Рефераты. Проблемы формирования и развития научных направлений в конфликтологии

Качество конфликтологических исследований во многом зави­сит от характера междисциплинарных связей одиннадцати на­ук, изучающих конфликт. Именно в результате междисципли­нарных исследований можно выявить не частные, а общие за­кономерности возникновения, развития и завершения кон­фликтов. Объективно и разносторонне оценить характер меж­дисциплинарных связей между частными конфликтологиче-скими науками достаточно сложно. Ряд исследований в 1993— 1996 гг. позволил сделать вывод, что междисциплинарные связи между отраслями конфликтологии пока не усиливаются. Подобная тенденция может быть оценена скорее всего как негативная [6].

Обобщенные данные о характере парных междисциплинарных связей наук, исследующих конфликт, представлены в табл. 2.2.

Анализ данных, представленных в таблице, позволяет оце­нить характер парных междисциплинарных связей любой нау­ки, изучающей конфликт. Относительно широкие междисциплинарные связи существуют у философов и социологов, кото­рые используют при изучении конфликта работы представите­лей всех других наук, за исключением социобиологии. Относи­тельно часто обращаются к результатам исследований кон­фликта в других областях знаний психологи, политологи, пра­воведы. В то же время социобиологи и математики сегодня ра­ботают полностью изолированно, опираясь только на знания, имеющиеся в своих науках.

В табл. 2.3 представлены обобщенные данные использования диссертантами печатных источников в своей и других науках, а также публикаций, имевшихся во всех науках на момент защиты.

Анализ данных, представленных в табл. 2.2 и 2.3, позволяет сделать выводы, что в настоящее время важнейшей задачей яв­ляется существенное усиление междисциплинарных связей и внутридисциплинарного взаимодействия у конфликтологов. Ин­теграция отраслей конфликтологии должна осуществляться на основе принципа равенства всех частных конфликтологических наук. Вместе с тем роль системообразующей науки в настоящее время объективно играет психология. Это определяется следую­щим:

·                   психология является единственной наукой, изучающей все типы конфликтов;

·                   объектом психологии выступает реальный человек, являю­щийся центральным звеном конфликтов всех уровней;

·                   психологи занимают выраженное лидирующее положение по объему исследований конфликтов;    

·                   только в психологии в 1992 г. поставлена, а затем прорабо­тана проблема формирования конфликтологии на стыке одиннадцати отраслей знаний.

 

                      




                        









Глава 3. Прикладной аспект развития отраслей отечественной конфликтологии

Как это ни парадоксально звучит, военная наука — самая молодая отрасль научных знаний, которая изучает проблему конфликта, выделяет ее как самостоятельную. Первая работа военного ученого на эту тему опубликована в 1988 г. Это жур­нальная статья Е. Долгополова, посвященная военным аспектам региональных конфликтов (рис. 3.1).



                



Почему же столь поздно по сравнению с другими отраслями зна­ний военная наука обратилась к изучению конфликта? Чтобы отве­тить на этот вопрос, необходимо обратиться к предмету исследования военной науки. Как следует из «Военного энциклопедического сло­варя», «основным предметом военной науки является вооруженная борьба в войне» [18]. Поэтому закономерно, что до конца 80-х годов в военной науке приоритетное значение отводилось категории «война». Война рассматривалась как общественно-политическое яв­ление, представляющее собой борьбу государств, наций, социальных групп, ведущуюся средствами вооруженного насилия.

В конце 80-х годов в военной науке появилась необходимость введения понятия «военный конфликт», а следовательно, возник вопрос о соотношении категорий «война» и «военный конфликт». Война стала рассматриваться как сложное социальноеявление в едином спектре военных конфликтов различной интенсивности.

В исследованиях проблемы конфликта военными учеными выделяются несколько направлений:

·                   Разработка теории собственно военного конфликта — его сущность, классификация, соотношение войны и военного конфликта, управление конфликтом, факторы эскалации конфликта и т.д. (С.Богданов);

·                   Роль и место армии в вооруженных конфликтах (Чебан);

·                   Стратегические вопросы подготовки и действий вооруженных сил в военных конфликтах (А.Касюк);

·                   Действия видов и родов войск в военных конфликтах (ВДубров);

·                   Влияние военных конфликтов на разные аспекты жизнедея­тельности общества (Ю.Седов).

Р. Льюс и X. Райфа открывают монографию «Игры и реше­ния» словами [5]:

Во всей мировой литературе столкновение интере­сов было одной из главных, тем; возможно, по вниманию, которое ей уделялось, с ней сравнимы лишь темы Бога, любви, и внутренней борьбы.

Эти темы невозможно раскрыть без анализа противостояния добра и зла, внутренних переживаний и исканий, скрытого и явного противоборства. Поэтому категория конфликта является одной из центральных в искусствоведении.

Разработка художественного конфликта в искусствоведении на­чалась с конца 30-х годов. В последних статьях А.М. Горького можно уже встретить термин «конфликт» наряду с традиционными «драматический», «драма». Первая работа по проблеме конфликта опубликована в 1939 г. в журнале «Театр». Это статья Б. Рейха «Гегель в драматическом конфликте». Пик публикаций приходится на 50-е годы, когда в советском искусстве был объявлен бой «теории бесконфликтности». В 1948—1952 гг. в журнале «Театр» шла дискуссия о целесообразности рассмотрения конфликта в ху­дожественном произведении. «Быть конфликту!» — таков итог дис­куссии.

Искусствоведение в своих творческих исканиях было связано с внутриполитической ситуацией, складывающейся в стране. Как только прозвучали слова Г.М. Маленкова в отчетном докла­де ЦК XIX съезду партии о том, что «наша советская литература и искусство должны смело показывать жизненные противоречия и конфликты, уметь пользоваться оружием критики — одним из действенных средств воспитания», появились статьи о проблеме конфликта в литературе, театре, кино и т.д. Для искусствоведов изучение проблемы конфликта не явилось временной кампани­ей и до 1983 г. наблюдался устойчивый интерес к этому явлению в искусстве (рис. 3.2).

Конфликт изучается в различных видах художественного твор­чества: литературе (А.Г. Погребный), театре (В.А. Сахновский-Панкеев), кино (Н.В. Крючечников), музыке (И.К. Демина), изобразительном искусстве (Л.В. Мочалов).

Можно выделить несколько подходов к изучению конфликта в искусствоведении.

·                   Исследование художественного конфликта как частного мо­мента искусства, где структурной единицей анализа берется одно или несколько произведений, в границах которых конфликт раскрывается как компонент предметно-темати­ческого, структурно-композиционного среза.

                  

                                   1940     1950  1960  1970  1980  1990 Годы

Рис. 3.2. Динамика количества публикаций по проблеме конфликта по искусствоведению

·                   Анализ конфликта как основы проявления общих для вида или жанра процессов. Здесь наблюдается более высокий уровень абстракции.

·                   Философское рассмотрение художественного конфликта как эстетической категории.

Исторические науки приступили к изучению проблемы кон­фликта в начале 70-х годов (рис. 3.3). В 1972 г. были опубликованы монография А.И. Власова и коллектива авторов по проблеме меж­дународного конфликта. История фактически изучала войны и конфликты между государствами многие столетия (например, рабо­ты Геродота, Ксенофонта, Тацита, Фукидида и других античных историков). Однако понятие «конфликт» вводится в научный обо­рот только в 70-е годы нашего столетия.


                    


В исторической науке конфликт исследуется по нескольким направлениям.

·                   Международные конфликты в целом. Работы носят аналити­ческий, обобщающий характер. На основе значительного фактологического материала выявляются закономерности возникновения и развития различных международных кон­фликтов, возможные тенденции в развитии отношений меж­ду государствами.

·                   Региональные конфликты, где основными субъектами проти­водействия выступают развивающиеся страны. Около одной трети всех публикаций приходится на это направление.

·                   Конфликты на Ближнем Востоке выделяются в особое на­правление. Доля этих публикаций составляет более 20% об­щего количества работ по проблеме конфликта по истории. Издано четыре библиографических указателя книг и жур­нальных статей на русском и иностранных языках по про­блеме ближневосточного конфликта (1976; 1976; 1982; 1989).

·                   Развитые страны и конфликты в Третьем мире. Это направ­ление представлено работами, в которых анализируется по­литика США, Великобритании, Франции, Германии, а так­же блока НАТО по отношению к региональным конфликтам различной интенсивности.

·                   Роль ООН и других международных организаций в урегулирова­нии международных конфликтов рассматривается рядом авторов как важный фактор в обеспечении стабильности в меж­дународных отношениях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.