1) тем, что только в потреблении продукт становится действительно продуктом. Например, платье становится действительно платьем лишь тогда, когда его носят. Дом, в котором не живут, фактически, не является действительно домом. Потребление доводит продукт производства до завершенности;
2) тем, что потребление создает потребность в новом производстве, т.е. идеальный, внутренне побуждающий мотив производства, который является его предпосылкой. Потребление в форме потребности создает побуждение к производству. Если производство предоставляет потреблению предмет реально, то потребление создает предметы производства в их субъективной форме, в форме потребностей производителей как их внутренние образы, как их побуждения, как их цель.
Уровень потребления в конечном счете определяется развитием производства. Уровень потребления отдельных социальных групп населения, семей и лиц непосредственно определяется характером распределения. Специфика способов распределения обусловливает дифференциацию доходов населения. Отсюда следует, что характер распределения дифференцирует потребление населения. У господствующих слоев населения потребление может быть чрезмерно высоким, включать излишества и роскошь. Вместе с тем многочисленные слои населения могут жить в бедности и даже испытывать лишения.
Рост уровня потребления отдельных слоев населения не всегда отражает улучшение их положения, так как за этим часто скрывается повышение интенсивности труда. Фонд потребления выражает стоимость всех фактически потребленных (или приобретенных) населением потребительных благ, т. е. все непроизводственное потребление. Состав этого фонда складывается из источников поступления предметов потребления к потребителям. Фонд потребления населения включает личное потребление населения в сумме с материальными затратами в учреждениях, обслуживающих население.
Повышение среднего уровня потребления сопровождается совершенствованием его структуры. В общем объеме потребления увеличивается доля услуг, повышается удельный вес непроизводственных товаров, особенно предметов длительного пользования. В потреблении продуктов питания растет доля наиболее ценных предметов - мяса, молока, яиц, овощей и фруктов.
В реальной действительности производство всегда представляет собой общественный процесс. Благодаря разделению труда люди работают друг на друга, производят продукты для других и в свою очередь потребляют продукты, произведенные другими членами общества. В общественном воспроизводстве связь производства с потреблением опосредствуется товарным обращением, деньгами и рыночными отношениями.
2.2. Распределение и производство
Распределение - одна из фаз (стадий) общественного воспроизводства, связующее звено между производством и потреблением. В процессе распределения выявляется доля (пропорция) производителей в реализации и использовании совокупного общественного продукта и национального дохода. Этому предшествует распределение средств производства по отраслям народного хозяйства и предприятиям, а также распределение членов общества по различным родам производства. Ведущую, определяющую роль в единстве составных элементов процесса воспроизводства играет производство.
К. Маркс отмечал, что "... в процессе производства члены общества приспособляют (создают, преобразуют) продукты природы к человеческим потребностям; распределение устанавливает пропорцию, в которой каждый индивидуум принимает участие в произведенном... Распределение определяет отношение (количество), в котором продукты достаются индивидуумам" [14].
Каждый способ производства обусловливает и свои собственные формы распределения. "Структура распределения, - писал К. Маркс, - полностью определяется структурой производства. Распределение само есть продукт производства - не только по содержанию, ибо распределяться могут только результаты производства, но и по форме, ибо определенный способ участия в производстве определяет особую форму распределения, форму, в которой принимают участие в распределении" [14].
Будучи обусловлено характером производства, распределение в свою очередь оказывает активное воздействие на него. Оно может, например, способствовать росту производства или тормозить его, обеспечивать преимущественное развитие одних отраслей и сдерживать развитие других, изменять соотношение между производительным и личным потреблением путём увеличения доли продуктов, идущих в производительное потребление, и уменьшения доли продуктов, идущих в личное потребление, и наоборот.
При капитализме распределение носит антагонистический характер. Значительная доля всего создаваемого совокупного общественного продукта и производимого национального дохода в капиталистических странах достаётся финансовой олигархии, представители которой владеют гигантскими монополистическими объединениями. Например, в национальном доходе США с учётом его перераспределения на долю капиталистов приходится свыше 50%.
Часть созданного в капиталистическом обществе совокупного общественного продукта выделяется господствующим классом на оплату наёмного труда рабочих. Распределение предметов потребления среди эксплуатируемых в соответствии с социальной природой капитализма определяет долю каждого рабочего в совокупном фонде заработной платы в зависимости от стоимости рабочей силы. Используя безработицу, капиталисты всячески стремятся снизить заработную плату рабочих ниже стоимости рабочей силы.
Обратное воздействие распределения на производство при капитализме в первую очередь состоит в том, что индивидуальные капиталы в соответствии со своей величиной обладают неодинаковой возможностью к дальнейшему расширению за счёт прибыли. Крупный капитал становится ещё более крупным и сильным, мелкий же и средний капиталы зачастую не выдерживают конкурентной борьбы с ним, становятся его добычей. Распределение предметов потребления среди рабочих не позволяет им освободиться от гнёта капитала; лишённые средств производства, они вновь вынуждены продавать свою рабочую силу капиталистам. В условиях государственно-монополистического капитализма монополии усиливают эксплуатацию не только своих рабочих, но и других слоев трудящихся, в том числе народов зависимых стран. При социализме в условиях господства общественной собственности средства производства распределяются по отраслям народного хозяйства и предприятиям в соответствии с потребностями расширенного социалистического воспроизводства, в целях обеспечения неуклонного повышения материального и культурного уровня и всестороннего развития всего общества и каждого его члена. Распределение средств производства осуществляется по планам материально-технического снабжения.
Социалистическое производство характеризуется также принципиально отличным от капитализма распределением трудовых ресурсов. Подготовка специалистов и их распределение по сферам производства носят планомерный характер. Это не отрицает того, что при социализме учитывается желание самих членов общества работать в избранной области деятельности на тех или иных предприятиях. В процессе распределения трудовых ресурсов по отраслям народного хозяйства и районам страны широко используются меры экономического стимулирования.
Общественная собственность на средства производства обусловливает распределение общественного продукта и национального дохода в интересах самих трудящихся. Принципиально новое по сравнению с капитализмом социально-экономическое содержание социалистического производства определяет и принципиально новые пропорции, формы распределения. На первой фазе коммунистического способа производства распределение предметов потребления и услуг осуществляется по количеству и качеству труда каждого работника. Это обусловлено тем, что труд при социализме ещё не стал в полной мере первой жизненной потребностью человека, привычкой работать без расчёта на вознаграждение. Труд при социализме нуждается в материальном стимулировании. Кроме того, уровень производительности общественного труда и объём производства пока ещё не в состоянии обеспечить изобилие материальных благ и услуг. Необходим контроль со стороны общества над мерой труда и мерой потребления каждого члена общества. Этот контроль и стимулирование труда осуществляются с помощью #"1.files/image001.jpg">
Предприятия включают факторы производства в производственный процесс и поставляют готовые потребительские товары и услуги домашним хозяйствам. Хлеб, одежда, бытовая электроника, транспортные и иные услуги, потребляемые домашними хозяйствами, заканчивают свое движение, и процесс кругооборота начинается снова.
Как видно на рис.1, движение потоков товаров и денежных средств осуществляется постоянно. Потоки товаров и денег исчисляются за определенный отрезок времени, например за год. Один миллион автомашин, произведенных в течение года, – это годовой поток, в то время как 15 млн. автомашин, имеющихся в наличии на определенную дату – это запас. Численность станочного парка или стоимость домашнего имущества населения – запас; годовое производство станков или компьютеров – поток.
Из всех потоков нас интересует весь продукт, произведенный страной за год (чаще его называют валовым внутренним или валовым национальным продуктом). Он представляет собой агрегированный поток, т.е. выражает стоимость всех товаров и услуг, произведенных за год. Валовой внутренний продукт включает конечную продукцию (завершенную производством и готовую для употребления), исключая промежуточную продукцию, предназначенную для переработки и изготовления конечной продукции. Он также является суммарным доходом всех владельцев экономических ресурсов. В данной (упрощенной) схеме экономического кругооборота показатели валового внутреннего продукта и национального дохода равны между собой.
Таким образом, обмен, прежде всего глубоко вторгается в производство. Ведь разделение труда вынуждает работников совершенствовать свои способности в разных направлениях. Из-за этого возникает необходимость обмениваться знаниями и деятельностью в целях получения общего хозяйственного результата. Такое сотрудничество можно наблюдать, положим, на автомобильном заводе, продукция которого — плод совместного труда конструкторов, инженеров, технологов, рабочих разных профессий и многих других людей, включая управленческий персонал. Доставшиеся от распределения блага зачастую не нужны людям для личного потребления. Но в то же время они нуждаются в совершенно других вещах. Тогда происходит обмен продуктами труда.
3.1. Модификация корпоративной структуры
Традиционная корпорация эпохи индустриализма представляла собой организацию, которая объединяла предпринимателей и наемных работников, действующих в рыночных условиях по весьма унифицированным правилам, что позволяло ей выживать в конкурентной борьбе. На протяжении XX столетия корпоративная структура прошла в своем развитии несколько существенно отличных друг от друга этапов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6