Порядок включения затрат в себестоимость
продукции:
В
зависимости от того какие затраты включаются в себестоимость продукции в
отечественной экономической литературе традиционно выделяются следующие ее
виды:
•
цеховая — включает прямые затраты и общепроизводственные расходы;
характеризует затраты цеха на изготовление продукции;
•
производственная — состоит из цеховой себестоимости и общехозяйственных
расходов; свидетельствует о затратах предприятия связанных с выпуском продукции;
•
полная себестоимость — производственная себестоимость, увеличенная на
сумму коммерческих и сбытовых расходов. Этот показатель интегрирует общие
затраты предприятия связанные как с производством так и с
реализацией продукции.
В
соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета:
•
в производственную себестоимость должны включаться лишь производственные
издержки: прямые трудозатраты, прямые материальные затраты и
общепроизводственные расходы;
•
полная себестоимость состоит из производственной себестоимости
сбытовых и административных (общехозяйственных расходов) .
Кроме того различают индивидуальную и
среднеотраслевую себестоимость. Индивидуальная себестоимость
свидетельствует о затратах конкретного предприятия по выпуску продукции; среднеотраслевая
— характеризует средние по отрасли затраты на производство данного
изделия.
Наконец существуют плановая и фактическая
себестоимость. В расчеты плановой себестоимости включаются максимально
допустимые затраты предприятия на изготовление продукции, предусмотренные
планом на предстоящий период. Фактическая себестоимость характеризует
размер действительно затраченных средств на выпущенную продукцию.
1.2.
Основные понятия и
нормативное регулирование себестоимости продукции растениеводства, принципы ее
формирования.
Себестоимость
является объективной экономической категорией. На ранних этапах развития
общества отношение к данному показателю было неодинаково. До настоящего времени
отдельные экономисты не придают ему значения, трактуя его как некоторые
промежуточный показатель, без которого вполне можно обойтись, вследствие чего
он теряет свою актуальность. Другие наоборот, считают его важнейшим показателем
хозяйственной деятельности предприятия, который оказывает непосредственное
влияние на величину прибыли.