокурорских проверок».

«...В целях обеспечения законности и обоснованности, а также сроков содержания граждан в местах предварительного заключения не реже одного раза в месяц проверять следственные изоляторы. Принимать безотлагательные меры к восстановлению нарушенных прав граждан, немедленному освобождению незаконно содержащихся под стражей и наказанию виноватых в нарушении закона».


Заключение



Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Положение о прокуратуре базируется на Федеральном Законе «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г., на основе этого был изложен в I гл. Этот акт отвечает интересам укрепления законности и правопорядка в сложный переходный период развития России. В нем в значительной мере учтен опыт сходных государственно-правовых структур развитых стран. Одновременно сохранены и усилены положения, учитывающие преемственность отечественного опыта. Основное усилие сделано на развитие огромного правозащитного потенциала прокуратуры, в том числе в реализации его конституционного приоритета обеспечения реальных гарантий прав и свобод человека и гражданина. С учетом этого введена в закон специальная глава о прокурорском надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как главном приоритете в ее деятельности. В этих целях прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, а также руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Одновременно прокуратура способствует взаимодействию разделения властей, выполняя функцию одного из элементов системы «сдержек и противовесов», их согласованному функционированию как единой государственной власти; прокуратура призвана обеспечивать укрепление и сохранность законности.

Место прокуратуры в системе государственно-пра­вовых институтов имеет ключевое значение для опреде­ления сущности прокурорской системы, функций про­куратуры, ее правового статуса, организационного по­строения, форм и методов деятельности.

В российских условиях прокуратура выполняет функции одного из элементов системы "сдержек и противовесов". Она устанавливает и принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили. Одновременно всей своей деятельностью прокуратура способствует взаимодействию разделенных властей, их согласованному функционированию как единой государственной власти; все ветви власти заин­тересованы в сохранении и укреплении законности, обеспечивать которую призвана прокуратура. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

Ø     надзор за исполнением законов

Ø     надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

Ø     надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

Ø     надзор за исполнением судебных решений судебными приставами;

Ø     надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

Ø     уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

Ø     координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

Библиография


I. Нормативные акты

1.      Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 де­кабря 1993 г. М.: Юрид. лит., 1993.

2.      Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.  // "Российская газета" от 10 декабря 1998 г.

3.      Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам. Заклю­чена в Страсбурге 20 апреля 1959 г.  СЗ РФ от 25 октября 1999 г., N 43, ст. 5132

4.      Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ (с изм. и доп. от 8 января, 21, 24 июля 1998 г., 16 марта 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня 2001 г.)

5.      Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. (действующая редакция)

6.      Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (не вступил в силу) СЗ РФ от 24 декабря 2001 г., N 52 (Часть I), ст. 4921

7.      Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ СЗ РФ, 17 июня 1996 г., N 25, ст. 2954

8.      Закон РФ от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (в первоначальной редакции)

9.      Федеральный закон от 29 декабря 2001 г. N 182-ФЗ "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"

10. Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 19-ФЗ "О внесении дополнений в статью 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"

11. Федеральный закон от 19 ноября 1999 г. N 202-ФЗ "О внесении изменения и дополнения в статью 12 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"

12. Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. N 31-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"

13. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп. от 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29 декабря 2001 г., 30 декабря 2001 г.)

14. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (с изменениями от 18 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 5 января, 30 декабря 1999 г., 20 марта 2001 г.)

15. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г.)

16. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 24 февраля 1999 г. N 10 "О полномочиях прокуратур, осуществляющих надзор за исполнением законов на особорежимных объектах Российской Федерации"

17. Указание Генеральной прокуратуры РФ от 29 августа 1995 г. N 43/7 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства о выборах депутатов Государственной Думы"

18. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 24 февраля 1999 г. N 10 "О полномочиях прокуратур, осуществляющих надзор за исполнением законов на особорежимных объектах Российской Федерации"

19. Письмо Генеральной прокуратуры РФ от 19 февраля 1997 г. N 21-22-97 "О практике прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране здоровья детей"


II. Учебная, научная литература


20. Бурмистров К.Е. Роль прокурорского надзора в обеспечении социалистической законности. М. Юрид. лит., 1979

21. Винокуров А.Ю., Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор в РФ. – М.: Изд-во МНЭПХ, 1995, 62 с.

22. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник для юридических вузов и факультетов. 3-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Зерцало, 1997, 368 с.

23. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод и дополнительные протоколы С науч комментарием / Сост и авт В А Кар-ташкин.И А Ледях М НОРМА, 1996 (Комиссия по правам человека при Прези­денте РФ)

24. Комментарий к Уголовному кодексу Российской федерации Общая часть / Под общ ред Ю И Скуратова, В М Лебедева М ИНФРА-М - НОРМА,1996

25. Конституционные основы правосудия в СССР / Под ред. В.М.Савицкого М., 1981

26. Лебединский В.Г., Коленов Ю.А. Прокурорский надзор в СССР. М., 1987

27. Прокуратура в Российской Федерации (Концепция развития на переходный период) / Под ред. Ю.И.Скуратова. М., 1994

28. Прокурорский надзор в СССР. М.: Юрид.лит., 1973

29. "Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью при расследовании преступлений" (Басков В.И., "Вестник Московского университета", Серия 11, Право, 1998, N 4)

30. Российское уголовное право. Особенная часть: Учебник / Институт гос-ва и права РАН; Под ред. В. Н. Кудрявцева, А. В. Наумова М.: Юристъ, 1997.

31. Руководство для следователей. В 4 ч. / Под ред. Н. А. Селиванова, В. А. Снеткова. М.: ИНФРА-М, ИПК "Лига разума", 1997.

32. Семенов В.М. Правоохранительные органы. Учебник. – М.: Юридическая литература, 2001, 400 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.