- мы преодолели "всплеск" цен после их освобождения.
Теперь нужно последовательно снижать инфляцию, приблизить структуру цен к мировой, корректно регулировать цены в отраслях естественных монополий (электроэнергия, газ, железнодорожные перевозки);
- либерализовав внешнеэкономическую деятельность удалось добиться положительного сальдо внешней торговли. Сегодня стоит задача - предотвратить "примитивизацию" нашего экспорта и облагородить импорт;
- после денационализации в результате чековой приватизациии страна должна решить более сложную задачу создания эффективных собственников и стратегических инвесторов - через фондовый рынок, через вторичный рынок ценных бумаг;
- прекращено инфляционное финансирование капитальных вложений, ставка банковского процента стала положительной и наблюдается тенденция к ее понижению. Теперь важно создать в стране нормальный инвестиционный климат, активно использовать для целей инвестирования накопления предприятий и населения.
Вместе с тем, с учетом современной ситуации в экономики России, в инвестиционной сфере необходимо приступить к разработке более эффективной политики привлечения инвестиций, в том числе и иностранных. Такая политика должна включать следующие направления:
• формирование стабильной и «прозрачной» нормативно-правовой базы, позволяющей регулировать привлечение инвестиций (налогообложение и таможенные правила, равные правила для отечественных и иностранных инвесторов);
• расширение правил привлечения инвестиций в экономику (концессионные договоры, соглашения о разделе продукции, инвестиционные соглашения с отечественными и иностранными фирмами);
• укрепление отечественной валюты, стабилизацию российского рынка ценных бумаг;
• организацию системы гарантий, защиты и страхования отечественных и иностранных инвестиций, развитие системы залоговых операций на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
• развитие системы информационного, маркетингового и консалтингового обеспечения инвестиционных программ и проектов;
• развитие различных организационно-правовых структур для привлечения инвестиций венчурных фондов, лизинговых компаний и т. д.;
• создание специализированных институтов по возврату вывезенного из России капитала и т. д.
Все большее количество стран вовлекается в этот процесс либерализации инвестиционных режимов с целью обеспечить привлечение иностранного капитала в свою экономику.
Именно на этом, в известном смысле переломном этапе развития страны, когда наметился выход из кризиса и вполне реальны стабилизация, а затем и оживление в экономике, особенно актуальной становится задача привлечения прямых иностранных инвестиций. Они должны не только дать серьезный импульс оздоровлению российской экономики, но и способствовать ее вхождению в мировую экономику.
За период с 1991 г. по 2001 г., по данным Госкомстата, ежегодный приток иностранного капитала в Россию увеличился с 2,0 млрд долл. до 14,3 млрд, т. е. почти в 5 раз (табл.1). В результате из 35 трлн долл. накопленных в мире иностранных инвестиций 36 млрд долл., т. е. одна тысячная, приходится на Россию. Доля текущих иностранных инвестиций в ВВП в 2001 г. достигла 4,5%, накопленных — 11,6%. В расчете на душу населения — 246 долл. ввезенного в страну капитала — Россия существенно «не дотягивает» до соответствующего среднемирового показателя (5833 долл.).
Таблица 1
ВВОЗ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ
1991-1993гг
1994г.
1995г.
1996г.
1997г.
1998г.
1999г.
2000г.
2001г.
млн долл.
мин долл.
Инвестиции всего
2921
1053,4
2983
6970
12295
11773
9560
10958
14258
В том числе: прямые
2569,3
548,9
2020
2440
5333
3361
4260
4429
3980
портфельные
69,5
0,5
39
128
681
191
31
145
451
прочие
282,3
504
924
4402
6281
8221
5269
6384
9827
В этом периоде тенденция сохранения неэффективной структуры импортируемого капитала выражена предельно четко — в ней преобладающими являются так называемые «прочие инвестиции», основная часть которых представлена кредитами, включая кредиты от различных международных финансовых организаций и правительств иностранных государств.
Внешнее финансирование экономики России, осуществляемое международными финансовыми организациями и правительствами зарубежных стран, оценивается за годы реформ в 25 млрд долл. Эти средства были крайне неэффективно использованы для финансирования процессов реструктуризации и технического перевооружения реального сектора российской экономики, существенно увеличив сумму внешней задолженности страны.
Зарубежные кредиты, получаемые правительством, могли бы стать при их предоставлении инициаторам высокорентабельных инвестиционных проектов источником дополнительных доходов бюджета. Но это возможно лишь при условии достаточно низких процентных ставок предоставления таких кредитов и при соблюдении принципов проектного финансирования, при соответствующем жестком контроле за фактическим использованием заемных средств.
В принципе масштабы возможного притока финансовых средств из этих источников в ближайшей перспективе не следует переоценивать. С одной стороны, сохраняющиеся затруднения России с погашением задолженности перед внешними кредиторами не позволяют надеяться на значительные дополнительные поступления из этих стран. С другой — нарастающая тенденция политизации деятельности международных финансовых институтов — МВФ и МБРР — также неблагоприятна с точки зрения интересов российской экономики.
Портфельные инвестиции в общем объеме поступавших в Россию зарубежных капиталовложений традиционно занимали незначительное место, хотя в абсолютном исчислении их годовой прирост временами был значительным. Максимальная их доля и абсолютный объем были зафиксированы в 1997 г. (5,5%, или 681 млн долл.), затем эти показатели стали снижаться. С 2000 г. они опять возрастали, поднявшись в 2001 г. на второе после 1997 г. место за истекшее десятилетие.
Зарубежные портфельные капиталовложения в России изначально не могли играть той активной роли в формировании инвестиционных ресурсов принимающей страны, которую они выполняют в других странах, точно так же как не были в состоянии сыграть эту роль и российские портфельные инвестиции. Это связано с сохраняющейся неразвитостью фондового рынка страны, незначительным количеством эмитентов, акции которых способны принести инвестору достаточный доход в виде дивидендов. Поэтому заметный приток внешних портфельных инвестиций может ожидаться лишь при достаточной стабилизации политической и социальной ситуации в стране, хотя в любом случае в краткосрочной перспективе этот приток не сможет привести к перелому положения в инвестиционной сфере российской экономики. Привлекательность этого рынка сильно подорвана, и его восстановление потребует значительного времени.
В 2000 г. объем накопленных ПИИ в России составлял 5,5% от уровня Китая, 9,6% от уровня Бразилии, 21% от уровня Мексики, 26% от уровня Аргентины, 35% от уровня Малайзии, 45% от уровня Чили, 53% от уровня Польши, 79% от уровня Таиланда, т. е. был намного ниже, чем в большинстве основных развивающихся стран и государств с переходной экономикой. «Достижения» России в сфере привлечения ПИИ выглядят еще скромнее при сравнении ее не только со странами Центральной и Восточной Европы, но и с большинством республик бывшего СССР. Так, объем поступивших в российскую экономику в 90-е годы ПИИ на душу населения составлял лишь 9% от уровня Эстонии, 14% от уровня Латвии, 22% от уровня Литвы, 25% от уровня Азербайджана и 29% от уровня Казахстана. Даже в самой крупной стране мира по численности населения — Китае — этот показатель был почти в два раза выше.
В процентном отношении к ВВП накопленные за 1992—1999 гг. в России ПИИ составили 3,0%, что заметно ниже, чем в странах с развивающейся и переходной экономикой — 28,0% и 13,3% соответственно.
По ионным ЮНИДО, за счет накопленных ПИИ в мире формируется 16,3% объема внутренних валовых инвестиций, при этом в развитых странах данный показатель равен 17,0%, в развивающихся странах — 13,8%, в государствах Центральной и Восточной Европы — 18,4%. В России он составляет 11,0%. В большинстве республик бывшего СССР он выше, чем в России — в Казахстане доля ПИИ в общем объеме внутренних валовых инвестиций составляет 43,3%, в Армении — 42,9%, в Эстонии и Грузии - 23,6%, в Латвии - 21,3%, в Литве - 20,3%, в Молдавии и Киргизии - 17,7%.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7